Статья:

Возможности логистики в управлении строительным предприятием

Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Попович А.А. Возможности логистики в управлении строительным предприятием // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/3(3).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 28 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Возможности логистики в управлении строительным предприятием

Попович Алена Алексеевна
студент, Донской государственный технический университет, РФ, г.Ростов-на-Дону
Хан Роксана Султановна
научный руководитель, кандидат экономических наук, доцент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

За последний период российские предприятия различных сфер деятельности осознали высокую степень значимости такого экономически важного инструмента, как логистика, что нашло отражение  во внедрении ее элементов большинством предприятий от начала и до конца производственного цикла. Если 5-10 лет назад логистика в нашей стране в рамках производств касалась лишь внешней среды предприятия в лице поставщиков и транспортных компаний, и в редких случаях процессов материально-технического снабжения, то сейчас невозможно представить производственный процесс без использования логистики.

На сегодняшний день в общей теории логистики важное место занимают труды Б.А. Аникиной, А.М. Гаджинского, В.С. Лукинского и другие. Рассматривали более подробно вопрос логистики в строительстве в своих работах В.Н.Стаханов, Е.К. Ивакин, Е.П. Жаворонков. Они внесли большой вклад в раскрытие сущности логистики в рамках строительного производства.

Строительное производство имеет свою специфику, как и любое другое предприятие. Одной из особенностей данной отрасли является то, что каждая строительная площадка будет носить индивидуальный характер, даже если это типовое строительство. Любое новое строительство будет подвергаться огромному количеству разных воздействующих как внутренних, так и внешних факторов. Это могут быть как погодные условия, так и зависимость строительного процесса от поставщиков МТР. Логистика, в данном случае, позволяет подстроиться под любые условия и может помочь найти верное решение в любой сложившейся ситуации.

Внедрение логистических механизмов происходит еще на этапе планирования строительства. В рамках планирования закладываются более общие понятия о представлении будущего строительного предприятия относительно определенного объекта. Таким образом, уже на начальном этапе можно определить даже ориентировочные временные рамки строительства и его непосредственную стоимость. Однако, как уже говорилось ранее, невозможно найти две одинаковые строительные площадки, поэтому даже типовое строительство, которое на начальном этапе имело одинаковые  временные рамки и стоимость, будут сильно отличаться по мере возведения объектов. Но, несмотря на данные изменения, логистика позволяет учесть любые сдвиги от заданного плана таким образом, чтобы избежать различного рода потерь и приблизить строительство к заданным ранее параметрам.

Главная цель строительного производства – возведение объекта в заданные сроки, отвечая всем стандартам и требованиям качества, при этом в пределах стоимости, установленной еще на этапе планирования строительства. Поэтому и внедрение логистических механизмов происходит на данном этапе. Это позволяет оптимизировать разработанный план, как в целом, так и по отдельным операциям, особенно в рамках совмещения нескольких параллельно выполняемых работ на одной строительной площадке. Данная цель в конечном итоге направлена на удовлетворение нужд потребителя, впрочем, любое производство направлено на достижение данного критерия в своей деятельности и строительство не является исключением.

В рамках одного строительства могут осуществлять работу достаточно большое количество различных организаций, которые могут выполнять как однотипные виды работ, так и отдельные, причем данные процессы происходят зачастую одновременно. Необходимо учесть очередность работ, осуществлять контроль над каждой операцией, производимой отдельно взятой строительной бригадой, придерживаясь производственного плана, построенного на основе логистики.

Строительное производство имеет отличительную от других производств черту – отсутствие склада для приемки, хранения и перевалки большого объема МТР, поступающих на строительную площадку. Как правило, в качестве склада выступает небольшой участок, который может меняться в размерах в зависимости от этапов строительства, а также свое территориальное размещение. Емкость такого склада достаточно мала и не может принять большой объем МТР.  Поэтому одной из основных задач логистики строительства является осуществление поставок в заданное время и в необходимом количестве, что позволяет бесперебойно осуществлять строительство, выполнять работу качественно и в заданные сроки. Возможность своевременной поставки позволит снизить риск потерь, которые могут возникнуть из-за дефицита или переизбытка МТР [3. c. 98].

Как и в любом другом производстве присутствует поток денежных средств. Сложность возникает в том, что, как уже говорилось ранее, на одной строительной площадке может работать несколько бригад, с которыми заключены разные договоры и это не считая сделок с поставщиками МРТ, транспортными компаниями. Бесконечное движение финансовых ресурсов обуславливает использование финансовой логистики в рамках строительного производства, иначе есть большая вероятность потерь в денежном выражении [1, c. 237].

Данные возможности логистического подхода направлены непосредственно на минимизацию издержек производства, что способствует более эффективному процессу строительства, а значит и повышение конкурентоспособности. В отношении строительного производства, помимо снижения цены за счет снижения издержек производства при достойном качестве, конкурирующим элементом является – время. Логистика позволяет оптимизировать работу строительного производства таким образом, чтобы снизить длительность процессов, а значит сэкономить драгоценное время, что позволит выполнить строительство в заданные сроки, ведь от скорости строительства определяются и сроки ввода в эксплуатацию объекта строительного предприятия. Организация, выполняющая строительство быстрее, дешевле и качественнее будет обладать более высокой конкурентоспособностью на рынке строительных услуг.

Все вышеперечисленные логистические механизмы в отношении строительного производства невозможны без основного элемента – информации. Информационный поток в любой форме (речевой, документной и др.) связывает все строительные процессы воедино. При принятии решения о выполнении той или иной операции в рамках строительства объекта необходима информационная логистика, которая направлена на организацию потока данных, ее обработку. Она является связующим звеном между тремя основными составляющими любого предприятия – снабжением, производством и сбытом. Обработка потока информации с различных звеньев логистической цепи направлена на непосредственную оптимизацию производственного процесса и на согласование последовательности работ, что в рамках строительного производства играет довольно большую роль. Важно также учесть тот факт, что в рамках информационной логистики важную роль играет техническое (совокупность технических средств) и информационное (справочники, кодификаторы, классификаторы и др.) обеспечение, которые должны учитывать специфику строительного производства.

Продукция строительной отрасли имеет еще один интересный критерий - длительный жизненный цикл, на протяжении которого она должна по ряду своих параметров удерживать существующих потребителей и вместе с тем привлекать новых. Данными параметрами могут служить, например, экологические свойства объекта, технические характеристики, параметры безопасности данного объекта. Данное можно отнести к критерию конкурентоспособности строительного предприятия.

Рассмотренные выше особенности, так или иначе, имеют решения со стороны логистики при изменении заданных параметров, но вместе с тем, есть один параметр, который имеет вероятностный характер – это спрос потребителя на готовую продукцию строительного производства. Порой достаточно сложно предсказать поведение потребителя, особенно если учесть временной параметр любого строительства.

Таким образом, мы можем говорить о том, что в строительном производстве нельзя обойтись без логистики. Логистика охватывает весь производственный цикл от его начала и до конца. Возможности, которые появляются при использовании логистических механизмов направлены, в первую очередь, на минимизацию затрат путем рациональной организации работы и всех происходящих операций как внутри строительной площадки, так и за ее пределами. Это позволяет повысить рентабельность строительного производства, сократить сроки производства и ускорить процесс ввода объекта в эксплуатацию, сохраняя при этом качество и увеличивая конкурентоспособность строительной фирмы по сравнению с другими, имеющимися на рынке [2, c. 277].

 

Список литературы:
1. Аникин, Б.А. Логистика/ Б.А. Аникин.-М. Проспект, 2013 – 237 с.
2. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник – 20-еизд. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 277 с. 
3. Стаханов, В.Н. Логистика в строительстве: Учеб. пособие для студентов экономических специльностей/ В.Н. Стаханов, Е.К. Ивакин. – М.: ПРИОР, 2001 – 98с.