ПОЖАРНЫЕ ПОЕЗДА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)
ПОЖАРНЫЕ ПОЕЗДА
Аннотация. Данная статья посвящена пожарным поездам. В статье рассмотрены тактико-технические характеристики поездов, их назначение и особенности. Также выделены категории и виды пожарных поездов.
Ключевые слова: мобильные средства пожаротушения, пожарный поезд, пожарная техника.
На сегодняшний день особую роль в жизни человека занимают поезда, электрички. Люди каждый день пользуются железнодорожным транспортом: путешествуют на поездах, возвращаются домой после работы на пригородных электричках. Российские железнодорожные дороги обслуживают 77 из 85 субъектов РФ, и их общая длина железнодорожных путей составляет 85,6 тыс. километров.
Однако поезда используют не только для перевозки людей и груза, но и при тушении пожаров на РЖД. Причинами взрывов и пожаров на железнодорожном транспорте являются неосторожное обращение с огнем, неаккуратность пассажиров, искры локомотивов, технические неисправности. Пожарные поезда стали использоваться на железных дорогах России только в советское время.
Пожарный поезд – транспортное средство, применимое для тушения пожаров, возникших недалеко от железнодорожного полотна. Пожарный поезд рассматривается как разновидность пожарных машин [3]. Его относят к пожарной технике особого назначения с целевым использованием.
Пожарные поезда должны быть оснащены оборудованием, позволяющим осуществлять тушение пожаров [4]. Пожарные составы бывают двух категорий. В комплектацию второй категории входят:
- Цистерна для воды объемом и 25, и 50 ;
- Пенообразователь объемом 5-10 тонн;
- Пожарные рукава длиною до 1,5 км;
- Оборудование для получения сжатого воздуха;
- Вагон с насосами и помещения для личного состава до 32 человек.
Поезда первой категории выполняют более сложные задачи и в их комплектацию дополнительно входят:
- Грузовой вагон;
- Платформа, на которой размещены инструменты, средства защиты, специальное оборудование и т.д.;
- Дополнительные цистерны.
Все составы независимо от категории оборудованы радиостанциями, мегафонами, телефонами для связи и фонарями для работы в ночное время суток.
Пожарные поезда окрашиваются красным цветом. Поверх наносятся две белые полосы с разной шириной. Нижняя полоса составляет 230 мм; верхняя полоса – 80 мм. Сверху наносится надпись «Пожарный поезд» белой краской.
Пожарные поезда служат для доставки к очагу возгорания пожарно-технического вооружения, команды пожарных, запаса огнетушащих веществ и пенообразователя, ликвидации аварийных ситуаций, проведения аварийно-спасательных работ. Причины отправления пожарного поезда являются пожары, аварии, столкновения и крушения:
- в поездах;
- на стационарных объектах железнодорожного транспорта;
- в лесах, в туннелях;
- в непосредственной близости от ЖД путей.
Место дислокации пожарного поезда обычно расположено на путях с двусторонним движением и определяется временем прибытия до места конечного назначения, которое не должно превышать 1,5 часа (до 100 км).
Вызов пожарного поезда осуществляют машинисты поездов, где произошла чрезвычайная ситуация, работники и дежурные РЖД. Диспетчер или дежурный по станции принимает звонок и решает, какие поезда отправить к месту происшествия. В срок не более 10 минут производится отправление поезда [2].
Боевой расчет пожарного поезда аналогичен пожарной службе. В карауле обычно – 6-8 человек, смена расчета – четыре раза в сутки [1]. При необходимости на выезде пополняются членами добровольных пожарных дружин, свободными дежурными и личным составом военизированной охраны станции.
Таким образом, пожарные поезда предназначены для обеспечения пожарной безопасности перевозочного процесса, тушения пожаров в подвижном составе, полосе отвода и на станциях.