Статья:

Дистанционное обучение как фактор развития репродуктивного мышления

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Гоменюк Е.А. Дистанционное обучение как фактор развития репродуктивного мышления // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 23(159). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/161/95873 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Дистанционное обучение как фактор развития репродуктивного мышления

Гоменюк Екатерина Александровна
студент Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Аннотация. В данной статье описано влияние дистанционного обучения на учебную деятельность учеников, описано репродуктивное мышление, выделены основные правила организации дистанционного обучения.

 

Ключевые слова: дистанционное обучение, репродуктивное мышление, методы обучения.

 

Дистанционный формат обучения является распространённым в наши дни. Каждая школа может по-разному организовывать такое обучение, используя свою образовательную платформу или сайт. В настоящее время мы сталкиваемся с проблемами дистанционного обучения, которые связаны с выбором средств и методов обучения, проведением видеоконференций, развитием познавательных качеств и умений школьников, успеваемостью. Перед школой стоит важная задача – организовать дистанционное обучение таким образом, чтобы у обучающихся развивались коммуникативные, регулятивные умения, повышался познавательный интерес, активность и внимание.

Дистанционное обучение сильно отличается от очного формата обучения: нет прямого взаимодействия учителя и ученика, учитель не всегда выходит на видеосвязь с классом, как показывает практика, ограниченные средства и методы обучения. Школьники не находятся под контролем педагога, вследствие этого возникают различные трудности. Непонимание школьного материала открывает возможность для использования Интернета, что влечёт за собой плохие последствия, такие как: выполнение задания по образцу, по алгоритму, готовому примеру. Такие действия способствуют развитию репродуктивного мышления.

Репродуктивное мышление – это  мышление, которое основано на воспроизведении уже найденного решения, перенос его в сходные условия, с похожим материалом, действия в соответствии алгоритмом. Результат такого мышления – репродуктивное знание. Противоположностью такому мышлению является продуктивное (творческое) мышление. Дистанционное обучение развивает репродуктивное мышление. Взаимодействия учеников и учителя ограничено, поэтому учителя часто показывают алгоритм решения, например, если это урок математики, тем самым подавляя развитие других способностей, поиск новых решений, открытие нового знания. Для того, чтобы развивать творческое мышление у обучающихся, а не репродуктивное, учителям следует:

1) Учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

2) Поддерживать видеосвязь с каждым учеником.

3) Организовывать дополнительные занятия для неуспевающих детей и тех, кто не понимает материал урока.

4) Взаимодействовать на уроке с учениками, развивать у них коммуникативные умения.

5) Развивать логическое, творческое мышление с помощью интересных заданий, созданий проектов, разыгрыванием проблемных ситуаций.

Для организации эффективной дистанционной работы должны быть созданы определённые условия, которые обеспечат взаимодействие класса и учителя. В процессе подготовки и проведения онлайн-занятий учителю необходимо ориентироваться на технологию опережающего обучения, давая для самостоятельного изучения легкие темы[1]. Ученики имеют возможность подготовиться к такому уроку заранее. На самом уроке происходит углубление и расширение знаний по изучаемой теме. Инструкции могут быть дифференцированы в зависимости от целей и задач урока, либо от успеваемости учеников. Такая организация урока позволяет развить самостоятельность, учит работе с различными источниками информации[1].

Репродуктивное мышление подавляет развитие познавательных способностей, так как школьник не ищет пути решения задания, не размышляет, а пользуется готовым образцом, предоставленным учителем, тем самым теряя навыки решения задач, концентрацию внимания, интерес к предмету. Это и есть последствия дистанционного обучения.

Важной частью дистанционного обучения является контроль. Планомерное осуществление контроля позволяет привести в систему материал, усвоенный учащими, за определенный период времени, выявить и определить качество усвоения изученного, что особенно важно в условиях отсутствия непосредственного контакта учителя и обучающегося. Контроль, осуществляемый преподавателем, и самоконтроль позволяют каждому из обучающихся увидеть результаты своей учебно-познавательной деятельности и вовремя устранить имеющиеся недостатки [2, с. 18].

Таким образом, дистанционное обучение в настоящий момент сложно успешно организовать. Оно влияет на мышление учеников, понижает их познавательную активность.  

 

Список литературы:
1. Никуличева Н.В., Дьякова О.И., Глуховская О.С. Организация дистанционного обучения в школе, колледже, вузе// Открытое образование.Т.4.№5.2020.
2. Давыдова И.П., Лебедева М.Б. Педагогам о дистанционном обучении / Под общей ред. Т.В. Лазукиной. Авт.: И.П. Давыдова, М.Б. Лебедева, И.Б. Мылова и др. СПб: РЦОКО и ИТ, 2009. 98 с.