Проблемы пожарной безопасности при обращении с опасными грузами на железнодорожном транспорте
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Проблемы пожарной безопасности при обращении с опасными грузами на железнодорожном транспорте
Одним из основных видов транспорта в Российской Федерации является железнодорожный. Железнодорожный транспорт активно влияет на развитие внешних и внутренних связей России, обеспечивает ее экономическую и социальную безопасность, удовлетворяет потребности населения в перевозках и обеспечивает необходимый грузооборот. Железнодорожным транспортом перевозится большое количество грузов, в том числе опасных, например, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (далее ЛВЖ и ГЖ), самовозгорающихся, радиоактивных, взрывчатых веществ.
Вместе с тем, преимущества железнодорожного транспорта определяются возможностью доставки больших количеств грузов, высоким пассажирооборотом, возможностью функционирования вне зависимости от времени года, относительно невысокой себестоимостью перевозок, высокой скоростью доставки, надежностью и безопасностью. Однако, несмотря на все положительные факторы, существуют нерешенные проблемы, в том числе в области обеспечения пожарной безопасности.
Пожары, возникающие при обращении с опасными грузами (далее ОГ) на железнодорожном транспорте, наносят значительный ущерб жизни и здоровью людей, приводят к значительным материальным потерям, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, что влияет на состояние экономики страны.
При пожарах цистерн с легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими жидкостями (ГЖ) возможно:
– взрыв цистерны под воздействием на нее открытого пламени и теплового излучения, при этом высота факела может составить 50 м. При взрыве одной железнодорожной цистерны возможно увеличение площади пожара до 1 500 м2;
– взрыв паровоздушной смеси при утечке;
– разлив ЛВЖ и ГЖ и возможность быстрого распространения пожара по поверхности разлива, при этом площадь пожара может составить 10–35 тыс. м2, скорость распространения пламени – до 40 м/мин [2];
– воспламенение промасленного слоя на поверхности цистерн под воздействием открытого пламени и теплового излучения;
– горение паров жидкости над горловиной цистерны и предохранительными клапанами;
– возникновение огненного шара;
– распространение горения на значительные расстояния, например, при попадании ЛВЖ и ГЖ в ливневую канализацию.
Необходимо отметить, что все это позволяет с уверенностью сказать, что тушение пожаров подвижного состава или строений вдоль железной дороги представляет значительную техническую и тактическую трудность, требует специально подготовленный персонал и технику.
Одним из основных резервов повышения пожарной безопасности железнодорожного транспорта, улучшения организации грузовых перевозок является устранение причин крушений, аварий, среди которых можно выделить брак в проездной и маневровой работе, низкий уровень трудовой и технологической дисциплины, нарушения при обращении грузов, износ, отказы оборудования, несоблюдение требований безопасности. Безопасность движения поездов рассматривается как состояние защищенности перевозочного процесса от аварийных ситуаций в работе, обеспечивающее сохранность грузов, безопасность пассажиров и персонала, сохранение окружающей природной среды и бесперебойное функционирование железных дорог.
На наш взгляд, можно выделить причины пожаров, связанные с действиями персонала:
– нарушение должностных инструкций и инструкций по выполнению технологических операций;
– ошибки при проведении ремонтных работ;
– необоснованные действия при осуществлении погрузо-разгрузочных операций с ОГ;
– несвоевременное и (или) необоснованное принятие решений при необходимости использования систем защиты различного уровня;
– неправильные действия в нештатной ситуации;
– несоблюдение требований безопасности при проведении огневых работ;
– несанкционированное возобновление приостановленных сотрудниками пожарной охраны работ и объектов;
– несоблюдение требований пожарной безопасности;
– эксплуатация неисправного оборудования.
Тем не менее, успешная локализация и ликвидация пожаров, происходящих с участием ОГ, зависит от согласованности действий органов управления, сил и средств различных видов пожарной охраны, принимающих участие в проведении боевых действий по тушению пожаров на железнодорожном транспорте. Необходима дальнейшая проработка вопросов, связанных с организацией межведомственного взаимодействия при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, методическим обеспечением процесса.
Пожары на железнодорожном транспорте, связанные с транспортировкой опасных грузов, отличаются сложностью организации и проведения боевых действий подразделений пожарной охраны, необходимостью принятия незамедлительных решений, от которых может зависеть жизнь и здоровье людей. Необходимо совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. В качестве основных направлений должны быть рассмотрены вопросы прогнозирования поведения ОГ при возникновении и развитии пожара, совершенствования системы нормативного обеспечения пожарной безопасности и взаимодействия подразделений, участвующих в тушении пожаров.