Статья:

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЩЕСТВЕННОМ АВТОБУСНОМ ТРАНСПОРТЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(168)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Смирнов В.В., Аксенов С.Г. ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЩЕСТВЕННОМ АВТОБУСНОМ ТРАНСПОРТЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 32(168). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/168/98311 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЩЕСТВЕННОМ АВТОБУСНОМ ТРАНСПОРТЕ

Смирнов Владислав Валерьевич
студент, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, профессор, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Актуальность темы заключается в том, что автобусный транспорт является неотъемлемой частью общественного транспорта как для крупных, так и для малых городов, а также обеспечивает работу транспортной системы междугородней и межрегиональной системы.

Вместе с тем, по сравнению с другими видами транспорта, автобусный транспорт требует наименьших капиталовложений и позволяет очень легко организовать городские, междугородние, межрегиональные и туристические маршруты. Национальные образовательные системы во всем мире также интенсивно используют автобусный транспорт для образовательных поездок, школьного автобусного сообщения, выездов на спортивные соревнования и т.д. При эксплуатации автобусов требуется уделять особое внимание обеспечению безопасности пассажиров, в том числе за счет приведения и поддержания в пожаробезопасном состоянии транспортного средства.

Необходимо отметить, для обеспечения безопасности в транспортном средстве пассажиров, необходимо начинать задумываться о правилах ПБ еще на стадии проектирования систем жизнеобеспечения транспорта. Владелец транспорта должен разработать план организационных и технических мероприятий.

Следует отметить, что одна из задач, требующих доработки в плане обеспечения пожарной безопасности на транспорте, специалисты отмечают следующие:

  1.  использование качественного противопожарного оборудования и средств пожаротушения;
  2.  детальное проведение технического обслуживания противопожарных систем;
  3.  обязательная комплектация транспортных средств:
    •  автоматическими установками ПТ;
    •  системой пожарной сигнализации;
    •  системой оповещения о пожаре;
    •  противодымной вентиляцией.

В частности, улучшение комплектации транспортных средств противопожарными системами позволит:

  1.  своевременно реагировать на пожар;
  2.  надежно локализовать очаги возгорания даже в труднодоступных местах;
  3.  не допустить задымления салона транспортного средства и удушья людей угарным газом;
  4.  осуществить эффективную эвакуацию пассажиров и справиться с пожаром без серьезных последствий для здоровья всех находящихся внутри транспорта.

Однако, на данный момент нормативными документами регламентируются следующие требования по обеспечению ПБ на транспорте:

  1.  В каждом транспортном средстве должен присутствовать исправный и готовый к работе огнетушитель – порошковый либо углекислотный.
  2.  Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, должны иметь 2 огнетушителя – один из них находиться рядом с водителем, второй – в салоне.
  3.  Запрещается эксплуатация автомобилей с газовыми баллонами, в которых установлено неисправность газового оборудования или утечка газа.

Во-первых, согласно требованиям, предъявляемым к конструкции автобуса, в зависимости от его класса и пассажировместимости, нормируется количество, размеры и конструкция дверей, люков, пассажирских сидений и проходов.

Во-вторых, требования пожарной безопасности также касаются помещений и площадок, на которых они размещаются в нерабочее время:

  1.  на площадках или в специальных помещениях транспортные средства размещаются согласно СНиПов;
  2.  если в помещениях, в нерабочее время, храниться более 25-ти транспортных средств, то разрабатывается план их размещения, на котором указывают порядок эвакуации транспорта при пожаре;
  3. в выходные, праздничные, а также в ночное время предусматривается наличие сторожа или дежурного в помещениях, где отстаивается транспорт;
  4.  места, где находится транспорт в нерабочее время, оборудуют буксирными тросами;
  5.  работники транспортных гаражей и депо должны быть осведомлены о порядке действий во время пожара.

Итак, из выше сказанного следует, что автобусы характеризуются высокой пожарной опасностью по следующим причинам:

  1. наличие легковоспламеняющихся и горючих жидкостей
  2. горючих Трубопроводов и патрубков
  3. смазывающие вещества
  4. дымообразующая способность отделочных материалов салона автобуса

Следовательно, по статистике основными причинами возникновения пожаров являются дорожно-транспортные происшествия, а также воспламенение связанные с техническим состоянием автобуса (масляные пятна на двигателе, потертости проводки, несоблюдение сроков проведения технического обслуживания и т. д.).

Таким образом с выше изложенным, для решения данной проблемы необходимо проводить анализ пожарно-технических характеристик внутренней отделки всех автобусов, выпускаемых и эксплуатируемых, с высокой пассажировместимостью, а также усилить контроль за соблюдением противопожарных норм на эксплуатируемых автобусах.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". – Москва: Проспект, 2021. – 144 с.
2. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г № 1479. – СПб.: Издательство ДЕАН, 2021. – 144 с.
3. Аксенов С.Г. К вопросу о принятии управленческих решений при проведении аварийно-спасательных работ и тушение пожаров в городских условиях // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2019): Материалы I Международной научно-практической конференции – Уфа: РИК УГАТУ, 2019. С. 8-19.
4. Aкceнoв C.Г., Cинaгaтуллин Ф.К. Чeм и кaк тушить пoжap // Coвpeмeнныe пpoблeмы пoжapнoй бeзoпacнocти: теория и практика (FireSafety 2020): Мaтepиaлы II Вcepoccийcкoй нaучнo-пpaктичecкoй кoнфepeнции – Уфa: PИК УГAТУ, 2020. – C. 146-151.