ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ СМП
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ СМП
Традиционно процедура налогового контроля, законодательно закрепленная главой 14 НК РФ, упоминается в качестве государственной функции. Основные формы налогового контроля: камеральные и выездные проверки. Применительно к крупным и крупнейшим налогоплательщикам с 01.01.2015 года действует новая форма контроля — налоговый мониторинг, предусматривающий постоянный онлайн-доступ налоговых органов к организации бухгалтерского и налогового учета, к первичным документам организаций. П.7 ст. 105.26 НК РФ содержит требование о предоставлении налогоплательщиком сведений о системе внутреннего контроля хозяйствующего субъекта за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и их отражении в бухгалтерском учете и отчетности. К субъектам малого и среднего предпринимательства налоговый мониторинг как форма контроля не применяется, но требования к организации системы внутреннего контроля могут быть полезны и СМП при организации бизнес-процессов, формировании центров ответственности, внутренних принципов и стандартов. Кроме того обязанность организации и осуществления внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни закреплена в п. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Л. В. Юрьева и В. С. Сухих дают следующее определение системы внутреннего контроля [2, с. 12]: «это система, позволяющая достигать организации поставленных целей, представленная сотрудниками экономического субъекта и применяемыми ими методами и процедурами». В частности для контроля налоговых расчетов и обязательств: система внутреннего налогового контроля хозяйствующих субъектов — это совокупность процедур, направленных на предотвращение, выявление, исправление ошибок в налоговых расчетах, оценку налоговых последствий хозяйственных операций компании и минимизацию налоговых рисков.
В зависимости от момента наступления анализируемого факта хозяйственной жизни, выделяют предварительный, текущий и пост-контроль. Важно заметить, что разработка и реализация превентивных контрольных процедур является необходимым, но недостаточным условием. Для максимизации полезности также требуется оценивать результаты выполнения таких контрольных процедур. Задача предварительного или стратегического внутреннего налогового контроля состоит в недопущении наступления рисковых событий, отрицательно влияющих на процесс или результат хозяйственной деятельности СМП. Когда наступление события невозможно предотвратить, задача стратегического контроля сводится к минимизации последствий рисковой ситуации. На мониторинг рисковых событий, происходящих непосредственно в ходе ведения предпринимательской деятельности, направлены методы и средства тактического налогового контроля СМП. Ключевые характеристики текущего налогового контроля — своевременность выявления факта наступления события и оперативность ответной реакции. Основные маркеры пост-контроля — достоверность данных информационной системы, соответствие фактических показателей плановым, выявление возможных причин отклонений.
В соответствии с экономическим масштабом и отраслевой спецификой финансово-хозяйственно деятельности налогоплательщик разрабатывает свою систему внутреннего контроля. Процесс внутреннего контроля в целом должен строиться таким образом, чтобы экономический субъект был уверен:
- Предпринимательская деятельность — эффективна и результативна, сохранность активов обеспечена;
- Бухгалтерская (финансовая) отчетность содержит достоверную и своевременную информацию;
- Законодательство соблюдается в каждом событии хозяйственной жизни.
С позиции субъекта предпринимательской деятельности дополнительно:
- Налоговые обязательства и расчеты — запланированы, возможные отклонения — объяснены;
- Предусмотрены: порядок выявления потенциальных источники рисков, процедура предотвращения, действия при наступлении риск-события.
С позиции Минфина России [1] оценка системы внутреннего контроля для предприятий всех экономических уровней хозяйствования должна проводиться налогоплательщиком в разрезе пяти основных компонентов. Рассмотрим их применительно к СМП.
Контрольная среда отражает культуру управления хозяйственными процессами и является основой других компонентов и включает в себя общую политику менеджмента организации. Контрольная среда — это «совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне экономического субъекта в целом» [1]. Прежде всего руководство субъектов малого предпринимательства должно осознавать важность дисциплины и порядка, соблюдения этических норм во внутренних документах организации. Сотрудники малых предприятий зачастую совмещают несколько обязанностей, поэтому от сотрудников требуется не только ответственность и высокий уровень знаний, но и способность переключаться, одновременно работать над несколькими направлениями деятельности. В случае СМП формирование внутренней команды или подбор внешних представителей, отвечающих заданным критериям, находится под ответственность одного лица. К положительным особенностям СМП можно отнести характерную для них простоту и ярко выраженную иерархию организационной структуры, тесное взаимодействие сотрудников. Более того, цели деятельности предпринимателей по-разному определяются в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Для осуществления долгосрочных планов необходимо культивировать соблюдение сотрудниками правил этичного поведения. Для малых экономических субъектов, вследствие лимитированных финансовых ресурсов, применимы и управленческие подхода к достижению этой цели при обязательном совмещении контроля и доверия. Данный вывод основан на следующих особенностях СМП. 1. Организация системы налогового контроля требует финансовых вливаний прямо сейчас, и результат ее применения может быть оценен по истечении некоторого временного промежутка. 2. Для СМП высок «индекс крутящихся дверей». Поэтому воспитательная работа проводится со всеми сотрудниками, а на дополнительное профессионального образование и переподготовку (за счет средств работодателя) могут рассчитывать не все. 3. Поощрение участников хозяйственного процесса благоприятно скажется на согласовании интересов и побуждении к желательным моделям поведения уже в данный момент с непосредственно трудящимися работниками. 4. Поговорка «доверяй, но проверяй» (и латинская максима Fide sed vide) указывает на необходимость контрольно-надзорных мероприятий руководства по отношению к деятельности и моральному облику сотрудников.
Отметим важность системного подхода к управлению рисками, в том числе и на уровне СМП. Последовательность действий, направленных на выявление факторов риска, оценку наступления риск-событий и минимизацию их последствий должна не противоречить самой себе и быть логичной. Зачастую индивидуальные предприниматели или малые общества конкурируют в одной экономической и территориальной нише с подобными себе хозяйствующими субъектами. При этом возникает личное знакомство представителей конкурирующих организаций и обмен опытом реагирования на тренды отрасли.
Результат любых действий, совершаемых в целях внутреннего налогового контроля, будет релевантным тогда и только тогда, когда предыдущие элементы системы будут функционировать в среде достоверной информации. При достаточном уровне ответственности и самоорганизации работников микро-предприятия, требования к способу накопления и обработки информации не сильно высоки. Но для большей надежности у сокращения времени для обработки информации нужна оцифровка данных, полученных вне электронного документооборота, и внесение их в автоматизированные системы учета. Кроме того, применение субъектами СМП технологии облачного хранения данных расширяет географию доступа к системе баз данных санкционированными пользователями.
Заключительный элемент — это система мониторинга средств внутреннего контроля. Постоянное наблюдение за ходом и результатами внутреннего контроля направлено на решение задачи организации наиболее рациональной и приемлемой системы. При выявлении ошибок в системе, руководителю СМП или ответственному работнику необходимо максимально оптимизировать ее работу посредством установления причин сбоев, настройки параметров контроля.
Правильно организованный внутренний контроль позволяет хозяйствующему субъекту существенным образом снизить количество налоговых ошибок, свести до минимума размеры штрафных санкций, что, в свою очередь, способствует улучшению финансовых показателей компании. Помимо контрольной, указанные процедуры могут выполнять одновременно информационную и организационную функции и могут быть использованы для оценки адекватности системы управления, служить основой определенных управленческих решений.