Исследование состояния и работоспособности студентов вузов в период дистанционного обучения
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(150)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(150)
Исследование состояния и работоспособности студентов вузов в период дистанционного обучения
Актуальность данного исследования детерминирована спецификой состояния и работоспособности студентов вузов в связи с вынужденным переходом на дистанционный формат обучения. Ежедневная активная деятельность студентов в университетских стенах сменилась на пребывание в домашних условиях. Трудности, связанные с адаптацией к изменившейся обстановке, к необходимости обучения и общения с преподавателями, сокурсниками, знакомыми в дистанционном формате не могли не повлиять на функциональное и психологическое состояние студентов [2, с. 379].
Дистанционное обучение – это такая форма обучения, при которой процесс обучения полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров, телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от обучаемого, а также от прочих учебных средств, и образовательных ресурсов. Данная форма образования осуществляется с преобладанием дистанционных образовательных технологий, методов, форм и средств обучения в учебном процессе, также используется информация из образовательных массивов сети Интернет [1, с. 1].
Дистанционное обучение характеризуется рядом преимуществ: мобильность, самостоятельность, экономия средств и низкий риск заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Не смотря на достоинства дистанционного обучения в период пандемии, такой формат обучения определенном образом влияет на физическую активность студентов, их эмоциональное состояние и взаимодействие с окружающими.
В рамках исследования рассматриваются отдельные аспекты физиологических и психических состояний студентов, обусловленных условиями изоляции, вызванной пандемией COVID-19.
Объектом исследования были непосредственно студенты высших учебных заведений Волгоградской области.
Предметом исследования было состояния и работоспособность обучающихся в период дистанционного образования.
Цель исследования: изучение состояния и работоспособности студентов в период дистанционного обучения на территории Волгоградской области.
Материалы и методы: авторская анкета (Медникова Е.С., Толстикова А.А., Трусикова О.О.). Анкета состоит из нескольких блоков, направленных на выявление специфики работоспособности и состояний студентов, возникающей в период дистанционного обучения.
1. Физическая активность, работоспособность и самочувствие;
2. Сон и питание;
3. Эмоциональное состояние;
4. Учеба;
5. Общение.
Результаты исследования. В исследовании приняло участие 76 студентов, из них 66 женщин и 10 мужчин различных вузов Волгограда, из которых 35 – ВолгГМУ, 7 – ВАГС, 26 – ВГСПУ, 8 – ВолгГТУ, обучающихся на 1 курсе – 31 человек, 2 курс – 14 человек, 3 курс – 20 человек, 4 курс – 6 человек, 5 курс – 4 человека, 6 курс – 1 человек.
В блоке «Физическая активность, работоспособность и самочувствие» предлагалось ответить на 8 вопросов, относительно уровня физической активности, работоспособности, темпа работы и физического состояния.
Общеизвестно, что умеренные физические нагрузки улучшают общее состояние человека, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, способствуют воспитанию физических качеств. В связи с переходом на дистанционное обучение, студенты оказались вынуждены проводить еще больше времени за компьютером, что связано с онлайн форматом проведения занятий, подготовкой домашних заданий и т.п. Поддерживать двигательную активность на достаточном уровне в сложившихся условиях стало затруднительно. Как показывают результаты проведенного исследования, 20% респондентов (15 чел.) оценивают свою физическую активность по десятибалльной шкале на 3 балла, 17% (13 чел.) - на 7 баллов и 16% (12 чел.) на 4 балла (рис. 1).
Рисунок 1. Оценка уровня физической активности в период дистанционного обучения
Тем не менее, длительное нахождение в положении сидя чревато нарушениями в работе многих систем человеческого организма. Так, отрицательное влияние в наибольшей степени может отразиться на органах зрения, опорно-двигательном аппарате, мышцах и суставах. Неправильное положение тела в течении длительной работы за компьютером так же сказывается на общем самочувствии студентов, способствует появлению у них дискомфорта и боли. Так, 26% (20 чел.) отметили, что их часто беспокоят боли в спине и шее, 36% (27 чел.) – часто испытывают напряжение и усталость глаз и 28% (21 чел.) часто беспокоят головные боли (рис. 2).
Рисунок 2. Наличие и частота возникновения: а) головные боли; б) боли в спине, шее; в) напряжение и усталость глаз
Увеличение учебных нагрузок, преобладание умственной деятельности, малая физическая активность приводит к быстрой утомляемости и истощаемости. Так, часто чувствуют себя усталыми -55% (42 чел.) респондентов, 35% (27 чел.) – лишь иногда и 9% (7 чел.) – редко. Среди мер преодоления усталости (рис. 3) наиболее часто встречаются: сон 45% (34 чел.), отдых -33% (25 чел.), прогулка – 26% (20 чел.).
Рисунок 3. Предпринимаемые меры борьбы с усталостью
Примечательны данные об общем темпе работы студентов: медленно, но качественно справляются с учебными нагрузками лишь 25% респондентов (19 чел.), «когда как» - 63% (48 чел.) и 12% (9 чел.) предпочитают работать быстро, но не всегда качественно. Таким образом, качество выполняемых учебных заданий зачастую сильно страдает.
Работоспособность показывает способность человека выполнять максимально возможное количество работы на заданном уровне в течение определенного количества времени. Ограничение работоспособности связанно с устойчивым нарушением состояния здоровья. На просьбу оценить работоспособность в период дистанционного обучения от 1 до 10 результаты распределились следующим образом: большинство респондентов оценило свою работоспособность выше среднего уровня (рис 4).
Рисунок 4. Оценка работоспособности в процессе дистанционного обучения
Блок «Сон и питание» состоит из 7 вопросов, относящиеся к проблемам сна и питания в период дистанционного обучения.
Тема «Сон» начинается с вопроса «Обычная продолжительность Вашего сна в период дистанционного обучения», где были получены следующие ответы респондентов: 21% (16 чел.) указали менее 6 часов, 37% (28 чел.) – 6-7 часов, 28% (21 чел.) – 7-8 часов и 14% (11 чел.) указали более 8 часов (рис. 5).
В следующем вопросе «Бывали ли случаи, когда было трудно уснуть?» 9% (7 чел.) ответили всегда, 38% (29 чел.) – иногда, 27% 20 чел.) – часто, 17% (13 чел.) – редко и 9% (7 чел.) указали никогда (рис. 6).
Рисунок 5. Обычная продолжительность сна в период дистанционного обучения
Рисунок 6. Частота возникновения проблем со сном
Также студенты оценили качество своего сна в период дистанционного обучения. На рис. 7 видно, что 5% (4 чел.) оценили свой сон в 1 балл, 9% (7 чел.) – 2, 11% 8 чел.) – 3, 15% (11 чел.) – 4, 13% (10 чел.) – 6, 17% (13 чел.) дали оценку 7, 9% (7 чел.) – 8, 5% (4 чел.) – 9 и 8% (6 чел.) оценили свой сон в 10 баллов.
Рисунок 7. Оценка качества сна в период дистанционного обучения
Исходя из приведенных результатов, можно утверждать, что у студентов различных вузов, принявших участие в исследовании, наблюдается недостаток сна в период дистанционного обучения. У большинства обучающихся продолжительность сна достигает 6-7 часов и иногда не получалось уснуть.
В теме «Питание» необходимо было дать качественную и количественную оценку своему питанию. Оценка респондентами качества питания в период дистанционного обучения следующая: 3% (2 чел.) респондентов оценили свое питание в 1 балл, 4% (3 чел.) – в 2 балла, 7% (5 чел.) –3, 13% (10 чел.) – 4, 12% (9 чел.) – 5, 16% (12 чел.) – 6, 5% (4 чел.) – 7, 17% (13 чел.) – 8, 5% (4 чел.) – 9 и 18% (14 чел.) – 10 (рис. 8). Также респонденты оценили свое питание с другой точки зрения: 13% (10 чел.) респондентов отметили, что едят очень много, 67% (51 чел.) – едят в меру и у 20% (15 чел.) респондентов часто нет времени на это.
Рисунок 8. Оценка качества своего питания в период дистанционного обучения
На вопрос «Как часто из-за занятости Вы обедаете наспех?» 5% (4 чел.) респондентов ответили «всегда», 36% (27 чел.) – «часто», 30% (23 чел.) – «иногда», 17% (13 чел.) – «редко» и 12% (9 чел.) ответили «никогда» (рис. 9).
Рисунок 9. Частота приема пищи наспех из-за занятости
Студентам было предложено указать, что они предпочитают из еды в качестве перекуса: 28% (21 чел.) предпочитают сладости, 20% (15 чел.) респондентов отдали предпочтение напиткам, 37% (28 чел.) – здоровым перекусам, 36% (24 чел.) – предпочитают фастфуд, 11% (8 чел.) - молочные продукты, 4% (3 чел.) респондентов не уточнили и 1% (1 чел.) не устраивают перекусы (рис. 10).
Рисунок 10. Предпочтения продуктов питания в качестве перекуса
Исходя из описанных результатов, можно утвердить, что студенты в основном питаются в меру, часто наспех, употребляя либо здоровую пищу, либо фастфуд.
Блок «Эмоциональное состояние» состоит из 4 вопросов. В первом вопросе респондентам было предложено оценить своё отношение к каждому из девяти аспектов жизни в период дистанционного обучения по десятибалльной шкале, где 1 – негативное, 10 – позитивное отношение.
Таким образом было выявлено: к интернет-общению с друзьями (рис. 11) большая часть студентов относится удовлетворительно и положительно – 20% (15 чел.) выбрали 7, 19% (14 чел.) – 5, 32% (24 чел.) выбрали ответы 9 и 10. Негативное отношение к интернет-общению наблюдается у 8% респондентов (7 чел.).
На вопрос об отношении к частому применению ПК, гаджетов (рис. 12) респонденты ответили следующим образом: 15% (11 чел.) и 11% (8 чел.) оценили положительно, выбрав 7 и 9 соответственно, 13% (10 чел.) оценили крайне негативно, выбрав 1, 20% (16 чел.) заняли промежуточную позицию, выбрав оценки 5 и 6.
Рисунок 11. Отношение к интернет-общению с друзьями
Рисунок 12. Отношение к частому применению ПК, гаджетов
Также респонденты выразили больше негативное и нейтральное отношение к дистанционному обучению в России: 10% (8 чел.) выбрали оценку 1, 16% (12 чел.) – 4, 20% (15 чел.) выбрали 5 (рис. 13). Субъективная оценка отношения респондентов к дистанционному обучению в вузе (рис. 14) показала следующие результы: 17% (13 чел.) выбрали оценку 5, 13% (10 чел.) – 3, 13% (10 чел.) – 7, 10% (8 чел.) – 6, 10% (8 чел.) – 8.
Рисунок 13. Отношение к дистанционному обучению в России
Рисунок 14. Отношение к дистанционному обучению в своем вузе
Отношение к дистанционной сессии у большинства респондентов в разной степени положительно: 20% (15 чел.) ответили 10, 16% (12 чел.) – 5, 16% (12 чел.) – 7, 16% (12 чел.) – 8, 14% (11 чел.) – 9 (рис. 15).
Рисунок 15. Отношение к сессии в дистанционном формате
У большинства респондентов отношения с преподавателями положительные: 24% (18 чел.) оценили на 10, 32% (24 чел.) оценили на 8 и 9, никто не оценил на 1, и лишь 1-2 человека оценили на 2 и 3. Можно говорить, что, несмотря на переход на бесконтактную коммуникацию с преподавателем, отношения остаются положительными/улучшаются.
Отношения с однокурсниками и в семье у большинства опрошенных так же положительные: 32% (24 чел.) оценили свои отношения с однокурсниками на 10, 16% (12 чел.) – на 8, 14% (11 чел.) – на 7, никто не оценил на 1, и лишь 3% (3 чел.) выбрали оценки 2,3,4; 47% (36 чел.) оценили свои отношения в семье на 10, никто не оценил на 0, лишь 3% (3 чел.) оценили на 2,3,4.
Рисунок 16. Отношения с преподавателями, однокурсниками и семьей в период дистанционного обучения
Отношение к ситуации с COVID-19 в Волгоградской области среди опрошенных не носит выраженный негативный или положительный характер, но имеет тенденцию к положительному: 17% (13 чел.) – 5, 24% (18 чел.) – 8.
Второй вопрос позволяет исследовать частоту появления определенных ощущений своего состояния. На вопрос о том, как часто возникает чувство растерянности, респонденты ответили следующее: 8% (6 чел.) – всегда, 20% (15 чел.) – часто, 36% (27 чел.) – иногда, 22% (17 чел.) – редко и 14% (11 чел.) – никогда.
На вопрос о том, как часто возникает паника, респонденты разделились следующим образом: 10% (8 чел.) – всегда, 10% (8 чел.) – часто, 24% (18 чел.) – иногда, 22% (17 чел.) – редко и 29% (22 чел.) – никогда. Чувство вялости и усталости возникает часто у 33% (25 чел.), никогда – у 22% (17 чел.).
Третий и четвертый вопросы заключаются в выборе утверждения, подходящего респонденту. В итоге было выяснено, что за время дистанционного обучения эмоционально истощились 54% (41 чел.), а 42 % (32 чел.) не почувствовали изменений; в течение недели нормальное настроение у 71% (54 чел.), преобладает плохое настроение у 13% (10 чел.).
Блок «Учеба» включает в себя 7 вопросов, касающихся процесса и качества учебной деятельности в период дистанционного обучения. Было выяснено, что примерное время работы с компьютером и другими гаджетами по учебе в процессе дистанционного обучения (в день) у 41% (31 чел.) занимает более 8 часов, и всего лишь у 2% (2 чел.) – 1-2 часа в день, а примерное время работы с компьютером и другими гаджетами по выполнению домашних заданий в процессе дистанционного обучения (в день) у 72% (54 чел.) занимает 5-8 часов и более (рис.17).
На вопрос «Бывало ли, что дел и заданий было много/накапливались, а Вы ничего не делали на дистанционном обучении? (не было желания, апатичное состояние)» респонденты ответили следующим образом: 32% (24 чел.) ответили часто, 28% (21 чел.) – иногда, 22% (17 чел.) – редко, 9% (7 чел.) – всегда и 9% (7 чел.) – никогда.
Рисунок 17. Примерное время работы с компьютером/гаджетами в процессе дистанционного обучения: a – по учебе; b – по выполнению домашних заданий
Вопрос «Как Вы считаете, результат обучения (Ваши знания) при использовании дистанционного обучения стали лучше или хуже, чем при обычном способе обучения?» позволил выяснить, что 42% (32 чел.) считают, что качество их знаний на период дистанционного обучения ухудшилось, и лишь у 3% (2 чел.) – улучшилось, 26% (20 чел.) качество знаний, по их мнению, осталось неизменным, остальные 29% (22 чел.) затрудняются ответить на этот вопрос.
Результаты ответов на вопрос: «Уровень Вашей мотивации к учебе в рамках дистанционной формы обучения», демонстрируют ухудшение мотивации к учебе у 46% (35 чел.), 42% (32 чел.) считают, что уровень мотивации не изменился.
На вопрос: «Как Вы оцениваете учебную нагрузку в период дистанционного обучения?» респонденты ответили следующим образом: 45% (34 чел.) оценивают нагрузку как высокую, 54% (41 чел.) оценивают нагрузку как среднюю, и лишь 1% (1 чел.) оценивает нагрузку как низкую.
На открытый вопрос: «Как Вы относитесь к дистанционному обучению?» мнения разделились на несколько групп: позитивное отношение у 10% (8 чел.), нейтральное отношение – 32% (24 чел.), негативное отношение у 40% (30 чел.), у 12% (9 чел.) отношение к дистанционному обучению неоднозначное, 4% (3 чел.) относятся к ДО, как к необходимой мере в период пандемии, 3% (2 чел.) испытали затруднения в ответе на данный вопрос.
Блок «Общение» состоит из 6 вопросов, затрагивающих сферу общения у студентов в период пандемии. По результатам исследования, на вопрос «Как часто Вы общаетесь с родителями/близкими/друзьями через интернет и специальные приложения в период дистанционного обучения?» были получены следующие результаты: у 86% (65 чел.) общение с родителями и близкими происходит каждый день, у 9% (7 чел.) – 3-4 раза в неделю, у 5% (4 чел.) – 1-2 раза в неделю.
По результатам ответов на открытый вопрос: «При общении с друзьями Вы предпочитаете» было выяснено, что при общении с друзьями 78% (59 чел.) предпочитают встречи вживую, 63% (48 чел.) – социальные сети, 29% (22 чел.) – разговоры по телефону, 24% (18 чел.) – видеосвязь.
На вопрос: «Замечаете ли Вы, что в последнее время вы теряете интерес к знакомым и друзьям, которые не связаны с вашей учебой?» были даны следующие ответы: 58% (44 чел.) не заметили за собой потери интереса к знакомым и друзьям, 26% (20 чел.) испытали отдаление от знакомых и друзей, не связанных с учебой.
Следующие два вопроса, касающиеся частоты возникновений ссор в семье в период дистанционного обучения и до него показали, что переход на дистанционное обучение практически не повлиял на частоту возникновения конфликтных ситуаций в семье (рис. 18).
Рисунок 18. Частота возникновения конфликтов до и во время дистанционного обучения
На вопрос «Чувствуете ли Вы одиночество в процессе дистанционного обучения?» были получены следующие данные: 34% (26 чел.) испытывают чувство одиночества часто, 9% (7 чел.) – всегда, 24% (18 чел.) – иногда, 11% (8 чел.) – редко и 22% (17 чел.) – никогда.
Таким образом, исходя из результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В период дистанционного обучения физическая активность студентов снизилась. Малая физическая активность, большое количество работы с компьютером приводит к чувству усталости, ухудшению общего самочувствия, среди которых наибольшее значение имеет напряжение и усталость глаз. Тем не менее, работоспособность студентов, по их субъективным оценкам находится на уровне выше среднего, однако отмечается ухудшение качества выполняемой работы. Самой распространённой мерой в борьбе с усталостью и плохим самочувствием является сон.
2. Большинство респондентов отметили, что их сон составляет 6-7 часов, качество сна значительно не страдает. Большая часть респондентов обедает наспех, что также может влиять на общее самочувствие, среди вариантов перекуса встречается как здоровая пища, так и фастфуд.
3. Отмечается в целом положительное отношение к интернет-общению с друзьями, нейтральной отношение к дистанционному обучению в стране и к частому применению гаджетов, однако отношение к дистанционному обучению в собственном вузе в большинстве случаев находится ниже средней оценки.
4. Время работы с компьютером по подготовке заданий у большинства респондентов занимает 5-8 часов или более, часто это происходит допоздна. В большинстве случаев качество получаемых знаний ухудшилось, снизилась мотивация к учебе, при этом, по большей части учебная нагрузка воспринимается как средняя.
5. Большинство респондентов общаются с близкими и друзьями каждый день, наиболее популярными средствами общения являются личная встреча и социальные сети, тем не менее большинство опрошенных часто чувствуют себя одинокими.