К вопросу о правовом регулирование в области пожарной безопасности
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
К вопросу о правовом регулирование в области пожарной безопасности
Обеспечение пожарной безопасности (далее – ПБ) является одной из первостепенных функций государства, об этом говорится в базовом Федеральном законе №69 "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. Роль правового регулирования в области ПБ состоит в том, чтобы государство и право выступали в качестве гаранта установленной обществом приемлемой для себя степени защищенности от пожаров с учетом всей совокупности экономических, социальных и политических условий.
Одним из первых в области технического регулирования был принят Федеральный закон №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 г. Технический регламент принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, закон определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения [1].
Так же одним из главных нормативных документом в области правового регулирования является постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, где утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности [2].
Следующее основное направление по совершенствованию нормативной базы связано с профилактикой и тушением пожаров.
Лето 2010 г. обратило особое внимание на необходимость развития добровольного начала в системе обеспечения ПБ. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что наиболее рациональным средством противопожарной защиты является организация добровольной пожарной охраны. При этом ранее в Советском Союзе добровольными формированиями ликвидировалось до 15% всех происходящих пожаров.
Следует отметить, что и до принятия Федерального закона № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" от 06.05.2011 г. в России существовала правовая база для деятельности добровольной пожарной охраны, как одного из видов пожарной охраны [5].
При этом под добровольной пожарной охраной понималась форма участия граждан в обеспечении первичных мер ПБ на добровольной основе, а участие в добровольной пожарной охране являлось формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Однако, заложенный в ранее действующем законодательстве механизм участия в добровольной пожарной охране не привел к массовому участию добровольцев в деле обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. В этой связи МЧС России был разработан и принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Федеральный закон "О добровольной пожарной охране", который позволяет сформировать заинтересованность добровольцев в участии в тушении пожаров путем введения соответствующих льгот, гарантий и компенсаций, что наиболее актуально для сельской местности.
Законом установлены основные принципы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, а также ее задачи, порядок организации деятельности, вопросы финансового и материально-технического обеспечения, аспекты социальной и экономической поддержки деятельности работников, их права, обязанности и ответственность, а также регулируются отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства [3].
Большое внимание в МЧС России уделяется и вопросам повышения ответственности за несоблюдение противопожарного законодательства. Федеральным законом № 36-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 09.03.2021 дополнена статья 20.4 КоАП РФ частью 2.1 теперь будут штрафовать за «Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток" [4].
Таким образом, можно отметить, что роль правового регулирования в области ПБ состоит в том, чтобы государство и право выступали в качестве гаранта установленной обществом приемлемой для себя степени защищенности от пожаров с учетом всей совокупности политических, экономических и социальных условий.