Трансрапид на трассе
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)
Трансрапид на трассе
Мы привыкли, что поезд катится по рельсам на колесах, но у таких поездов есть предел скорости. Ученые и конструкторы давно занимаются проблемой создания бесколесного транспорта- на магнитной подушке. Поезда могут развивать скорость 580 километров в час. Однако создание новых экспрессов и бетонной трассы для них- дело очень дорогостоящее, хотя и перспективное.
Разработкой таких поездов практически начали заниматься в 60-е годы 20 века. Первые составы на магнитной подушке испытывали в Японии, Германии, Великобритании и США, В России на экспериментальном железнодорожном полигоне рядом с подмосковным городом Раменское их тоже пробовали запустить. По замкнутой эстакаде длиной 600 метров летали 14-тонные опытные составы. Тогда же сделали попытку провести монорельс в Москве, в районе Останкино. Монорельс построили, но 2 поезда курсируют по нему лишь в экскурсионном режиме.
А в Германии ходят, и с большой скоростью. Более того, перспективные образцы трансрапида, разработкой которого занимаются две немецкие фирмы- Сименс и Тиссен- Крупп, уже закупили в Китае. В Шанхае с помощью немецких инженеров проложили 30- километровую линию от аэропорта до центра города. Поезд вместимостью 600 человек развивает скорость 430 километров в час. Время в пути около 8 минут. Поезда отправляются каждые 10 минут. Если короткая линия оправдает себя, то китайцы планируют покорить значительно большее расстояние – от Пекина до Шанхая, а это уже более 1400 километров.
Новый вид транспорта считается экологичным – не отравляет воздух, не создает сильных шумов. При высокой скорости поезд парит в воздухе, не касаясь рельса, и он не может сойти с него- низ корпуса охватывает монорельс. У состава нет трущихся деталей, нет гудящих моторов. Движение поезда основано на принципе магнитной левитации. Маглев, так даже называется поезд в Великобритании. Вдоль трассы тянутся горизонтальные стальные пластины- «феррорельсы». На них установлены электромагниты. На дне вагона также расположены мощные несущие электромагниты. Как только на них подается ток, возникает сила отталкивания, и состав зависает над эстакадой на высоте 10 миллиметров и начинается движение. За 30 секунд 150-тонный поезд разгоняется до 130-150 километров в час, а скорость продолжает увеличиваться. Человек не сразу привыкнет к ней, у некоторых возникает тошнота. Пока неизвестно, как на организм действуют мощные электромагниты. Но специалисты надеются решить все проблемы.
Первым человеком, запатентовавшим это изобретение , был немецкий инженер исследователь Герман Кемпер. В 1933 году ему удалось с помощью электромагнитов создать модель повозки, двигающейся по железным рельсам без колес. Но дальше экспериментов дело не пошло. Об этом изобретении в ФРГ вспомнили в 1970 годы и на северо-западе страны, в долине реки Эмс, построили испытательную трассу протяженностью 31, 5 километра. Начиная с 1984 года на ней стали испытывать модификации поезда будущего. В 1995 году поезд развил скорость 412 километров в час.
Но у перспективных проектов нашлись и противники. Например, «зеленые» считают эту затею слишком затратной и не дающей ожидаемого эффекта. Если из Берлина до Гамбурга расстояние около трёх тысяч километров обычный железнодорожный скоростной экспресс преодолевает за два часа, то Трансрапид- за сорок пять минут. Ну и что? На автомобиле можно доехать меньше чем за 2 часа. Какой от этого выигрыш, если новую трассу надо вести по ухоженным природным участкам, а своим бетонным видом она будет нарушать идиллию сельской жизни? Время покажет, как будет решен этот вопрос.
А между тем вездесущие японцы на своем поезде на магнитной подушке уже достигли скорости 580 километров в час. Борьба за скорость передвижения и комфорт пассажиров продолжается…