Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Гончарова О.М. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 40(176). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/176/101170 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гончарова Ольга Михайловна
студент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, РФ. г. Брянск
Моспанова Наталья Юрьевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, РФ. г. Брянск

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы, касающиеся организации внеурочной деятельности на ступени основного общего образования. 

Описаны направления внеурочной деятельности, ее виды, формы, а также условия проведения и организации внеурочной деятельности.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения описывает, что внеурочная деятельность должна стать частью образовательного процесса, потому что только тогда она позволит реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В рамках ФГОС под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, которые отличаются от классно-урочных, и направлены на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы [5]. Следует понимать, что внеурочная деятельность не является дополнением к общему образованию, а существует как бы отдельно и способна исправлять недостатки работы как с отстающими, так и с одаренными детьми. Организация внеурочной деятельности осуществляется по пяти направлениям: социальному, духовно-нравственному, спортивно-оздоровительному, общеинтеллектуальному и общекультурному. Внеурочная деятельность существует в виде игровой, познавательной, досугово-развлекательной, художественной, трудовой, спортивно—оздоровительной,  туристско-краеведческой и других видах деятельности. Внеурочная деятельность учащихся может проводиться по желанию учащихся и в форме, которая будет отличаться от урочной системы обучения. Мероприятия внеурочной деятельности могут осуществляться в форме экскурсий, викторин, КВНа, круглых столов, олимпиад. соревнований квестов, мастерских, студий, клубов и кружков по интересам, также могут быть организованы конференции, деловые игры, работы над тематическими стендами и выпуском стенгазеты и мн.др . Посещая такие внеурочные занятия учащиеся учатся адаптироваться в среде своих сверстников, а благодаря индивидуальному подходу руководителя кружка школьники более тщательно изучают материал [4].

Каждый руководитель старается раскрыть в школьниках организационные, творческие, интеллектуальные, мыслительные способности, что, в результате, дает возможность развивать духовную сторону личности. Именно поэтому внеурочные занятия направлены на каждого учащегося, чтобы он смог почувствовать себя уникальным и особенным. Также внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы учебного заведения, которая включает в себя достижение личностных и матепредметных результатов. В результате проведения внеурочной деятельности каждый учащейся должен научиться чувствовать, действовать и принимать решения. Организацией внеурочной деятельности в первую очередь занимаются классные руководители. Они реализуют такие мероприятия, как: экскурсии, различные спортивные мероприятия, дополнительные занятия и классные часы. Другие педагоги школы также могут организовывать и проводить внеурочные занятия посредством деятельности кружков, спортивных секций, научных лабораторий, исследовательских центров и др. Все эти внеурочные мероприятия включаются в учебный план образовательного учреждения дополнительной деятельности [3]. Существуют условия проведения и организации внеурочной деятельности, такие как: составление учебного плана, распределение направлений внеурочной деятельности по количеству часов, урочная и внеурочная деятельности должны быть связаны и ориентированы на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Внеурочная деятельность следует начинать с планирования мероприятий, составления проекта по ее реализации, а уже потом осуществление внеурочной деятельности и подведение итогов ее реализации [1].

В связи с тем, что внеурочная деятельность является добровольной, нет отбора детей на занятия и каждый учащейся имеет право выбрать занятие по своему вкусу, формируется проблема разного уровня детей как в психологическом, интеллектуальном, так и в физическом плане.  Бывают случаи, когда педагог, отвлекаясь на отстающих детей, пытается объяснить им материал повторно, но в это время страдают сильные дети, которые в это время отвлекаются на слабых детей. В современном мире организацию внеурочной деятельности невозможно представить без использования ИКТ - презентаций, проектора, электронной доски, различных мультимедийных средств. ИКТ позволяют приобрести внеурочному занятию эмоциональную окраску, вызвать живой интерес к изучаемому предмету, расширить общий кругозор ребенка, а также дают возможность повысить производительность труда педагога [2]. Также внеурочная деятельность может осуществляется посредством проектной деятельности, когда школьники работают над одной темой исследования в заранее организованных группах. Такая форма организации позволяет сплотить детей, учит взаимодействовать учащихся с друг другом, помогает находить компромиссы, способствует взаимопомощи и поддержке. Еще одним методом организации внеурочной деятельности являются педагогические игровые технологии. Педагогическая игра отличается от обычных игр тем, что она имеет четко поставленную цель и соответствует педагогическим результатам.

 

Список литературы:
1. Горожанкина, Е. «Азбука юного зрителя»: программа внеурочной деятельности / Е. Горожанкина // Искусство в школе. 2018. No 3. С. 16-18. 
2. Дронова, М. Ю. Использование компьютерных технологий в процессе внеурочной деятельности по математике / М. Ю. Дронова, Т. К. Пеньковская // Начальная школа. 2015. No 8. С. 70-71. 
3. Дручина, М. А. Дополнительное образование как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе / М. А. Дручина // Образование в современной школе. 2016. No 7/8. С. 24-25. 
4. Леонова, Н. Н. Развитие творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности / Н. Н. Леонова, Т. Г. Угрюмова // Образование в современной школе. 2016. No 1/2. С. 42-45. 
5. Нечаев, М. П. Формирование программы внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования / М. П. Нечаев, Н. Н. Шевелева // Воспитание школьников. 2016. No 9/10. С. 17-22.