Статья:

Развитие наблюдательности на уроках окружающего мира

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ловцова С.В. Развитие наблюдательности на уроках окружающего мира // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 13(149). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/149/89770 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие наблюдательности на уроках окружающего мира

Ловцова Софья Валерьевна
студент, ТОГАПОУ Педагогический колледж, РФ, г. Тамбов
Горбунова Мария Сергеевна
научный руководитель, преподаватель ТОГАПОУ Педагогический колледж, РФ, г. Тамбов

 

Одной из важнейших задач предмета «Окружающий мир» без сомнений является развитие у учащихся такого важного умения, как наблюдательность.

Наблюдательность – способность замечать существенные, но малозаметные свойства неких объектов. [3, 87 c.]

С.А. Котова считает, что наблюдательность – способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. [2, 235 c.]

Наблюдательность – это способность индивида обращать внимание на малозаметные особенности предметов и явлений, но существенные для достижения поставленной им цели. Н. является важной характеристикой личности для тех, чья профессиональная деятельность требует на основе восприятия каких-либо объектов строить логическую цепочку собственных действий, особенно если они осуществляются в опасных для здоровья и/или жизни условиях. [1, 32 c.]

Таким образом, проанализировав несколько терминов, определяющих данное понятие, мы пришли к выводу, что наблюдательность – это одно из важнейших свойств человека, заключающееся в способности вести и анализировать различные наблюдения. Наблюдение сложный мыслительный процесс, состоящий из нескольких компонентов: анализ, сравнение и обобщение.

Наблюдения оказывают огромное значение для формирования личности ребенка и для его всестороннего развития. Значимость данного процесса заключается в том, что про наблюдение у учащихся задействованы и работаю основные анализаторы: зрительные, обонятельные и осязательные.

Почему важно уметь наблюдать? Это замечательное умение удерживает нас от желания дать на все готовые ответы, высказать собственное мнение, не проведя исследования. Наблюдательность позволяет исследователю увидеть необычное в обыденном, посмотреть на мир осознанно, увидеть то, чего раньше не замечал.

Особенно это важно сейчас, когда мир вокруг меняется с высокой скоростью, а закономерности этого изменения пролетают мимо нас неизученными и порой остаются без ответа.

Наблюдение является особой формой восприятия, характеризуемой большей (по сравнению с обычным восприятием) активностью, организованностью, осмысленностью и более творческим характером.  

Процесс наблюдения развивает у учащихся важнейшие качества, такие как: инициативность, любознательность, умение находить важнейшее.

Развитие наблюдательности - одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать при организации изучения неживой и живой природы.  

Известные ученые психологи и методисты В.П. Вахтеров, А.Я. Герд, В.Ф. Зуев, Н.И. Новиков, М.Н. Скаткин., К.Д. Ушинский и др. в своих работах освещали тему развития наблюдательности и обосновали необходимость развития наблюдательности у обучающихся.

Развитие этого качества в полной мере возможно на уроках окружающего мира. Исходя из вышесказанного была сформулирована тема исследовательской работы: «Развитие наблюдательности у младших школьников на уроках окружающего мира».

Актуальность нашего исследования заключается в следующем: во-первых, современные стандарты НОО направлены не только на получение предметных знаний, но и на формирование полноценной личности. А как уже было сказано, одним из важнейших качеств развития личности является наблюдательность.

Во-вторых, развитие наблюдательности важнейший аспект современной методики обучения, не полностью раскрытый. Именно поэтому необходимо изучать данную тему и работать с ней. Исследование данной темы носит огромную теоретическую и практическую значимость.

Исходя из вышесказанного, мы можем сформулировать цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым методом подтвердить эффективность педагогических условий, обеспечивающих развитие наблюдательности у младших школьников на уроках окружающего мира.

Объектом исследования является процесс развития наблюдательности у младших школьников при изучении предмета окружающий мир.

Предмет исследования: условия развития наблюдательности у младших школьников при изучении предмета окружающий мир.

Исходя из нашего предположения были сформированы задачи исследования:

- проанализировать психологическую и педагогическую литературу по теме исследования;

- раскрыть условия для развития наблюдательности;

-найти комплекс диагностик и методик, для выявления уровня развития наблюдательности учащихся;

-разработать и внедрить комплекс мероприятий, способствующих развитию наблюдательности учащихся;

- проанализировать работу и сделать выводы о её эффективности.

 

Список литературы:
1. Байковский Ю.В. Экстремальная психология: словарь терминов. – М.: АГСПА, 2018. – 155 с. 
2. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2-е изд. – М.: Джангар, 2012. – 864 с.
3. Творчество: теория, диагностика, технологии//Словарь–справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере//Под общей редакцией Т.А. Барышевой.  – Спб, 2014. – 381 с.