Статья:

Нормативно-правовые основы управления социально-экономическим развитием региона

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(151)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Беляев М.А. Нормативно-правовые основы управления социально-экономическим развитием региона // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 15(151). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/152/90916 (дата обращения: 29.01.2023).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Нормативно-правовые основы управления социально-экономическим развитием региона

Беляев Максим Александрович
студент, Академия труда и социальных отношений, РФ, г. Москва
Маяцкая Ирина Николаевна
научный руководитель, профессор, Академия труда и социальных отношений, РФ, г. Москва

 

Нормативно-правовое регулирование, которое создает устойчивость процесса развития территорий муниципальных образований, состоит из целого свода федеральных законов, постановлений Правительства РФ, указов Президента, законодательных и исполнительных актов органов государственной власти субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления.

Курс государственной политики РФ обычно определяется указами Президента. Основой этих документов обычно бывают показатели развития страны в целом и регионов в частности, которые необходимо достичь к намеченному в Указе сроку. Эти рубежи необходимо достичь не только  Правительству РФ, но и субъектам, самостоятельно решая задачи. Разные уровни власти так же должны ориентироваться на поставленные рубежи [3, c.97].

Но региональную политику формируют не только органы центрального управления, их самостоятельно должны организовывать органы региональной власти. Но инструменты при этом применяются другие. Так, во время разработки плана стратегического развития региона, сначала формируется и принимается к исполнению комплексная программа развития региона, и только потом региональные государственные программы. Но есть один недостаток, который заключается в том, что в законодательстве есть расхождения в понимании определения и реализации региональной политики, а суть их в том, что программы и на федеральном уровне, и на региональном уровне определены как государственные, поэтому иногда зачастую возникает  подмена данных понятий.

В качестве инструментов исполнения государственной политики, где необходимо соблюдать баланс краткосрочных задач, а также среднесрочных и долгосрочных целей, выступают разного рода Федеральные законы. Комплекс таких законов, сменяя друг друга по временным периодам, ориентируется на  соответствующие поручения и указы Президента,

Так, основываясь на поручении Президента РФ от 14 июля 2016 г. №Пр-1347, была разработана Среднесрочная программа социально-экономического развития страны до 2025 года, которая названа «Стратегия Роста».

Эта программа должна обеспечить выход страны на темпы роста экономики выше средних мировых, а в дальнейшем перейти к высоким темпам, уделяя внимание качеству экономического роста, которое обеспечит устойчивое развитие в долгосрочном периоде. По расчетам ИНП РАН, итогом реализации программы будет устойчивый рост экономики, причем темпы роста ВВП будут выше среднемировых. В среднесрочной перспективе до 2025 года — выход на высокие темпы и качество экономического роста на уровне 5-6%, что увеличит долю России в мировом ВВП по ППС с 3,3% до 3,9% к 2025 году и до 4,5% к 2035 году [4, c. 112].

Правительственная комиссия 28 марта 2017 приняла решение подготовить и представить на рассмотрение  в Правительство РФ проект Стратегии пространственного развития РФ в плане оценки перспектив долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года [2, c. 56].

С этой целью Минэкономразвития разработало нормативные правовые акты Правительства РФ, которые должны определить порядок и состояние и работы с документами стратегического планирования. В данный момент разработана и запущена федеральная информационная система стратегического планирования, которая называется государственной автоматизированной информационной системой «Управление». Она должна обеспечить информационную составляющую стратегического планирования. А в рамках нормативно - правового обеспечения реализации Федерального закона «О стратегическом планировании в РФ» сейчас уже разработаны и утверждены и другие нормативно – правовые акты.

ФЗ №172 даёт право органам местного самоуправления разрабатывать и утверждать документы стратегического планирования. Поэтому появилась необходимость внести ряд корректив в ФЗ №184 и ФЗ №131 В том ключе, что существует необходимость законодательно наделить соответствующими полномочиями органы государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления [2, c. 58].

Чтобы не было лишнего дублирования указанных программ и планов и их пересечения с документами стратегического планирования, в частности, со Стратегиями социально-экономического развития, и другими государственными программами комплексных программ субъектов РФ, разработка комплексных планов и программ муниципальных образований представляется избыточным, так как ведет к возникновению неэффективных расходов региональных и местных бюджетов.

Поэтому для того, чтобы разгрузить органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления от лишних обязанностей, функции по  принятию и реализации комплексных программ субъектов и комплексных программ и планов муниципальных образований следует отменить, оставив полномочия по разработке, утверждению и реализации документов стратегического планирования.

В этой связи, предполагается дополнение законопроекта в части изменений статей ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» по правам  населения в реализации участия в местном самоуправлении. Для этого необходимо формулировку: «в муниципальных районах, городских округах и городских поселениях» заменить на «в муниципальных районах, городских округах, городских и сельских поселениях», так как сельские и городские поселения имеют равный статус в части прав осуществления населениям местного самоуправления [3, c. 67].

Когда законопроект вступит в законную силу, можно будет систематизировать и упорядочить действующее законодательство, там где речь идет о регулировании полномочий органов публичной власти субъектов РФ и муниципальных образований в сфере стратегического планирования. Это так же даст возможность устранить проблему неопределенности и противоречий в решениях и действиях указанных органов при формировании документов стратегического планирования. Таким образом принятие законопроекта даст возможность создать на практике эффективную, взаимосвязанную систему стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что нормативно-правовая база, определяющая комплексность документов стратегического планирования, в РФ на сегодняшний день имеет ряд недостатков и требует доработки.

 

Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ  государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года" // "Собрание законодательства РФ, 23.01.2017, N 4, ст. 637.
2. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. – Люберцы: Юрайт, 2019. – 238 c.
3. Кузнецов, Ю.В. Государственное стратегическое управление: монография / Ю.В. Кузнецов. - СПб.: Питер, 2019. - 205 с.
4. Лапыгин, Ю.Н. Муниципальные программы в стратегическом планировании: монография / Ю.Н. Лапыгин – Москва : Издательство «Транзит-ИКС», 2019.  – 338 с.