Статья:

К вопросу о профилактике пожаров в высших учебных заведениях

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(150)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Павлов Г.В., Аксенов С.Г. К вопросу о профилактике пожаров в высших учебных заведениях // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 14(150). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/150/90441 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о профилактике пожаров в высших учебных заведениях

Павлов Григорий Вячеславович
студент, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д–р экон. наук, профессор, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Профилактика пожаров в высших учебных заведениях необходимо проводить ежегодно, согласно противопожарному режиму в Российской Федерации. Высшее учебное заведение это сложный объект, содержащий множество пожароопасных объектов, где массовое присутствие людей; комплексная планировка учебных корпусов и общежитий, часто построенных до принятия современных норм пожарной безопасности; наличие помещений с опасными объектами; наличие помещений с разными категориями пожароопасности в одном здании.

Вместе с тем профилактика пожаров  это комплекс технических и организационных мероприятий, ориентированных на предотвращение прямых и возможных причин возгорания (правильная и рациональная установка электроприборов, отопление, запрет использования открытого огня и курения в зонах с риском возгорания); воспрепятствование распространения возникающего пожара; разработка безопасной обстановки для эвакуации людей из здания; создание условий для ликвидации возможного пожара (существование путей подъезда и переходов к зданиям и сооружениям, гидрантов, наличие действующей системы пожаротушения, удобство обслуживания внешних пожарных лестниц и ограждений на крыше).

Однако обязанность за соблюдение противопожарной защиты возложена на руководителей учебных заведений, которые должны распределить сотрудников, отвечающих за противопожарную безопасность каждого объекта. Обязанности руководителя организации обеспечивают: организацию противопожарной защиты заведения; организацию обучения работников правилам пожарного режима; разработку перспективных проектов по внедрению систем пожаротушения и мероприятий по повышению уровня противопожарной защиты учреждения; разработать инструкцию по порядку обращения с легковоспламеняющимися веществами и материалами, а также инструкций по соблюдению режима и действий людей при пожаре. Использование средств массовой агитации для обеспечения пожарной безопасности.

Тем не менее, все учебные учреждения должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, автоматическими огнетушащими средствами, и системами дымоудаления, и оборудования для первичного пожаротушения. Также, для снижения вредного воздействия ОФП и скорости развития пламени специалисты рекомендуют: систематически заменять приборы и мебель из легковоспламеняющихся материалов на их аналоги из негорючих (или менее легковоспламеняющихся) материалов; деревянные перегородки, полы пропитать жидкостью специального назначения, с наличием антипирена, покрыть их или заменить плиткой. Важно применить такие меры в столовой, на складах, бытовой техники и других опасных материалов.

Следует отметить, что перегородки, мебель из металлических каркасов и древесно-стружечная плиты горят гораздо медленнее, чем дорогая лакированная мебель из массива. Ковры из шерсти и войлока менее опасны чем синтетические. Легкие и небольшие шторы сорвать и потушить легче. Занавески и жалюзи существуют из менее воспламеняемых материалов. Особенно важно заменить старые электрические кабели, спрятать их в защитные кожухи, обеспечить однородность металла в соединениях и использовать надежные предохранители (заглушки). В наши дни проблемы с установкой дешевой и качественной пожарной и охранной сигнализации отечественного производства отсутствуют. Нужно иметь умение правильно реагировать на срабатывание сигнализации.

По правилам противопожарного режима, все сотрудники хозяйственной службы учреждения должны пройти противопожарный инструктаж, чтобы получить допуск к работе. При смене специфики работы, необходимо прохождение дополнительного обучения по предупреждению и тушению возможных пожаров в установленном руководителем организации порядке.

Однако, прежде чем изучить правила противопожарного режима все работники учебного учреждения обязаны пройти инструктаж по противопожарной защите: вводный, первичный и повторный.

Во время вводного инструктажа сотрудники должны быть знакомы со следующими темами: общие меры противопожарной защиты; возможные причины возгорания и меры по их предотвращению; практические меры при пожаре. Вводный инструктаж может проводиться одновременно с инструктажем по охране труда. О проведении этого мероприятия по обучению противопожарной защите и проверки знаний вносится запись в журнале вводного инструктажа с обязательной подписями инструктора и инструктируемого.

Первичный инструктаж проходит прямо на рабочем месте. В этом случае проинструктированный сотрудник должен быть ознакомлен: с планом эвакуации и порядком действий при пожаре; с образцами всех имеющихся в учебном заведении первичных средств пожаротушения, предупреждающих людей о пожаре, а также со знаками безопасности, пожарной сигнализацией и средствами связи.

Все работники должны проходить переподготовку не реже одного раза в шесть месяцев. Эти небольшие меры могут значительно снизить риск пожарной опасности. Легче предупредить пожар, чем его потушить.

Таким образом, профилактические меры, направленных по предупреждению возгораний чаще всего проводятся в высших учебных заведениях.

 

Список литературы:
1. Правила противопожарного режима в РФ, утвержденная  Постановлением правительства РФ от 16.09.2020 г. №1479.
2. Фатин С.Б. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. Учреждений с рус. яз. обучения с 12- летним сроком обучения / С.Б. Фатин. - Минск, 2008.
3. Леонтьева М.А. Храмцова Л.А. Насырова Э.С. Аксенов С.Г. Классификация образовательных объектов по нарушениям противопожарных норм // Техносферная безопасность: 2019 – №1 (22). – С. 44–51.
4. Аксенов С.Г. Синагатуллин Ф.К. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальных образованиях // Проблема обеспечения безопасности: Материалы II Международной научно-практической конференции – Уфа: РИК УГАТУ, 2020. – С. 242–244.
5. Аксенов С.Г. Синагатуллин Ф.К. Чем и как тушить пожар // Современные проблемы безопасности (Firesafety 2020): теория и практика: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции – Уфа: РИК УГАТУ, 2020. – С. 146–151.