Статья:

К ВOПРOCУ О АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(168)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Сиразетдинов Р.Р., Аксенов С.Г. К ВOПРOCУ О АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 32(168). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/168/98583 (дата обращения: 11.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВOПРOCУ О АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

Сиразетдинов Румиль Расилович
студент, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, профессор, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Актуальность темы заключается в том, что административное правонарушение представляет собой деяние, нарушающее правила поведения общего характера и влекущее за собой вредные последствия.

Административно-правовая деятельность органов государственного пожарного надзора заключается в привлечении юридических, физических и должностных лиц к ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, которые установлены Федеральными законами № 69-ФЗ от 21.12.1994 (ред. от 11.06.2021) "О пожарной безопасности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021),  №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" вступившим в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г. включительно и иными нормативно-правовыми документами в данной области.

Административно-правовая деятельность сотрудников государственного пожарного надзора состоит из таких процессов, как возбуждение и рассмотрение дел по административным правонарушениям в области пожарной безопасности.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, при выявлении противоправного действия (бездействия), образующего состав административного правонарушения, в ходе проведения проверок в отношении органа власти, объекта защиты (лиц на объекте защиты) должностные лица государственного пожарного надзора в пределах своих полномочий имеют право возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 11.16, 14.1, 14.34, 14.44, 14.46, 17.7, 17.9, 17.1, 19.4, 19.4.1, 19.5 - 19.7, 19.13, 19.20, 19.26, 19.33, 20.4, 20.25 КоАП РФ.

Приказом МЧС России от 26 декабря 2014 г. № 731 утвержден Перечень должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Протокол об административном нарушении требований пожарной безопасности составляется при наличии поводов к возбуждению дела об административном правонарушении – непосредственном обнаружении уполномоченными лицами, поступлении материалов из правоохранительных органов, сообщения и заявления юридических и физических лиц.

Протокол составляется согласно статье 28.2 КоАП РФ. Особенностями составления протокола, на которые следует обратить внимание, являются:

1. Исключение формулировок общего характера. Например, довольно часто в протоколах указывают, что на объекте отсутствуют первичные средства пожаротушения. При правильном составлении документа следует указывать, что установлено нормативно-правовыми актами и какая ситуация наблюдается на объекте.

2. Протоколы, статус рассмотрения дел фиксируются в  журнале учета дел об административных правонарушениях и представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

3. Срок составления протоколов может составлять до двух дней в случае необходимости выяснения дополнительных обстоятельств.

4. Протокол об административном правонарушении направляется судье, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола.

Согласно статье 23.34 КоАП РФ органы государственного пожарного надзора вправе рассматривать дела об административных правонарушениях по статьям 6.24, 6.25, 8.32, 11.16, 20.4 КоАП РФ

Рассмотрение дел об административных правонарушениях и назначение административных наказаний от имени государства находится в компетенции главных государственных инспекторов по пожарному надзору и их заместителей, государственных инспекторов по пожарному надзору.

Должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы:

1. Подведомственность – относится ли дело к компетенции органов государственного пожарного надзора.

2. Наличие обстоятельств, исключающих рассмотрение правонарушения должностным лицом (не является ли должностное лицо родственником лица, к отношении которого ведется производство по делу, не является ли заинтересованным в разрешении дела). При наличии вышеперечисленных обстоятельств, представитель органа пожарного надзора обязан подать заявление о самоотводе от рассмотрения дела.

3. Правильность составления протокола и других материалов дела.

4. Наличие обстоятельств, исключающих производство по делу, установленные статьей 24.5 КоАП РФ. К примеру, таким обстоятельством может быть истечение срока давности привлечения к административной ответственности (спустя 2 месяца со дня обнаружения правонарушения), действия лица в состоянии крайней необходимости (то есть для устранения опасности).

5. Достаточность и достоверность собранных материалов по делу.

6. Наличие ходатайств и отводов.

Особенностями порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности являются:

1. Срок рассмотрения составляет 15 дней с момента получения протокола о правонарушении. Однако, срок может быть продлен до двух месяцев при передаче дела судье и не более чем на один месяц при поступлении ходатайств от участников производства либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств.

2. В ходе подготовки к рассмотрению дела могут выноситься определения по дополнительным вопросам (назначение места и времени рассмотрения, о вызове причастных лиц, об отложении расмотрения, о необходимости дооформления материалов и о передаче дела другим органам исполнительной власти в пределах их компетенций).

3 Результатом рассмотрения дела является назначение административного наказания либо прекращение производства по делу.

За совершение административных правонарушений в области пожарной безопасности назначаются такие виды административных наказаний, как:

– предупреждение;

– штраф;

– административное приостановление деятельности.

Предупреждение как вид административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности может быть назначено всем субъектам.

Размер административного штрафа по административному правонарушению устанавливается согласно соотвествующей статье КоАП РФ. Срок добровольной уплаты штрафа составляет 30 суток, в случае неуплаты должностное лицо, ведущее дело, выносит постановление на принудительное взыскание суммы штрафа.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Кодекс об административных правонарушениях определяет, что а приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности. Рассматриваемый вид наказания назначается судьей и устанавливается на срок до девяноста суток.

Согласно Федеральному закону от 3 июня 2011 г. №120-ФЗ, административное приостановление деятельности на указанный срок назначается только за повторное совершение административного правонарушения, а именно: нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам, первичным средствам пожаротушения, к эвакуационным путям и выходам, к системам пожарной автоматики.

Также следует отличать такое понятие, как временный запрет деятельности – это дополнительная мера производства по делу об административном правонарушении, заключающаяся в кратковременном прекращении деятельности организаций. Срок временного запрета деятельности – до рассмотрения дела судом (не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности).

Таким образом, административные правонарушения в области пожарной безопасности так же, как и в других сферах жизнедеятельности, влекут за собой опасные последствия, но в гораздо меньшей степени, нежели преступления. В связи с этим, максимальной мерой наказания за данный вид правонарушений является приостановление деятельности и наложение штрафа .

 

Cпиcoк литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1)
2. Федеральный закoн №123 oт 22.07.2008 г. «Теxнический регламент o требoванияx пoжарнoй безoпаснoсти».
3. Федеральный закoн №69 oт 21 декабря 1994 гoда «O пoжарнoй безoпаснoсти».
4. Аксенов С.Г. К вoпрocу o правoвыx ocнoваx дoбрoвoльныx фoрмирoваний в oбеcпечении пoжарнoй безoпаcнocти // Безoпаcнocть жизндеятельнocти. -     2012. №11(143). C.51-52.
5. Акcенoв C.Г., Cинагатулин Ф.К. К вoпрocу oб управлении cилами и cредcтвами на пoжаре // Прoблемы oбеcпечения безoпаcнocти (Безoпаcнocть –  2020): Материалы II Междунарoднoй научнo-практичеcкoй кoнференции. – Уфа: РИК УГАТУ, 2020. –  C. 124-127.
6. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф. К. Чем и как тушить пожар // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020): Материалы II Международной научно-практической конференции. – Уфа: РИК УГАТУ, 2020. С. 146-151.