Инвестиционная привлекательность рынка фитнес-услуг .
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Инвестиционная привлекательность рынка фитнес-услуг .
В статье рассмотрены вопросы инвестиционной привлекательности российского рынка фитнес услуг. Проанализированы особенности рынка фитнес услуг в Москве и регионах России. Выявим приоритетные тенденции развития рынка на среднесрочной перспективе.
Рынок фитнес-услуг в России является относительно молодым: появление первых классических фитнес-клубов в Москве и крупных городах России произошло в начале 1990-х годов. Развитие рынка долгое время было затруднено по нескольким причинам: практически все существовавшие клубы развивались в премиум и люкс сегментах, а доходы и образ мышления населения были далеки от современных. Целевая аудитория фитнес-клубов была небольшой вплоть до середины 2000-х. Спустя 26 лет фитнес-индустрия представляет собой совершенно иную отрасль, рынок долгое время показывает положительную динамику и имеет большой потенциал роста даже в условиях экономической нестабильности.
По оценкам аналитиков, фитнес индустрия по динамике развития занимает второе место в мире (после высоких технологий) [1, с. 36]. И хотя по числу предложений спортивно-оздоровительных услуг Россия пока существенно уступает США и Европе, однако темпы роста российского рынка стремительны. В настоящее время услуги фитнес-центров входят в десятку самых востребованных услуг в России) [1, с. 34].
Кризис и падение доходов населения негативно повлияли на темпы роста рынка фитнес-услуг, однако рынок продолжает расти высокими по российским меркам темпами: в 2015 году номинальный прирост рынка составил 14,1%, реальный – 3,6%. Объемы рынка фитнес-услуг вместе с сопутствующими рынками (crossfit, персональные тренировки и т.п.) составляют не менее 101,4 млрд. руб.) [11].
Потенциал роста рынка Москвы подтверждают реализуемые крупными игроками проекты: Сергей Рощупкин, президент сети фитнес-клубов «Зебра», в интервью для «РБК Исследования рынков» поделился количеством открытых за 2015–2016 гг. клубов: 11 фитнес-клубов сети было открыто за рассматриваемый период и еще 2 клуба планируется открыть в ближайшее время. Активно растет количество клубов и в сети «С.С.С.Р.». Территориальный директор по продажам сети фитнес-клубов «С.С.С.Р.» Наталья Головкова рассказала, что в 2015–2016 гг. сеть компании увеличилась на 6 клубов, еще 5 клубов должны быть открыты в ближайшее время [10].
Чрезмерная концентрация фитнес-клубов и сопутствующих рынков в Москве характерна лишь для ЦАО: в ряде районов Востока, Юго-Востока и Юга столицы по-прежнему имеются районы с недостаточным количеством фитнес-клубов или даже с их отсутствием.
Если на рынке фитнес-услуг Москвы крупные клубы предпочитают развиваться собственными силами, то в регионах у крупных сетей преимущественно действуют франчайзинговые клубы. Доля клубов, открытых по франшизе у сетевых игроков в регионах, составляет более 25% [5, с.532].
Франчайзи в фитнес-индустрии могут быть как крупные бизнесмены с уровнем доходов в несколько сотен миллионов рублей, так и небольшие частные предприниматели: зачастую даже в рамках одной сети фитнес-клубов существует возможность открытия по франшизе как большого премиального варианта фитнес-клуба, так и небольшой фитнес-студии. Сеть фитнес-клубов X-Fit предлагает для потенциальных франчайзи 2 формата фитнес-клубов: X-Fit обязательным бассейном и площадью от 2 тыс. кв. метров и Fit-Studioс минимальной площадью 220 кв. метров [12].
Крупнейшая по объемам выручки сеть фитнес-клубов в России – World Class также активно развивается по франчайзингу: в настоящее время половина из 72 клубов сети открыты по франшизе.
Потенциал развития фитнеса в регионах долгое время был ограничен недостатком пригодных площадей для аренды, слабой заинтересованность и низким уровнем доходов населения. Однако на текущий момент, даже в средних и малых городах России есть достаточное количество современных зданий для открытия клубов, а доходы населения достигли уровня, при котором большая часть целевой аудитории может позволить себе приобретение клубной карты. Виктория Кубрина, директор по маркетингу и рекламе федеральных сети фитнес-клубов X-Fit, в интервью для «РБК Исследования рынков» отметила, что в 2016 году планируется открытие 3 франчайзинговых клубов сети – в Когалыме, Душанбе и Ставрополе [12].
Директор по стратегии и маркетингу «Русской Фитнес Группы» Евгения Костина считает франчайзинг важным, но не единственным направлением развития сети: «Для нас важна диверсификация: клубы в собственном оперировании, франчайзинг, тестирование новых моделей» [4, с.105].
2015-2016 годы должны стать для рынка фитнес-услуг переломными: столичный регион, занимавший более половины рынка фитнес-услуг в предыдущие годы становится менее популярным с точки зрения открытия новых клубов, а на первое место выходят регионы и именно франчайзинг должен сыграть решающую роль в распределении долей рынка среди крупных сетевых игроков в регионах.
Инвестиции в открытие фитнес-клубов также значительным образом отличаются в зависимости от формата: наиболее качественные проекты премиум уровня могут обойтись инвесторам в сумму более 200 млн.рублей; клубы бизнес и комфорт формата в 80-100 млн. рублей; небольшие фитнес-студии – 5–7 млн. рублей [9].
Основными факторами, мотивирующими потенциальных франчайзи к покупке франшизы известных сетей фитнес-клубов, являются: более узнаваемый бренд, что позволит привлечь клиентов на первоначальном этапе, большая сговорчивость арендодателей, помощь с поставками оборудования и обучением персонала, готовая систем электронного учета клиентов и организация работы отдела продаж.
Активное развитие на рынке спортивных услуг получают также смежные с фитнесом рынки – персональные тренировки, crossfit-направление, EMS и другие. Одним из наиболее интересных направлений для франчайзинга является EMS или электромиостимуляция, появление которой изначально связано с медициной: EMS использовалась для реабилитации людей с проблемами нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Инновационные тренировки, проводимые при помощи специальных костюмов с электропроводами, вызывают большой интерес у москвичей, однако выручка EMS-студий несопоставимо ниже, чем у классических фитнес-клубов.
Прирост EMS-студий за последние годы выше, чем фитнес-клубов. За последние 2 года сеть EMS-студий выросла до 97 студий в Москве и Московской области. Активному росту количества EMS-студий способствуют более низкие затраты на старт проекта и отсутствие большого списка требований к помещению – пригодным будет помещение площадью выше 50 кв. метров с возможностью установки санузла, на первом или втором этаже здания, в шаговой доступности от остановок общественного транспорта. Вступительный взнос для крупнейших сетей зависит от места открытия франчайзинговой EMS-студии, однако редко превышает 1 млн руб. Дополнительные расходы могут составлять от 500 тыс. до нескольких миллионов руб. [8].
Перспективы дальнейшего развития рынка фитнес-услуг выглядят благоприятно: даже при текущей экономической ситуации рынок продолжит свой рост в ближайшие 4–5 лет, а при улучшении ситуации нарастит темпы роста до показателей, близких к 22–25% в номинальном выражении. При дальнейшем следовании российского рынка за мировыми тенденциями, в ближайшие годы продолжится рост доли числа сетевых фитнес-клубов в российских регионах [6, с.27].
Фактически, дальнейшее развитие сетевых игроков в регионах ограничивается наличием свободного капитала и доступностью кредитных средств в случае собственного развития или уровнем требований к франчайзи в случае ставки на франчайзинг, популярность которого растет.
В заключении хотелось бы отметить, что спрос должен быть обеспечен предложением соответствующего качества, которое уже наблюдается. За последние два-три года доля качественных сетевых игроков выросла с 30% до более чем 50% в целом по рынку, в том числе за счет роста числа компаний, работающих в демократичном сегменте. На европейском рынке, где демократичный фитнес начал развиваться раньше, инвесторы охотно вкладывают капитал в сетевых игроков из-за высокой доходности, которая может превышать 50% в год [7, с.71].
Высокая доходность фитнеса в совокупности с его социальной значимостью является одним из ключевых факторов инвестиционной привлекательности отрасли. Рынок может быть интересен как частным инвесторам, поддерживающим спортивные клубы и федерации, так и финансово-промышленным группам, заинтересованным в приобретении быстрорастущих активов с высокой доходностью.
Вероятен также интерес иностранных, в том числе европейских игроков, где рынок демократичного фитнеса также динамично развивается. Благодаря своей инвестиционной привлекательности в ближайшее время будет наблюдаться стремительный рост рынка фитнес-услуг в экономическом сегменте, что в свою очередь отразится на развитии инфраструктуры для реализации важных социальных программ.