Статья:

О применении огневого полигона в пожарно-строевой подготовке личного состава государственной противопожарной службы МЧС России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Евграфов Д.С., Байдимиров И.Е., Синагатуллин Ф.К. О применении огневого полигона в пожарно-строевой подготовке личного состава государственной противопожарной службы МЧС России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 20(156). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/156/93674 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О применении огневого полигона в пожарно-строевой подготовке личного состава государственной противопожарной службы МЧС России

Евграфов Дмитрий Сергеевич
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Байдимиров Илья Евгеньевич
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Синагатуллин Фанус Канзелханович
Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Пожарно-строевая подготовка (далее - ПСП) пожарных и спасателей является одним из основных направлений, которое способствует совершенствованию действий личного состава в реальных условиях работы на пожарах и при проведении других неотложных аварийно-спасательных работ на месте чрезвычайной ситуации. Именно от того, насколько пожарные и спасатели знают и умеют быстро и правильно применить пожарно-спасательное оборудование, во многом зависит жизнь людей, оказавшихся в бедственном положении.

Следует отметить что, этот процесс, главным образом, складывается из плановых занятий, учений, тренировок и включает в себя многие методические аспекты, среди которых можно выделить: составление тематических планов, расписания занятий, проведение учебных и инструкторско-методических занятий, отработка нормативов.

Основными задачами ПСП являются: сознательное и рациональное использование пожарной техники и оборудования, доведение до автоматизма приемов работы с пожарно-техническим вооружением, отработка слаженных действий пожарных расчетов, обучение правилам охраны труда на пожаре [1].

Тем не менее, упражнения по боевому развертыванию направлены на выработку навыков слаженной работы личного состава отделения и караула. Их целью является также воспитание волевых качеств, ловкости, решительности и уверенности в своих силах, необходимых для профессиональной деятельности пожарных, повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Важным условием воспитания этих качеств является правильная организация занятий, выбор соответствующего метода обучения, высокая воинская дисциплина на занятиях, последовательность в обучении и т.д.

Вместе с тем, на занятиях по боевому развертыванию вначале отрабатываются упражнения без подачи воды (пены или других огнетушащих средств), затем - с их подачей. В дальнейшем усложняют обстановку, изменяя условия подачи стволов и способы прокладки рукавных линий, для чего выбирают более сложные объекты.

“Наиболее приближенные условия к боевым создаются на учебно-тренировочных и испытательных пожарных полигонах. Это довольно дорогостоящие устройства, и имеются они далеко не везде. Они используются обычно для профессиональной подготовки пожарно-спасательных подразделений, но одновременно на них осуществляется и психологическая подготовка.” [2].

Оснащение полигона обеспечивает проведение одновременной тренировка личного состава в составе звена (отделения); создание условий, приближенных к условиям работы на пожаре или при ликвидации аварий; тушение условного пожара с подачей огнетушащего вещества от автоцистерны, внутреннего пожарного крана или иного источника.

Огневой полигон может иметь следующие помещения:

Промышленный участок. Предназначен для отработки приемов и способов по тушению различных модулируемых очагов пожара на промышленных объектах, совершенствования профессиональных навыков по спасению пострадавших из опасных зон, контроля расхода огнетушащего вещества на тушение пожара.

Основными элементами промышленного участка являются: горящий модуль «Участок трубопровода»; горящий модуль «Газовые баллоны»; горящий модуль «Лестница»; модуль «Электрошкаф»; дымогенераторная установка.

Жилая зона. Предназначена для отработки приемов и способов по тушению различных модулируемых очагов пожара в жилом секторе, повышение навыков по ведению спасательных работ в опасных зонах и других ЧС.

Основными элементами жилого участка являются: горящий модуль «Дверь»; горящий модуль «Телевизор»; горящий модуль «Кровать»; горящий модуль «Потолочный огонь»; дымогенераторная установка.

Пультовой отсек. Руководителем занятий с пульта полностью контролируется тренировочный процесс, установленного в помещении управления, и ведется постоянная видеозапись тренировки, по их окончанию позволяющая проводить анализ и возможность определить расход огнетушащего вещества на выполнение поставленной задачи, что в дальнейшем позволит на практике проводить тушение пожара с минимальными затратами ОВ на их ликвидацию.

Применение огневого полигона в проведении упражнений по боевому развертыванию с подачей огнетушащих веществ дисциплины ПСП позволит научить пожарных умелому преодолению трудностей в обстановке, приближенной к реальной, исключив при этом возможность несчастных случаев [3].

Таким образом, регулярная отработка данных упражнений, позволит повысить навыки работы и психофизическую подготовленность обучаемых к практической работе. Общепрофессиональная физическая и психологическая подготовка проводится в системе профессиональной подготовки и при несении службы, которая осуществляется главным образом на занятиях пожарно-строевой подготовки, при проведении пожарно-тактических занятий и учений на местности. Однако, специальная физическая и психологическая подготовка в основном носит практический характер и осуществляется на учебно-тренировочных комплексах, а также может осуществляться на площадках эмоционально-волевых упражнений и в полигонных условиях, с учетом конкретных особенностей охраняемых объектов в том или ином гарнизоне пожарной охраны.

 

Список литературы:
1. Теребнев В.В., Грачев В.А., Подгрушный А.В., Теребнев А.В. Пожарно-строевая подготовка // Учебное пособие. М.: Академия ГПС, Калан – Форт, 2004.
2. Аксенов С.Г. Занятия пожарно-прикладным спортом как физическая и психологическая подготовка участников тушения пожаров на огневой полосе // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма. Материалы XII Международной научно-практической конференции. – Уфа, УГАТУ, 2018. С. 577-582.
3. Аксенов С.Г., Мизинов С.В. Пожарно-прикладной спорт как профессиональная основа физической и психологической подготовки // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма. Материалы XIII Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры физического воспитания УГАТУ. – Уфа, УГАТУ, 2019. С. 560-566.