Статья:

Основа психологической подготовки спасателей для ведения работ в очаге химического поражения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Зарипова З.А., Канунникова А.Г., Синагатуллин Ф.К. Основа психологической подготовки спасателей для ведения работ в очаге химического поражения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 20(156). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/156/93781 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основа психологической подготовки спасателей для ведения работ в очаге химического поражения

Зарипова Зарина Айдаровна
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Канунникова Анна Геннадьевна
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Синагатуллин Фанус Канзелханович
Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В данной статье рассматривается общая характеристика экстремальных условий в зоне химического поражения и их непосредственное влияние на эффективность профессиональной подготовки спасателей. Способы и методы повышения психологической устойчивости личного состава.

 

Ключевые слова: психологическая устойчивость, спасатели, химическое поражение, физическая устойчивость, спасательные работы, психологическая подготовка, СДЯВ.

 

Психологическая подготовка спасателей – это мероприятия, направленные на профилактику нарушений психической адаптации и оптимизацию личностных особенностей и психического состояния специалистов.

Формирование психологической закалки, с целью повышения уверенности, воспитания стойкости и выполнения поставленных задач, является основополагающей частью работы спасательных подразделений, да и, в целом, представляет собой неотъемлемую часть жизни каждого человека в современном мире. И необходимость проведения четко организованной и заранее спланированной психологической подготовки только возрастает [1].

Выделяют три основных вида психологической подготовки:

– общая – осуществляется путем получения спасателями знаний (профессионально-психологические), формирования представлений об эффективных действиях по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в результате химического заражения и характере воздействия отрицательных факторов на психику и сознание, а также формирования целеустремленности и мотивации для добросовестного выполнения своих обязанностей;

– специальная – достигается с помощью формирования высокой эмоционально-волевой устойчивости в процессе учебы и подготовки к конкретным видам спасательных работ в результате проведения специальных психофизических тренировок.  В экстремальной обстановке, связанной с химическим поражением, успех выполнения поставленной задачи достигается путем создания нужных условий для проявления творческих возможностей и выработке общей устойчивости психики в ходе своих действий;

– целевая – это деятельность командиров по формированию у личного состава качеств, способствующих выполнению поставленных конкретных задач. Проводится с целью подготовки психологического состояния личного состава, индивидуальной подготовки каждого спасателя для проведения профессиональных действий в зоне чрезвычайных ситуаций, формирования психологической адаптации по отношению к новым средствам и приемам для выполнения поставленных задач. [2].

Личному составу, в первую очередь, должны предоставлять всю необходимую информацию о реальной химической обстановке. В связи с этим, командиры должны развить у них полную готовность к первой встрече с условиями химической опасности. Данное действие лучше всего проводить по разным направлениям, к примеру:

– выработка чувства долга и ответственности за выполнение поставленной задачи;

– мобилизация духовных сил спасателя, с учетом задач в зависимости от условий их выполнения;

– выработка устойчивости и готовности ко встрече с зоной химического заражения с помощью применения профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения конкретно поставленных задач. Иметь должное представление по следующим вопросам предстоящей работы, например, тип сильнодействующего ядовитого вещества и его особенности воздействия на организм, средства защиты и меры первой помощи, умение владеть техническими средствами. Обширное знание и определённые навыки, безусловно, помогают уверенно действовать в зоне химического поражения;

– развитие положительного психологического настроя, самоконтроля [3].

В случае отсутствия личного опыта пребывания в ситуации, сложившейся в результате химического заражения, следует ознакомиться с условиями и особенностями выполнения задач с целью формирования выносливости, стойкости и самообладания. Не малый вклад в работу спасателей в возникшей чрезвычайной ситуации вносит такой фактор, как физическая закалка, являющаяся прямым источником высокой психологической устойчивости. Известно, что физически развитые люди могут выполнять в средствах защиты напряженную работу на 30 – 40 % дольше, чем нетренированные.

Практические работы командиров подразделений по специальной и целевой психологической подготовке спасателей включают в себя формирование объективного и всестороннего представления об очагах химического поражения, первичном и вторичном облаках зараженного воздуха, стойкости и опасных концентрациях сильнодействующих ядовитых веществ (далее – СДЯВ), применение соответствующих занятий по боевой подготовке, изучение необходимых наставлений и памяток, беседы и лекции.

Осведомленность спасателей о тактико-технических характеристиках средств защиты придает большой уверенности и имеет немаловажное значение для повышения психологической устойчивости. Именно поэтому на занятиях по изучению способов и средств защиты от СДЯВ детально рассматриваются устройства и защитные качества противогазов, средств защиты кожи и органов дыхания. Особое внимание уделяется тому, что они способны обеспечить надёжную защиту довольно долгое время от поражающих факторов СДЯВ.

Иными словами, спасателям на практических занятиях предоставляется возможность убедится на личном опыте в высокой надежности благодаря технической проверке средств защиты, в том числе, противогазов. Закрепительным этапом является последовательное прохождение в противогазах через волну дыма, созданную при помощи специальных имитационных ядовитых шашек или гранат. И наконец, спасателей своевременно обеспечивают информацией о том, что высокая надежность достигается только при условии повседневного внимательного отношения к сбережению средств защиты [4].

Подводя итоги по вышесказанному, можно смело утверждать, что большое значение в процессе подготовки спасателей к спасательным работам, имеют конкретные примеры самообладания, стойкости и отваги.

 

Список литературы:
1. Как подготовить специалиста, готового действовать в ЧС / А. Баринов // Основы безопасности жизнедеятельности / [Электронный ресурс]. – URL: https://docplayer.ru/34360330-Chrezvychaynye-situacii-prirodnogo-haraktera-i-zashchita-ot-nih.html / (дата обращения: 14.05.2021).
2. Спасательные работы при ликвидации последствий химического заражения Справочник спасателя / Ю. А Абрамов, С. М. Вороной / [Электронный ресурс]. – URL: https://www.studmed.ru/view/spravochnik-spasatelya-chast-6-spasatelnye-raboty-pri-likvidacii-posledstviy-himicheskogo-zarazheniya_434def89655.html / (дата обращения: 14.05.2021).
3. Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы XIV Международной научно-практической конференции: в 2 т. / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: РИК УГАТУ, 2020. – с. 473–480. 
4. Постановление Правительства РФ от 28.07.1992. № 528. О создании Российской системы предупреждения и действий в ЧС.