РОЛЕВАЯ ДИНАМИКА В БУЛЛИНГЕ: КАК РАЗЛИЧНЫЕ РОЛИ ВЛИЯЮТ НА ДИНАМИКУ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОТ ГУБИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)
РОЛЕВАЯ ДИНАМИКА В БУЛЛИНГЕ: КАК РАЗЛИЧНЫЕ РОЛИ ВЛИЯЮТ НА ДИНАМИКУ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОТ ГУБИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
ROLE DYNAMICS IN BULLYING: HOW DIFFERENT ROLES AFFECT THE DYNAMICS AND SPREAD OF HARMFUL BEHAVIOR AMONG STUDENTS
Anastasia Gorchakova
Student, Smolensk State University of Sports Smolensk, Russia, Smolensk
Anastasia Byshevskaya
Scientific adviser, Associate Professor, Department of Life Safety, Smolensk State University of Sports, Russia, Smolensk
Аннотация. Проблема буллинга остается актуальной и серьезной в современном образовательном пространстве. Исследование ролевой динамики в буллинге позволяет лучше понять, как различные роли (инициаторы, помощники, защитники, жертвы и наблюдатели) влияют на динамику и распространение этого негативного поведения среди учащихся в классе. Результаты такого исследования могут помочь разработать эффективные стратегии предотвращения и борьбы с буллингом в школьной среде, а также способствовать созданию безопасного и поддерживающего обучающего окружения для всех участников образовательного процесса.
Abstract. The problem of bullying remains relevant and serious in the modern educational space. The study of role dynamics in bullying allows us to better understand how different roles (initiators, assistants, defenders, victims and observers) affect the dynamics and spread of this negative behavior among students in the classroom. The results of such a study can help develop effective strategies to prevent and combat bullying in the school environment, as well as contribute to the creation of a safe and supportive learning environment for all participants in the educational process.
Ключевые слова: буллинг, динамика, роли, школьная седа, образовательный процесс.
Keywords: bullying, dynamics, roles, school seda, educational process.
Цель нашего исследования заключается в выявление ролей детей и подростков во время травли в общеобразовательных учреждениях. Методами научного поиска явились изучение и анализ тенденции преобладания различных ролей среди учащихся в МБОУ «СОШ №25», а также анкетирование детей и подростков 7-9 и 11 классов, методы математической статистики.
Исследование, в котором приняли участие около 100 школьников =, проводилось с 11.04 по 17.04.24 года на базе МБОУ «СОШ №25» школы города Смоленска Смоленской области.
Буллинг (или издевательство) - это форма агрессивного поведения, которая характеризуется намеренным и систематическим причинением вреда или страданий другим людям, как физически, так и эмоционально. Исследования показывают, что буллинг имеет серьезные последствия для жертвы, включая психологические проблемы, социальную изоляцию и даже самоубийство. Изучая данное явление можно выделить основные роли(позиции) детей и подростков, занимаемые ими на протяжение длительного времени:
- Инициатор (агрессор) - характеризуется как индивид, обладающий высоким потенциалом общей агрессивности, которая может выражаться не только психологическим давлением на свою жертву, но и физическим.
- Помощник – характеризуется стремлением подчиняться и подражать «обидчику». Он может быть активным участником актов издевательств или просто поддерживать инициатора морально или своим присутствием.
- Защитник - человек, который стоит на стороне жертвы и активно противодействует актам издевательств и агрессии. Защитник может выступать в защиту жертвы, поддерживать ее эмоционально, обращаться за помощью к учителям или другим взрослым, инициировать меры по предотвращению буллинга.
- Жертва – человек, который испытывает на себе все акты насилия со стороны «обидчика». Жертва может испытывать физическую боль, эмоциональные травмы, страх, низкую самооценку и другие негативные последствия.
- Наблюдатель - это человек, который находится в окружении ситуации буллинга, но не принимает активного участия в ней. Наблюдатель может быть свидетелем актов издевательств, но не проявлять реакцию или не вмешиваться.
В результате проведенного исследования выявлено, что позиция Наблюдатель среди детей и подростков составляет наибольшей процент, который равен 54%; 33% из всех опрошенных придерживаются позиции инициатор + помощник, что пагубно влияет на взаимоотношения между учениками в классе; остальные 13% являются жертвами и защитниками.
Результаты позиций занимаемых школьниками показаны на диаграмме (рис. 1).
Рисунок 1. Процентное соотношении позиций, занимаемых в буллинге среди школьников
Таким образом, в школьном буллинге есть не только две основных позиции «жертва» и «инициатор», как привыкли считать многое, но и второстепенные роли, которые имеют не малый вес в данном социальном явлении.
Существуют критерии, определяющие социометрический статус «жертвы» в школьном буллинге [1]. Например:
- Отсутствие поддержки (жертва не имеет поддержки со стороны других членов группы и остается одинокой в сложных ситуациях)
- Низкая самооценка (жертва имеет низкую самооценку и чувствует себя неполноценной в группе)
- Низкий статус в группе (жертва часто игнорируется или принижается другими членами группы, ее мнение не уважается)
- Изоляция (жертва находится в изолированном положении, она не имеет близких друзей или социальных связей)
Вышеизложенные критерии расположены в последовательности от менее распространённых до более часто встречаемых в общеобразовательных учреждениях (рис. 2).
Рисунок 2. Процентное соотношение критериев, определяющие социометрический статус детей и подростков
Распространение губительного поведения школьников во время буллинга может быть вызвано несколькими факторами:
- Негативное воздействие окружения: если в школе существует атмосфера толерантности к агрессии или невмешательства со стороны учителей и администрации, это может способствовать распространению губительного поведения.
- Низкий уровень эмпатии: некоторые школьники могут не осознавать последствия своих действий и не проявлять сочувствие к жертвам буллинга.
- Желание привлечь внимание или укрепить свой статус: некоторые дети могут использовать агрессию и унижение как способ привлечения внимания или укрепления своего положения в группе.
- Недостаток навыков решения конфликтов: школьники, не обладающие навыками эффективного общения и решения конфликтов, могут прибегать к агрессии как к способу решения проблем.
Для предотвращения распространения губительного поведения школьников во время буллинга необходимо проводить профилактическую работу, обучать эмпатии и навыкам решения конфликтов, а также создавать безопасную и поддерживающую среду в школе.
Подводя итоги, можно сказать что все позиции, занимаемые учениками в буллинге прямо или косвенно влияют на атмосферу в классе, а также на межличностные отношения между детьми разного возраста.
Следует отметить, что с каждым годом буллинг среди школьников набирает все больший оборот в увеличении воздействия как психологически, так и физически более сильных персон, над более слабыми. Позиция «наблюдатель», более распространенная среди подростков и детей наблюдается также, и среди учителей. Многие учителя не замечают или не хотят замечать какие-либо издевательства над своими учениками. Напомню, что любая насмешка или «обзывательство» со стороны детей друг над другом уже является первым «звоночком» о том, что в дальнейшем это станет более серьезной проблемой, от которой будет сложно избавиться и которая может привести к очень опасным последствиям.