Алгоритм организации и проведения надзорных мероприятий в области гражданской обороны на Казанском Моторостроительном Производственном Объединении
Секция: Технические науки
VI Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»
Алгоритм организации и проведения надзорных мероприятий в области гражданской обороны на Казанском Моторостроительном Производственном Объединении
Аннотация. В статье определены основные механизмы практики реализации целостного механизма организации и проведения надзорных мероприятий в области гражданской обороны на Казанском Моторостроительном Производственном Объединении. Определены аспекты, характеризующие права и обязанности сторон, задействованных в надзорных мероприятиях
Ключевые слова: гражданская оборона; алгоритм; права; обязанности; полномочия; субъекты надзора; объекты надзора.
Алгоритм организации и проведения надзорных мероприятий в области гражданской обороны на Казанском Моторостроительном Производственном Объединении (далее - Объединение) разработан на основе комплекса нормативно-правовых актов: федеральные законы, постановления МЧС, ведомственные нормативы.
В общем виде рассматриваемый алгоритм детерминирован следующими аспектами.
Во-первых, его основа - некоторый риск-ориентированный подход: уровень потенциального риска производственных процессов Объединения может быть отнесен к высокому, что определяет и периодичность, и формы, и продолжительность надзора. Вместе с тем, общая продолжительность как плановых, так и внеплановых надзорных мероприятий (проверок) не может быть превышать двадцать рабочих дней.
Во-вторых, имеет место общая практика планирования проверок, основой которой выступает комплексный системный анализ ранее полученных результатов надзорных мероприятий.
Значимые аспекты, характеризующие своевременность и полноту исполнения ранее определенных для реализации об устранении круга выявленных нарушений.
В-третьих, имеет место определенный структурированный механизм в системе «представители надзора - представители структурных подразделений, в отношении которых проводятся мероприятия надзора».
Так, последние непосредственным образом присутствуют при реализации мероприятий проверки, наделены рядом прав:
· формулировать объяснения в контексте вопросов, возникающих при проверке;
· знакомится с результатом надзорных мероприятий (отражать - в соответствующих документах - свое согласие либо несогласие с ним);
· осуществлять - в установленном порядке - обжалование действий либо бездействия должностных лиц (проверяющих) если таковые повлекли нарушение прав субъекта надзорных мероприятий.
Не менее значимы - в контексте анализа рассматриваемого алгоритма – права и обязанности лиц, реализующих надзорные мероприятия.
В самом общем виде они могут быть определены в разрезе следующих значимых векторов:
· полнота, своевременность и системность реализации круга полномочий, направленных на предупреждение, выявление и пресечений соответствующего круга требований в сфере ГО;
· реализация разъяснительной работы в отношении субъектов надзора при неукоснительном соблюдении их прав и законных интересов.
В-четвертых, в последнее время все более активной в Объединении стала реализовывать практика прогнозирования и предупреждения рисков.
Весьма значимым и имеющим существенным потенциал инструментом в данной ключе является карта рисков.
Карта рисков - формулируя некоторое общее определение - это графическое отображение (и текстовое его сопровождение) определенного ограниченного количества рисков организации, структурированных в рамках прямоугольной таблицы, некоторой системы координат, одна ось которой - значимость риска (сила его воздействия), вторая - вероятность возникновения риска, его потенциальная частота.
Обратимся к ниже следующему рисунку, где приведен графический пример карты рисков.
Рисунок 1. Карта рисков организации: схема
Рассмотрим общие этапы построения рассматриваемой карты.
Во-первых, проводится существенная аналитическая работа, детерминированная выделением потенциальных рисков, угроз, возможностей, слабых и сильных сторон организации в текущих условиях. Фактически, можно говорить об осуществлении SWOT- анализа [3, с.94].
Во-вторых, определяется структура, состав системы факторов, - внутренних и внешних - которые могут оказать влияние на положения организации, на динамику и тренды ее развития.
В-третьих, осуществляется систематизация, структуризация рисков – они сводятся в рамках единой таблицы, которая фактически представляет собой совокупность факторов риска с их обобщенным перечнем.
В-четвертых, происходит выработка и обоснование классификационной схемы факторов с одновременным выделением имеющихся между ним взаимосвязей. Фактически данный этап может быть определен как этап идентификации.
Идентификация рисков предполагает выявление самых значимых качественных и количественных их характеристик, в состав которых входят:
· вероятность проявления;
· размер потенциального ущерба;
· место возникновения;
· уровень взаимосвязей между факторами и т.п.
Иными словами, риск необходимо сопоставить с указанными параметрами [1, с.90]
Пятым - в условном выделяемом нами алгоритме - этапом является этап оценки, содержание которого составляет фактическое измерение рисков.
Особенностью данной практики является последовательность процедуры: сначала измерение риска производится качественно, затем - количественно.
Отметим, что руководство Объединения самостоятельно определяет градацию уровня опасности и фактические единицы ее измерения. Такими единицами может служить, к примеру, уровень предполагаемого потенциального ущерба
Некоторым наиболее распространенным является подход, в рамках которого опасным понимается фактор, которые может стать причиной потери прибыли.
Кроме того, практика выработала определенную «шкалу оценивания», в рамках которой маловероятным считается риск, находящийся в диапазоне от 0 до 0,2; вероятным - от 0,21 до 0,65; весьма вероятным - от 0, 65. [1]
Завершающий этап - перенесение заполненной по всем правилам таблицы факторов риска на карту риска с обязательной дифференциацией вероятности и опасности.
В конечном счете формируется целостная карта, условно разделенная на сектора, попадание в которые того или иного риска наглядно демонстрирует его потенциал опасности и вероятность реализации.
Организованная подобным образом схема выступает эффективным и значимым инструментом при анализе рисков во всех временных горизонтах.
Отметим также, что логичность и объективность анализа исходных данных, используемых при создании карты риска, является основой верной и релевантной организации карты рисков. Таким образом, рассматриваемый нами общий механизм - целостный, системный, коммуникативный. Вместе с тем все большую значимость приобретает стратегическая деятельность по предупреждению прогнозированию рисков.