Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Васильев Н.А., Aкcенoв C.Г. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 36(172). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/172/99579 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Васильев Никита Адреевич
cтудент, Уфимcкий гocудaрcтвенный aвиaциoнный теxничеcкий универcитет, РФ, г. Уфa
Aкcенoв Cергей Геннaдьевич
д-р экoн. нaук, прoфеccoр, Уфимcкий гocудaрcтвенный aвиaциoнный теxничеcкий универcитет, РФ, г. Уфa

 

Актуальность данной темы заключается в том, что в последние годы на пожарах ежегодно гибнет около 15 тысяч человек, из которых более 700 составляют дети. Сложившаяся ситуация объясняется  неготовностью  учителей и детей к адекватным действиям в чрезвычайных ситуациях, некоторыми особенностями в психологии поведения детей при возникновении опасности.

Вместе с тем, поведение детей при пожаре имеет свои психологические особенности  ввиду несформировавшейся психики и малоподготовленности к организованным действиям в случае угрозы.

Самой распространенной реакцией людей, в особенности детей, при пожаре является паника, которая проявляется в форме заторможенности (ступора) или бега (фуги).

В первом случае наблюдается расслабленность, вялость действий, общая заторможенность, а при крайней степени проявления - полная обездвиженность, в которой человек физически не способен разумно действовать.

Для второго типа паники – фуги –  характерно хаотическое метание, дрожание рук, тела, голоса. Речь ускорена, ориентирование в окружающей обстановке поверхностное.

Факторами, способствующими развитию паники, являются:

  • отключение освещения;
  • атмосфера напряженности и тревоги среди массы людей;
  • ограниченное количество времени для принятия решений;
  • наличие возбуждающих панику слухов.

В целях прекращения паники необходимы краткие и громкие команды, применение сверхсильных раздражителей (например, передача по громкоговорителям приказа о прекращении паники с последующими указаниями действий).

В то же время исследования структуры толпы в состоянии паники показали, что под влиянием аффекта находится не более 3% человек с выраженными расстройствами психики, не способных адекватно оценивать ситуацию. У 10-20% лиц отмечается частичное сужение сознания, для руководства ими необходимы более резкие и краткие команды.

Основная же часть толпы (до 90%) представляет собой вовлекаемых «в общий бег» людей, способных к разумным действиям. Однако, испытывая страх и заражая им друг друга, они создают крайне неблагоприятные условия, препятствующие организованной эвакуации.

В документальном фильме BBC Horizon «Как выжить в катастрофе?» (2009 год) раскрывается такое понятие, как «Синдром безопасного пожара» [3]. Большинство людей склонны недооценивать степень опасности и скорость распространения пожара; в то же время они переоценивают количество оставшегося на эвакуацию времени.

Непонимание серьезности происходящего и возможных последствий – распространенное явление в поведении детей в чрезвычайной ситуации. Это связано с тем, что в основном дети не часто сталкиваются с огнем, поэтому для того, чтобы понять, что ситуация вышла из-под контроля, им нужно больше времени. Наблюдается заторможенность действий – один первый тип панической реакции.

Нам всем знакома ситуация, когда несколько раз за четверть в школах проводились учебные тренировки по эвакуации в случае пожара. Частота проведения таких тренировок способствует развитию у детей ощущения несерьезности происходящего. То есть даже при настоящей тревоге о пожаре дети могут вести себя спокойно и относиться к ситуации как к тренировке.

Поведение детей во многом зависит от давления окружающих. Так как часто пожарные тревоги оказываются ложными, дети зачастую не хотят реагировать на сигнал тревоги первым, чтобы не показаться глупыми среди окружающих. Ребенок обычно сомневается в том, что ему угрожает опасность, когда окружающие сохраняют спокойствие.

По мнению ученых Джона Дарли и Биба Латане, проводивших эксперимент, человек, находясь в компании других людей, склонен принимать решения на основе их действий. Иными словами, если окружающие никак не реагируют на события, мы тоже не считаем их чем-то из ряда вон выходящим и «присоединяемся» к общему спокойствию.

Процесс эвакуации детей младших классов во многом зависит от организованности учителей, так как маленькие дети могут не в полной мере осознавать всю опасность происходящего, надеяться и ждать поручений от взрослых. Паническое поведение детей при отсутствии руководства ими в период эвакуации, может привести к образованию заторов и задержек на путях эвакуации, которые могут привести к травмированию детей.

Инстинкт самосохранения маленьких детей работает так, что в случае опасности они прячутся в укромное место, думая, что там его никто не найдет и ничто не настигнет. Ситуация усугубляется тем, что дети часто боятся пожарных в ярких больших костюмах, поэтому могут прятаться от них тоже.

Учитывая рассмотренные особенности поведения детей при пожарах, следует огромное внимание уделять подготовке учителей и работников образовательных учреждений к действиям по эвакуации при пожаре; к обучению детей поведению при возникновнении чрезвычайных ситуации в школах.

Обучение детей правилам поведения при эвакуации и при пожаре следует проводить с учетом их возрастной категории. Например, детям младших классов эффективнее будет объяснять правила поведения при пожаре, при помощи применения различных видв искусства (например, рисование, постановка поучающих сценок, просмотр фильмов) в сочетании с разнообразными играми, беседой.

С учениками средних и старших классов требуется проводить беседы и объяснять четкие действия при чрезвычайных ситуациях.

Повышение уделения внимания к вопросам безопасности детей невозможно без активной помощи родителей. Проводя работу с родителями, необходимо приподнести всю важность их непосредственного участия в организации повышения безопасности своих детей. Необходимо убедить родителей в том, что именно они в первую очередь должны научить своих детей правилам поведения в опасных ситуациях. В работе с родителями используются следующие методы: беседы на родительских собраниях, агитационные стенды, передвижные выставки, совместные утренники, памятки для родителей.

Таким образом, видно, что  поведение детей при пожаре объясняется расстройством человеческой психики под влиянием чрезвычайных обстоятельств. В их действиях имеется значительная общность: убежать, спрятаться, выпрыгнуть из окон. Специальных же данных по поведению детей при пожаре опубликовано относительно мало. Поэтому существует необходимость всестороннего изучения поведения детей при пожаре с целью предотвращения их гибели.

 

Cпиcoк литературы:
1. Федеральный закoн №123 oт 22.07.2008 г. «Теxнический регламент o требoванияx пoжарнoй безoпаснoсти».
2. Федеральный закoн №69 oт 21 декабря 1994 гoда «O пoжарнoй безoпаснoсти».
3. BBC Horizon «Как выжить в катастрофе?» документальный фильм. [Электронный ресурс] – URL:   http://1bbc.co/dok/bbc/1416-bbc-horizon-kak-vyzhit-v-katastrofe-bbc-horizon-how-to-survive-a-disaster-2008.html (дата обращения 01.10.2021 г.)
4. Конструктивизм поведения детей при опасности пожара [Электронный ресурс] – URL:   https://cyberleninka.ru/article/n/konstruktivizm-povedeniya-detey-pri-opasnosti-pozhara/viewer (дата обращения 02.10.2021 г.)
5. Аксенов С.Г. К вопросу о принятии управленческих решений при проведении аварийно-спасательных работ и тушении пожаров в городских условиях // Проблемы обеспечения безопасности. Материалы I Международной научно-практической конференции.- Уфа: РИК УГАТУ, 2019. С. 8-18
6. Аксенов С.Г., Файзуллин Р.Ф., Ильин П.И., Шевель П.П. Автономный пожарный извещатель – устройство спасающее жизнь и имущество граждан // Современные проблемы пожарной безопасности: теория и практика (FireSafety 2020): Материалы II Всероссийской научно- практической конференции- Уфа: РИК УГАТУ, 2020. – С. 146-151.
7. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479.