К ВОПРОСУ О ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЕ ЛЕСНЫХ МАССИВОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(168)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(168)
К ВОПРОСУ О ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЕ ЛЕСНЫХ МАССИВОВ
Актуальность темы заключается в том, что лесные пожары являются основной причиной гибели лесов на значительных площадях, гибнут дикие животные, от задымления страдают жители городов и поселков. Причем более 85% лесных пожаров возникает по вине человека.
Лесные пожары являются самыми опасными:огонь продвигается по кронам деревьев, скорость его распространения в безветренную погоду может достигать 3-4 км/ч, в ветреную – 25-30 км/ч и более. На восстановление сгоревшей площади лесов уходит от 60 до 100 лет. На тушение крупных лесных пожаров могут достигать 80-90% всех финансовых средств и ресурсов. Помимо этого, наступают серьезные последствия для экономики государства, в связи с чем первоочередная экологическая задача должна заключаться в предупреждении и предотвращении пожаров в лесах. Данное направление особенно важно для Российской Федерации, на территории которой расположены огромные площади лесных территорий. Так, например, каждый год леса Сибири горят сильнейшим пламенем, сжигая сотни домов и отравляя воздух своим дымом, поэтому необходимо тушить лесные пожары даже там, где это кажется экономически нецелесообразным.
Противопожарная защита лесов одна из главных задач обеспечения безопасности национальных природных богатств. Противопожарная защита лесов включает в себя предупреждение возникновения пожаров, снижение пожарной опасности и предупреждение распространения огня. Все охранные мероприятия по защите лесов должны быть построены на ликвидации, а не на борьбе с пожаром.
На сегодняшний день в РФ охрана лесов от пожаров регламентируется Лесным кодексом, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», «О добровольной пожарной охране», а также рядом подзаконных актов. Согласно п. 4 ст. 51 Лесного кодекса «охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах». Помимо, ст 261 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение лесов.
Общие требования пожарной безопасности в лесах предусматривают выполнение ряда требований в пожароопасный период. Для повышения эффективности ресурсного и экологического потенциала лесов небходимо сосредоточиться на решении следующих задач:
- проведение районирования территории лесного фонда по уровню требуемой противопожарной охраны с учетом экономической и экологической ценности лесов, степени хозяйственного освоения территорий;
- развитие службы мониторинга лесных пожаров на базе современных наземных и дистанционных средств с использование геоинформационных технологий, обеспечивающих обработку наземных, авиационных и космических наблюдений;
- проведение профилактики лесных и торфяных пожаров, увеличениеобъемов работ по противопожарному устройству территорий, расширение сети пожарных наблюдательных пунктов и пожарных химических станций;
- создать резервы финансовых средств и материальных ресурсов дляоперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации при борьбе с лесными и торфяными пожарами в течение всего пожароопасного сезона.
Несмотря на принимаемые меры, большинство негативных причин,отрицательно влияющих на состояние охраны лесов от пожаров, сохраняется. Лесная авиация резко сократила облеты лесов по установленным маршрутам даже в периоды высокой опасности в лесах по погоде, поэтому пожары обнаруживаются поздно, когда они требуют для своего тушения привлечения значительных сил. Раньше выявление пожара основывалось на наблюдении с земли. Теперь выявить начинающийся пожар может установленное на самолете инфракрасное и микроволновое оборудование, БПЛА. Информация передается на наземный компьютер, который может быстро се обработать и выдать точное место и температуру огня даже при наличии облаков на небе. Это дает возможность наземным командам и пожарным парашютистам атаковать огонь, прежде чем он распространится дальше.
Чтобы не допустить возникновения лесных пожаров и борьбы с ними, органы исполнительной власти совместно с органами управления лесным хозяйством утверждают оперативные действия заранее до пожароопасного периода, предусматривают на период высокой пожарной опасности в лесах создание из привлекаемых сил и средств лесопожарных формирований и обеспечивают их готовность к быстрому выезду в случае возникновения лесного пожара. Помимо, идет активное просвещение население об охране лесов, соблюдении правил пожарной безопасности в лесах.
Таким образом, подавляющее большинство случаев лесных пожаров возникают из-за неосторожного обращения людей с огнем во время отдыха или выполнения работ. Местная администрация и правительство обязаны обеспечить: широкое проведение лесопожарной пропаганды среди населения внаселенных пунктах, общественном транспорте, местах выполнения работ и массового отдыха людей по соблюдению правил пожарной безопасности; обеспечения пожарной безопасности в местах отдыха; контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах, установление причин возникновения лесных пожаров, выявление нарушителей и виновников возникновения лесных пожаров.
Государству необходимо ужесточить ответственность за умышленный или неосторожный поджог леса.