Развитие наблюдательности на уроках окружающего мира
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)
Развитие наблюдательности на уроках окружающего мира
Одной из важнейших задач предмета «Окружающий мир» без сомнений является развитие у учащихся такого важного умения, как наблюдательность.
Наблюдательность – способность замечать существенные, но малозаметные свойства неких объектов. [3, 87 c.]
С.А. Котова считает, что наблюдательность – способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. [2, 235 c.]
Наблюдательность – это способность индивида обращать внимание на малозаметные особенности предметов и явлений, но существенные для достижения поставленной им цели. Н. является важной характеристикой личности для тех, чья профессиональная деятельность требует на основе восприятия каких-либо объектов строить логическую цепочку собственных действий, особенно если они осуществляются в опасных для здоровья и/или жизни условиях. [1, 32 c.]
Таким образом, проанализировав несколько терминов, определяющих данное понятие, мы пришли к выводу, что наблюдательность – это одно из важнейших свойств человека, заключающееся в способности вести и анализировать различные наблюдения. Наблюдение сложный мыслительный процесс, состоящий из нескольких компонентов: анализ, сравнение и обобщение.
Наблюдения оказывают огромное значение для формирования личности ребенка и для его всестороннего развития. Значимость данного процесса заключается в том, что про наблюдение у учащихся задействованы и работаю основные анализаторы: зрительные, обонятельные и осязательные.
Почему важно уметь наблюдать? Это замечательное умение удерживает нас от желания дать на все готовые ответы, высказать собственное мнение, не проведя исследования. Наблюдательность позволяет исследователю увидеть необычное в обыденном, посмотреть на мир осознанно, увидеть то, чего раньше не замечал.
Особенно это важно сейчас, когда мир вокруг меняется с высокой скоростью, а закономерности этого изменения пролетают мимо нас неизученными и порой остаются без ответа.
Наблюдение является особой формой восприятия, характеризуемой большей (по сравнению с обычным восприятием) активностью, организованностью, осмысленностью и более творческим характером.
Процесс наблюдения развивает у учащихся важнейшие качества, такие как: инициативность, любознательность, умение находить важнейшее.
Развитие наблюдательности - одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать при организации изучения неживой и живой природы.
Известные ученые психологи и методисты В.П. Вахтеров, А.Я. Герд, В.Ф. Зуев, Н.И. Новиков, М.Н. Скаткин., К.Д. Ушинский и др. в своих работах освещали тему развития наблюдательности и обосновали необходимость развития наблюдательности у обучающихся.
Развитие этого качества в полной мере возможно на уроках окружающего мира. Исходя из вышесказанного была сформулирована тема исследовательской работы: «Развитие наблюдательности у младших школьников на уроках окружающего мира».
Актуальность нашего исследования заключается в следующем: во-первых, современные стандарты НОО направлены не только на получение предметных знаний, но и на формирование полноценной личности. А как уже было сказано, одним из важнейших качеств развития личности является наблюдательность.
Во-вторых, развитие наблюдательности важнейший аспект современной методики обучения, не полностью раскрытый. Именно поэтому необходимо изучать данную тему и работать с ней. Исследование данной темы носит огромную теоретическую и практическую значимость.
Исходя из вышесказанного, мы можем сформулировать цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым методом подтвердить эффективность педагогических условий, обеспечивающих развитие наблюдательности у младших школьников на уроках окружающего мира.
Объектом исследования является процесс развития наблюдательности у младших школьников при изучении предмета окружающий мир.
Предмет исследования: условия развития наблюдательности у младших школьников при изучении предмета окружающий мир.
Исходя из нашего предположения были сформированы задачи исследования:
- проанализировать психологическую и педагогическую литературу по теме исследования;
- раскрыть условия для развития наблюдательности;
-найти комплекс диагностик и методик, для выявления уровня развития наблюдательности учащихся;
-разработать и внедрить комплекс мероприятий, способствующих развитию наблюдательности учащихся;
- проанализировать работу и сделать выводы о её эффективности.