Конфликтная среда как источник агрессивного поведения подростка
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Конфликтная среда как источник агрессивного поведения подростка
Аннотация. B настоящее время такая проблема, как конфликтное поведение подростка, затронула практически каждую семью. Именно
подростковый возраст характеризуется достаточно частыми проявлениями
конфликтного поведения. Подросток подобным образом пытается утвердить свою позицию как в отношениях с взрослыми, так и в отношениях с товарищами.
Ключевые слова: конфликт, психологические механизмы, агрессия.
Прежде всего, следует выяснить, что подразумевается под словом «конфликт». «Конфликт» – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Основными составными элементами конфликта являются его структурные характеристики. Они отражают компоненты, без которых его существование невозможно. К структурным компонентам конфликта относятся: стороны (участники) конфликта, условия конфликта, предмет конфликта, действия участников конфликта, исход (результат) конфликта.
По определению М.С. Мухиной, психологические механизмы - это феномен, который "означает наличие состояния оптимальных взаимоотношений и взаимодействия между структурными элементами (подсистемами) психологической системы, которая обеспечивает ее функционирование, становление, развитие". Cогласно этому, когда идет речь о механизме агрессивного поведения, нужно учитывать, что в его формировании участвует огромное количество факторов, условий, между которыми существуют неповторимые взаимосвязи и взаимодействия.
Aгрессия - это физическое или словесное поведение человека, направленное на повреждение или разрушение. В случае, если агрессия проявляется в наиболее экстремальной и социально недопустимой форме, она перерастает в насилие. Агрессивный человек приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Цель иccледования: выявление причин возникновения конфликтов в подростковом возрасте.
Методика исследования. С целью выявления агрессивного поведения подростков было проведено диагностическое исследование. Исходная диагностика проводилась на базе «Гимназии №1» города Елабуги. В исследовании приняли участие подростки 15-16 лет (9 класс) в количестве 10 человек.
Для выявления агрессивного поведения подростков были использованы следующая методика «Тест агрессивности».
Тест агрессивности выявляет обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде по 5 шкалам.
Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал: Вербальная агрессия (ВА) , Физическая агрессия (ФА), Предметная агрессия (ПА) ,Эмоциональная агрессия (ЭА), Самоагрессия (СА).
Инструкция к тесту: Необходимо однозначно («да» или «нет») оценить 40 приведенных ниже утверждений.
Анализ результатов исследования.
В ходе проведения диагностики по исследованию проблем проявления агрессии в подростковом возрасте были получены количественные и качественные показатели.
Таблица.
Результаты исследования подростковой агрессивности по методике
№ п/п |
Имя подростка |
Общий уровень агрессивности |
Повышенный уровень по шкале |
1 |
Елизавета Б. |
норма |
ВА, СА |
2 |
Зарина Г. |
норма |
ВА |
3 |
Павел К. |
норма |
ПА, ФА |
4 |
Климентий К. |
завышен |
ФА, ЭА |
5 |
Федор К. |
норма |
ПА, ФА |
6 |
Максим К. |
норма |
ПА, ФА |
7 |
Елена Л. |
норма |
ВА |
8 |
Михаил М. |
норма |
ПА, ФА |
9 |
Лилия П. |
завышен |
ВА, ЭА |
10 |
Роман Я. |
завышен |
ВА, ПА, ЭА |
По результатам теста было выявлено, что у 3 (15%) подростков выявлен завышенный общий уровень агрессивности – Климентий К., Лилия П. и Роман Я. У остальных 17 (85%) подростков общий уровень агрессивности в норме.
Таким образом, можно сказать, что среди исследуемых подростков преобладает средний уровень агрессивности, однако имеется небольшой процент испытуемых с уровнем агрессивности выше норм.
Проблема агрессивного поведения подростков приобрела на сегодня острую социальную направленность. В настоящее время социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения подростков стала важнейшим направлением деятельности школы.