Статья:

Исследование состояния и работоспособности студентов вузов в период дистанционного обучения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(150)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Медникова Е.С., Толстикова А.А., Трусикова О.О. Исследование состояния и работоспособности студентов вузов в период дистанционного обучения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 14(150). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/150/90225 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование состояния и работоспособности студентов вузов в период дистанционного обучения

Медникова Екатерина Сергеевна
студент, Волгоградский государственный медицинский университет, РФ, г. Волгоград
Толстикова Анна Александровна
студент, Волгоградский государственный медицинский университет, РФ, г. Волгоград
Трусикова Оксана Олеговна
студент, Волгоградский государственный медицинский университет, РФ, г. Волгоград
Болучевская Валентина Викторовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Волгоградский государственный медицинский университет, РФ, г. Волгоград

 

Актуальность данного исследования детерминирована спецификой состояния и работоспособности студентов вузов в связи с вынужденным переходом на дистанционный формат обучения. Ежедневная активная деятельность студентов в университетских стенах сменилась на пребывание в домашних условиях. Трудности, связанные с адаптацией к изменившейся обстановке, к необходимости обучения и общения с преподавателями, сокурсниками, знакомыми в дистанционном формате не могли не повлиять на функциональное и психологическое состояние студентов [2, с. 379].

Дистанционное обучение – это такая форма обучения, при которой процесс обучения полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров, телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от обучаемого, а также от прочих учебных средств, и образовательных ресурсов. Данная форма образования осуществляется с преобладанием дистанционных образовательных технологий, методов, форм и средств обучения в учебном процессе, также используется информация из образовательных массивов сети Интернет [1, с. 1].

Дистанционное обучение характеризуется рядом преимуществ: мобильность, самостоятельность, экономия средств и низкий риск заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Не смотря на достоинства дистанционного обучения в период пандемии, такой формат обучения определенном образом влияет на физическую активность студентов, их эмоциональное состояние и взаимодействие с окружающими.

В рамках исследования рассматриваются отдельные аспекты физиологических и психических состояний студентов, обусловленных условиями изоляции, вызванной пандемией COVID-19.

Объектом исследования были непосредственно студенты высших учебных заведений Волгоградской области.

Предметом исследования было состояния и работоспособность обучающихся в период дистанционного образования.

Цель исследования: изучение состояния и работоспособности студентов в период дистанционного обучения на территории Волгоградской области.

Материалы и методы: авторская анкета (Медникова Е.С., Толстикова А.А., Трусикова О.О.). Анкета состоит из нескольких блоков, направленных на выявление специфики работоспособности и состояний студентов, возникающей в период дистанционного обучения.

1. Физическая активность, работоспособность и самочувствие;

2. Сон и питание;

3. Эмоциональное состояние;

4. Учеба;

5. Общение.

Результаты исследования. В исследовании приняло участие 76 студентов, из них 66 женщин и 10 мужчин различных вузов Волгограда, из которых 35 – ВолгГМУ, 7 – ВАГС, 26 – ВГСПУ, 8 – ВолгГТУ, обучающихся на 1 курсе – 31 человек, 2 курс – 14 человек, 3 курс – 20 человек, 4 курс – 6 человек, 5 курс – 4 человека, 6 курс – 1 человек.

В блоке «Физическая активность, работоспособность и самочувствие» предлагалось ответить на 8 вопросов, относительно уровня физической активности, работоспособности, темпа работы и физического состояния.

Общеизвестно, что умеренные физические нагрузки улучшают общее состояние человека, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, способствуют воспитанию физических качеств. В связи с переходом на дистанционное обучение, студенты оказались вынуждены проводить еще больше времени за компьютером, что связано с онлайн форматом проведения занятий, подготовкой домашних заданий и т.п.  Поддерживать двигательную активность на достаточном уровне в сложившихся условиях стало затруднительно. Как показывают результаты проведенного исследования, 20% респондентов (15 чел.) оценивают свою физическую активность по десятибалльной шкале на 3 балла, 17% (13 чел.) - на 7 баллов и 16% (12 чел.) на 4 балла (рис. 1).

 

Рисунок 1. Оценка уровня физической активности в период дистанционного обучения

 

Тем не менее, длительное нахождение в положении сидя чревато нарушениями в работе многих систем человеческого организма. Так, отрицательное влияние в наибольшей степени может отразиться на органах зрения, опорно-двигательном аппарате, мышцах и суставах. Неправильное положение тела в течении длительной работы за компьютером так же сказывается на общем самочувствии студентов, способствует появлению у них дискомфорта и боли. Так, 26% (20 чел.) отметили, что их часто беспокоят боли в спине и шее, 36% (27 чел.) – часто испытывают напряжение и усталость глаз и 28% (21 чел.) часто беспокоят головные боли (рис. 2).

 

Рисунок 2. Наличие и частота возникновения: а) головные боли; б) боли в спине, шее; в) напряжение и усталость глаз

 

Увеличение учебных нагрузок, преобладание умственной деятельности, малая физическая активность приводит к быстрой утомляемости и истощаемости. Так, часто чувствуют себя усталыми -55% (42 чел.) респондентов, 35% (27 чел.) – лишь иногда и 9% (7 чел.) – редко. Среди мер преодоления усталости (рис. 3) наиболее часто встречаются: сон 45% (34 чел.), отдых -33% (25 чел.), прогулка – 26% (20 чел.).

 

Рисунок 3. Предпринимаемые меры борьбы с усталостью

 

Примечательны данные об общем темпе работы студентов: медленно, но качественно справляются с учебными нагрузками лишь 25% респондентов (19 чел.), «когда как» - 63% (48 чел.) и 12% (9 чел.) предпочитают работать быстро, но не всегда качественно. Таким образом, качество выполняемых учебных заданий зачастую сильно страдает.

Работоспособность показывает способность человека выполнять максимально возможное количество работы на заданном уровне в течение определенного количества времени. Ограничение работоспособности связанно с устойчивым нарушением состояния здоровья. На просьбу оценить работоспособность в период дистанционного обучения от 1 до 10 результаты распределились следующим образом: большинство респондентов оценило свою работоспособность выше среднего уровня (рис 4).

 

Рисунок 4. Оценка работоспособности в процессе дистанционного обучения

 

Блок «Сон и питание» состоит из 7 вопросов, относящиеся к проблемам сна и питания в период дистанционного обучения.

Тема «Сон» начинается с вопроса «Обычная продолжительность Вашего сна в период дистанционного обучения», где были получены следующие ответы респондентов: 21% (16 чел.) указали менее 6 часов, 37% (28 чел.) – 6-7 часов, 28% (21 чел.) – 7-8 часов и 14% (11 чел.) указали более 8 часов (рис. 5).

В следующем вопросе «Бывали ли случаи, когда было трудно уснуть?» 9% (7 чел.) ответили всегда, 38% (29 чел.) – иногда, 27% 20 чел.) – часто, 17% (13 чел.) – редко и 9% (7 чел.) указали никогда (рис. 6).


 

Рисунок 5. Обычная продолжительность сна в период дистанционного обучения

 

Рисунок 6. Частота возникновения проблем со сном


Также студенты оценили качество своего сна в период дистанционного обучения. На рис. 7 видно, что 5% (4 чел.) оценили свой сон в 1 балл, 9% (7 чел.) – 2, 11% 8 чел.) – 3, 15% (11 чел.) – 4, 13% (10 чел.) – 6, 17% (13 чел.) дали оценку 7, 9% (7 чел.) – 8, 5% (4 чел.) – 9 и 8% (6 чел.) оценили свой сон в 10 баллов.

 

Рисунок 7. Оценка качества сна в период дистанционного обучения

 

Исходя из приведенных результатов, можно утверждать, что у студентов различных вузов, принявших участие в исследовании, наблюдается недостаток сна в период дистанционного обучения. У большинства обучающихся продолжительность сна достигает 6-7 часов и иногда не получалось уснуть.

В теме «Питание» необходимо было дать качественную и количественную оценку своему питанию. Оценка респондентами качества питания в период дистанционного обучения следующая: 3% (2 чел.) респондентов оценили свое питание в 1 балл, 4% (3 чел.) – в 2 балла, 7% (5 чел.) –3, 13% (10 чел.) – 4, 12% (9 чел.) – 5, 16% (12 чел.) – 6, 5% (4 чел.) – 7, 17% (13 чел.) – 8, 5% (4 чел.) – 9 и 18% (14 чел.) – 10 (рис. 8). Также респонденты оценили свое питание с другой точки зрения: 13% (10 чел.) респондентов отметили, что едят очень много, 67% (51 чел.) –  едят в меру и у 20% (15 чел.) респондентов часто нет времени на это.

 

Рисунок 8. Оценка качества своего питания в период дистанционного обучения

 

На вопрос «Как часто из-за занятости Вы обедаете наспех?» 5% (4 чел.) респондентов ответили «всегда», 36% (27 чел.) – «часто», 30% (23 чел.) – «иногда», 17% (13 чел.) – «редко» и 12% (9 чел.) ответили «никогда» (рис. 9).

 

Рисунок 9. Частота приема пищи наспех из-за занятости

 

Студентам было предложено указать, что они предпочитают из еды в качестве перекуса: 28% (21 чел.) предпочитают сладости, 20% (15 чел.) респондентов отдали предпочтение напиткам, 37% (28 чел.) – здоровым перекусам, 36% (24 чел.) – предпочитают фастфуд, 11% (8 чел.) - молочные продукты, 4% (3 чел.) респондентов не уточнили и 1% (1 чел.) не устраивают перекусы (рис. 10).

 

Рисунок 10. Предпочтения продуктов питания в качестве перекуса

 

Исходя из описанных результатов, можно утвердить, что студенты в основном питаются в меру, часто наспех, употребляя либо здоровую пищу, либо фастфуд.

Блок «Эмоциональное состояние» состоит из 4 вопросов. В первом вопросе респондентам было предложено оценить своё отношение к каждому из девяти аспектов жизни в период дистанционного обучения по десятибалльной шкале, где 1 – негативное, 10 – позитивное отношение.

Таким образом было выявлено: к интернет-общению с друзьями (рис. 11) большая часть студентов относится удовлетворительно и положительно – 20% (15 чел.) выбрали 7, 19% (14 чел.) – 5, 32% (24 чел.) выбрали ответы 9 и 10. Негативное отношение к интернет-общению наблюдается у 8% респондентов (7 чел.).

На вопрос об отношении к частому применению ПК, гаджетов (рис. 12) респонденты ответили следующим образом: 15% (11 чел.) и 11% (8 чел.) оценили положительно, выбрав 7 и 9 соответственно, 13% (10 чел.) оценили крайне негативно, выбрав 1, 20% (16 чел.) заняли промежуточную позицию, выбрав оценки 5 и 6.


 

Рисунок 11. Отношение к интернет-общению с друзьями

 

Рисунок 12. Отношение к частому применению ПК, гаджетов

 

Также респонденты выразили больше негативное и нейтральное отношение к дистанционному обучению в России: 10% (8 чел.) выбрали оценку 1, 16% (12 чел.) – 4, 20% (15 чел.) выбрали 5 (рис. 13). Субъективная оценка отношения респондентов к дистанционному обучению в вузе (рис. 14) показала следующие результы: 17% (13 чел.) выбрали оценку 5, 13% (10 чел.) – 3, 13% (10 чел.) – 7, 10% (8 чел.) – 6, 10% (8 чел.) – 8.


 

Рисунок 13. Отношение к дистанционному обучению в России

 

Рисунок 14. Отношение к дистанционному обучению в своем вузе


Отношение к дистанционной сессии у большинства респондентов в разной степени положительно: 20% (15 чел.) ответили 10, 16% (12 чел.) – 5, 16% (12 чел.) – 7, 16% (12 чел.) – 8, 14% (11 чел.) – 9 (рис. 15).

 

Рисунок 15. Отношение к сессии в дистанционном формате

 

У большинства респондентов отношения с преподавателями положительные: 24% (18 чел.) оценили на 10, 32% (24 чел.) оценили на 8 и 9, никто не оценил на 1, и лишь 1-2 человека оценили на 2 и 3. Можно говорить, что, несмотря на переход на бесконтактную коммуникацию с преподавателем, отношения остаются положительными/улучшаются.

Отношения с однокурсниками и в семье у большинства опрошенных так же положительные: 32% (24 чел.) оценили свои отношения с однокурсниками на 10, 16% (12 чел.) – на 8, 14% (11 чел.) – на 7, никто не оценил на 1, и лишь 3% (3 чел.) выбрали оценки 2,3,4; 47% (36 чел.) оценили свои отношения в семье на 10, никто не оценил на 0, лишь 3% (3 чел.) оценили на 2,3,4.

 

Рисунок 16. Отношения с преподавателями, однокурсниками и семьей в период дистанционного обучения

 

Отношение к ситуации с COVID-19 в Волгоградской области среди опрошенных не носит выраженный негативный или положительный характер, но имеет тенденцию к положительному: 17% (13 чел.) – 5, 24% (18 чел.) – 8.

Второй вопрос позволяет исследовать частоту появления определенных ощущений своего состояния. На вопрос о том, как часто возникает чувство растерянности, респонденты ответили следующее: 8% (6 чел.) – всегда, 20% (15 чел.) – часто, 36% (27 чел.) – иногда, 22% (17 чел.) – редко и 14% (11 чел.) – никогда.

На вопрос о том, как часто возникает паника, респонденты разделились следующим образом: 10% (8 чел.) – всегда, 10% (8 чел.) – часто, 24% (18 чел.) – иногда, 22% (17 чел.) – редко и 29% (22 чел.) – никогда. Чувство вялости и усталости возникает часто у 33% (25 чел.), никогда – у 22% (17 чел.).

Третий и четвертый вопросы заключаются в выборе утверждения, подходящего респонденту. В итоге было выяснено, что за время дистанционного обучения эмоционально истощились 54% (41 чел.), а 42 % (32 чел.) не почувствовали изменений; в течение недели нормальное настроение у 71% (54 чел.), преобладает плохое настроение у 13% (10 чел.).

Блок «Учеба» включает в себя 7 вопросов, касающихся процесса и качества учебной деятельности в период дистанционного обучения. Было выяснено, что примерное время работы с компьютером и другими гаджетами по учебе в процессе дистанционного обучения (в день) у 41% (31 чел.) занимает более 8 часов, и всего лишь у 2% (2 чел.) – 1-2 часа в день, а примерное время работы с компьютером и другими гаджетами по выполнению домашних заданий в процессе дистанционного обучения (в день) у 72% (54 чел.) занимает 5-8 часов и более (рис.17).

На вопрос «Бывало ли, что дел и заданий было много/накапливались, а Вы ничего не делали на дистанционном обучении? (не было желания, апатичное состояние)» респонденты ответили следующим образом: 32% (24 чел.) ответили часто, 28% (21 чел.) – иногда, 22% (17 чел.) – редко, 9% (7 чел.) – всегда и 9% (7 чел.) – никогда.

 

Рисунок 17. Примерное время работы с компьютером/гаджетами в процессе дистанционного обучения: a – по учебе; b – по выполнению домашних заданий

 

Вопрос «Как Вы считаете, результат обучения (Ваши знания) при использовании дистанционного обучения стали лучше или хуже, чем при обычном способе обучения?» позволил выяснить, что 42% (32 чел.) считают, что качество их знаний на период дистанционного обучения ухудшилось, и лишь у 3% (2 чел.) – улучшилось, 26% (20 чел.) качество знаний, по их мнению, осталось неизменным, остальные 29% (22 чел.) затрудняются ответить на этот вопрос.

Результаты ответов на вопрос: «Уровень Вашей мотивации к учебе в рамках дистанционной формы обучения», демонстрируют ухудшение мотивации к учебе у 46% (35 чел.), 42% (32 чел.) считают, что уровень мотивации не изменился.

На вопрос: «Как Вы оцениваете учебную нагрузку в период дистанционного обучения?» респонденты ответили следующим образом: 45% (34 чел.) оценивают нагрузку как высокую, 54% (41 чел.) оценивают нагрузку как среднюю, и лишь 1% (1 чел.) оценивает нагрузку как низкую.

На открытый вопрос: «Как Вы относитесь к дистанционному обучению?» мнения разделились на несколько групп: позитивное отношение у 10% (8 чел.), нейтральное отношение – 32% (24 чел.), негативное отношение у 40% (30 чел.), у 12% (9 чел.) отношение к дистанционному обучению неоднозначное, 4% (3 чел.) относятся к ДО, как к необходимой мере в период пандемии, 3% (2 чел.) испытали затруднения в ответе на данный вопрос.

Блок «Общение» состоит из 6 вопросов, затрагивающих сферу общения у студентов в период пандемии. По результатам исследования, на вопрос «Как часто Вы общаетесь с родителями/близкими/друзьями через интернет и специальные приложения в период дистанционного обучения?» были получены следующие результаты: у 86% (65 чел.) общение с родителями и близкими происходит каждый день, у 9% (7 чел.) – 3-4 раза в неделю, у 5% (4 чел.) – 1-2 раза в неделю.

По результатам ответов на открытый вопрос: «При общении с друзьями Вы предпочитаете» было выяснено, что при общении с друзьями 78% (59 чел.) предпочитают встречи вживую, 63% (48 чел.) – социальные сети, 29% (22 чел.) – разговоры по телефону, 24% (18 чел.) – видеосвязь.

На вопрос: «Замечаете ли Вы, что в последнее время вы теряете интерес к знакомым и друзьям, которые не связаны с вашей учебой?» были даны следующие ответы: 58% (44 чел.) не заметили за собой потери интереса к знакомым и друзьям, 26% (20 чел.) испытали отдаление от знакомых и друзей, не связанных с учебой.

Следующие два вопроса, касающиеся частоты возникновений ссор в семье в период дистанционного обучения и до него показали, что переход на дистанционное обучение практически не повлиял на частоту возникновения конфликтных ситуаций в семье (рис. 18).

 

Рисунок 18. Частота возникновения конфликтов до и во время дистанционного обучения

 

На вопрос «Чувствуете ли Вы одиночество в процессе дистанционного обучения?» были получены следующие данные: 34% (26 чел.) испытывают чувство одиночества часто, 9% (7 чел.) – всегда, 24% (18 чел.) – иногда, 11% (8 чел.) – редко и 22% (17 чел.) – никогда.

Таким образом, исходя из результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. В период дистанционного обучения физическая активность студентов снизилась. Малая физическая активность, большое количество работы с компьютером приводит к чувству усталости, ухудшению общего самочувствия, среди которых наибольшее значение имеет напряжение и усталость глаз. Тем не менее, работоспособность студентов, по их субъективным оценкам находится на уровне выше среднего, однако отмечается ухудшение качества выполняемой работы. Самой распространённой мерой в борьбе с усталостью и плохим самочувствием является сон.

2. Большинство респондентов отметили, что их сон составляет 6-7 часов, качество сна значительно не страдает. Большая часть респондентов обедает наспех, что также может влиять на общее самочувствие, среди вариантов перекуса встречается как здоровая пища, так и фастфуд.

3. Отмечается в целом положительное отношение к интернет-общению с друзьями, нейтральной отношение к дистанционному обучению в стране и к частому применению гаджетов, однако отношение к дистанционному обучению в собственном вузе в большинстве случаев находится ниже средней оценки.

4. Время работы с компьютером по подготовке заданий у большинства респондентов занимает 5-8 часов или более, часто это происходит допоздна. В большинстве случаев качество получаемых знаний ухудшилось, снизилась мотивация к учебе, при этом, по большей части учебная нагрузка воспринимается как средняя.

5. Большинство респондентов общаются с близкими и друзьями каждый день, наиболее популярными средствами общения являются личная встреча и социальные сети, тем не менее большинство опрошенных часто чувствуют себя одинокими.

 

Список литературы:
1. Соколов Г.А. — Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения. // Современное образование. – 2014. – № 1. – С. 1 - 13. DOI: 10.7256/2306-4188.2014.1.10921 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=10921
2. Сысоева Е.Ю., Стадник Е.Г., Симина Т.Е., Татарова С.Ю., Кульгачев Ю.И. Функциональное состояние студентов в условиях самоизоляции. Феде-ральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург" (Санкт-Петербург). / Номер: 7 (185). Год: 2020. Стр: 378-384 / ISSN: 1994-4683