Статья:

Конфликтная среда как источник агрессивного поведения подростка

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Хаматуллина И.И., Очилова А.Х. Конфликтная среда как источник агрессивного поведения подростка // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 20(156). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/156/93574 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Конфликтная среда как источник агрессивного поведения подростка

Хаматуллина Ильвина Илгамовна
студент, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Казанский (Приволжский) Федеральный университет, Елабужский институт(филиал), РФ, г. Елабуга
Очилова Айгуль Хусанбаевна
студент, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Казанский (Приволжский) Федеральный университет, Елабужский институт(филиал), РФ, г. Елабуга
Рахманова Алсу Рамилевна
научный руководитель,

 

Аннотация. B настоящее время такая проблема, как конфликтное поведение подростка, затронула практически каждую семью. Именно

подростковый возраст характеризуется достаточно частыми проявлениями

конфликтного поведения. Подросток подобным образом пытается утвердить свою позицию как в отношениях с взрослыми, так и в отношениях с товарищами.

 

Ключевые слова: конфликт, психологические механизмы, агрессия.

 

Прежде всего, следует выяснить, что подразумевается под словом «конфликт». «Конфликт» – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Основными составными элементами конфликта являются его структурные характеристики. Они отражают компоненты, без которых его существование невозможно. К структурным компонентам конфликта относятся: стороны (участники) конфликта, условия конфликта, предмет конфликта, действия участников конфликта, исход (результат) конфликта.

По определению М.С. Мухиной, психологические механизмы - это феномен, который "означает наличие состояния оптимальных взаимоотношений и взаимодействия между структурными элементами (подсистемами) психологической системы, которая обеспечивает ее функционирование, становление, развитие".  Cогласно этому, когда идет речь о механизме агрессивного поведения, нужно учитывать, что в его формировании участвует огромное количество факторов, условий, между которыми существуют неповторимые взаимосвязи и взаимодействия.

Aгрессия - это физическое или словесное поведение человека, направленное на повреждение или разрушение. В случае, если агрессия проявляется в наиболее экстремальной и социально недопустимой форме, она перерастает в насилие.  Агрессивный человек приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Цель иccледования: выявление причин возникновения конфликтов в подростковом возрасте.

Методика исследования. С целью выявления агрессивного поведения подростков было проведено диагностическое исследование. Исходная диагностика проводилась на базе «Гимназии №1» города Елабуги. В исследовании приняли участие подростки 15-16 лет (9 класс) в количестве 10 человек.

Для выявления агрессивного поведения подростков были использованы следующая методика «Тест агрессивности».

Тест агрессивности выявляет обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде по 5 шкалам.

Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал: Вербальная агрессия (ВА) , Физическая агрессия (ФА),  Предметная агрессия (ПА) ,Эмоциональная агрессия (ЭА), Самоагрессия (СА).

Инструкция к тесту: Необходимо однозначно («да» или «нет») оценить 40 приведенных ниже утверждений.

Анализ результатов исследования.

В ходе проведения диагностики по исследованию проблем проявления агрессии в подростковом возрасте были получены количественные и качественные показатели.

Таблица.

Результаты исследования подростковой агрессивности по методике

№ п/п

Имя подростка

Общий уровень агрессивности

Повышенный уровень по шкале

1

Елизавета Б.

норма

ВА, СА

2

Зарина Г.

норма

ВА

3

Павел К.

норма

ПА, ФА

4

Климентий К.

завышен

ФА, ЭА

5

Федор К.

норма

ПА, ФА

6

Максим К.

норма

ПА, ФА

7

Елена Л.

норма

ВА

8

Михаил М.

норма

ПА, ФА

9

Лилия П.

завышен

ВА, ЭА

10

Роман Я.

завышен

ВА, ПА, ЭА

 

По результатам теста было выявлено, что у 3 (15%) подростков выявлен завышенный общий уровень агрессивности – Климентий К., Лилия П. и Роман Я. У остальных 17 (85%) подростков общий уровень агрессивности в норме.

Таким образом, можно сказать, что среди исследуемых подростков преобладает средний уровень агрессивности, однако имеется небольшой процент испытуемых с уровнем агрессивности выше норм.

Проблема агрессивного поведения подростков приобрела на сегодня острую социальную направленность. В настоящее время социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения подростков стала важнейшим направлением деятельности школы.

 

Список литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 363 c.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Е.В. Андриенко. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 264 c.
3. Баксанский О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: учебник / О.Е. Баксанский. – М.: КД Либроком, 2013. – 368 c.