Статья:

Историко – правовой анализ возникновения и развития Роспотребнадзора в XIX – XX вв.

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(154)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Шестаков А.А. Историко – правовой анализ возникновения и развития Роспотребнадзора в XIX – XX вв. // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 18(154). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/154/92327 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Историко – правовой анализ возникновения и развития Роспотребнадзора в XIX – XX вв.

Шестаков Алексей Андреевич
магистрант, кафедра уголовного процесса, Государственный Университет «Дубна», РФ, г. Дубна
Михайлов Филипп Николаевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Государственный Университет «Дубна», РФ, г. Дубна

 

Данная статья посвящена историко – правовому анализу возникновения и развития органов, предшествующих Роспотребнадзору, при этом автор предлагает проследить поэтапное, целостное изменение отношений в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

С того, как в нашей стране появился орган, отвечающий по вопросам касающихся эпидемиологического здоровья, прошло достаточно большое количество времени. Ученые касающиеся данной области к настоящему моменту времени не пришли к однозначному выводу, с какого момента стоит начинать отсчет становления санитарной и противоэпидемической деятельности.

На наш взгляд, необходимо четко упорядочить периоды становления Роспотребнадзора, как отдельного органа в системе государственного надзора и контроля.

Первый этап охватывает период с 1853 – 1918 гг. Стоит начать с того, что вопросами общественного здравия занимались губернские комитеты, преобразованные в дальнейшем в губернские комиссии, под ведомством царской полиции, данный факт правовой отечественной историографии, подчеркивает заинтересованность государства в вопросах эпидемиологического благополучия граждан.

Руководствуясь гуманистическими принципами, на добровольных началах, формировались санитарно – эпидемиологические школы в столице, на юге Российской империи, а затем и в Сибири. Однако данные меры не позволили Российской Империи справится с уровнем заболеваемости, в итоге по уровню смертности она вышла на одно из первых мест среди европейских государств.

Второй этап охватывает период с 1918 по 1991 гг. Накопившийся опыт позволил понять, что для качественного и безопасного обеспечения здоровья населения, необходимо сформировать отдельный орган в системе здравоохранения, отвечающий за санитарно – эпидемиологический надзор и контроль. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах Республики», выступил основополагающим при формировании санитарно – эпидемиологической службы.

В качестве основных принципов данного органа, можно отметить государственную направленность санитарного дела и надзора, приближение санитарного обслуживания ко всем слоям населения, централизацию системы взаимодействия отдельных звеньев службы, с подчинением министерству здравоохранения республики. Ввиду возникших перемен в политической, экономической и социальной сферах советского общества, в период с 1987 – 1991 гг., возникла необходимость пересмотра действующих положений, касающихся санэпидслужбы, после критической оценки существующего положения дел, ряд микробиологов, эпидемиологов и проч. настаивали на пересмотре системы организации санитарных дел

Ответом на данные предложение выступило принятие Закона Российской Федерации «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» (апрель 1991 г.). Основываясь на положениях данного закона можно резюмировать, что прорывным для отечественного законодательства выступило выведение санэпидслужбы из системы здравоохранения РСФСР, преобразование ее в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, со своей структурой, полномочиями, принципами организации деятельности, на наш взгляд, с этого момента и начинается третий этап развития, который длится с 1991 г. – по настоящее время.

На основании проведенного в статье правового анализа, считаю целесообразным внести изменения в действующее законодательство:

В частности, добавить в ст.15 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» в п. 8 и изложить его в следующей редакции:

«Продовольственное сырье, пищевые продукты и контактируемые с ними материалы и изделия, реализуемые посредством розничной торговли, не соответствующие санитарным правилам, немедленно снимаются ее изготовителем (продавцом) с производства и (или) реализации по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя»

 

Список литературы:
1. Актуальные вопросы реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. М., 2017. № 12 (669). 56 с.
2. Борщевский Г.А. Вектор трансформации института государственной службы в России на современном этапе // Государственная служба. 2016. № 5. С. 57‒68. 3. Зайцева Н.В., Май И.В., Кирьянов Д.А., Бабина С.В., Крига А.С.
3. Онищенко, Г.Г. Этапы развития государственной санитарно-эпидемиологической службы в XX столетии / Г.Г. Онищенко, С.И. Иванов, Е.Н. Беляев // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века: материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. – М., 2016. – Т. 1.
4. Попова А.Ю., Брагина И.В., Зайцева Н.В., Май И.В., Шур П.З., Митрохин О.В., Горяев Д.В. О научно-методическом обеспечении оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека // Гигиена и санитария.2017. № 1. С. 5‒9. 13.