Статья:

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития по подготовке к школе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(102)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Князева Е.Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития по подготовке к школе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 9(102). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/102/67661 (дата обращения: 29.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития по подготовке к школе

Князева Екатерина Николаевна
студент, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, РФ, г. Орёл

 

Аннотация. Статья представляет собой анализ основных направлений подготовки детей с ЗПР к школьному обучению. Описывается специфика комплексного подхода к реализации адаптированной программы для детей с ЗПР.

 

Ключевые слова: подготовка к школе, задержка психического развития, старший дошкольный возраст.

 

Задержка психического развития встречается в детском воз­расте достаточно часто. По данным отечественных ав­торов (С.Д. Забрамная, С.Г. Шевченко и др.), она наблюдается у 12-20 % детей.

Причины задержки психического развития многообразны. Факто­ры риска возникновения у ребенка ЗПР условно можно разделить на две основные группы: биологические и социальные.

Среди биологических факторов выделяются две группы: медико-биологические и наследственные.

В появившихся в 60-х годах XX века психолого-педагогических ис­следованиях детей с ЗПР отмечались трудности при овладении чтением, письмом, математикой, недостаточная сенсомоторная координация, общая мо­торная неловкость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, нарушение внимания, повышенная утомляемость (Т.А. Власова, М.С. Певзнер).

Дальнейшие специальные исследования психических процессов у детей с ЗПР выявили трудности приема и переработки информации, снижение объема кратковременной и долговременной памяти, слабое развитие опосредованного запоминания (Т.В. Егорова, 1973).

У детей с ЗПР отмечаются нарушения речевого развития, проявляющиеся в узком сло­варном запасе, в трудностях определения слов, недоразвитии грамма­тических обобщений (С.Т. Шевченко).

Коррекционная фронтальная работа, направленная на активизацию познавательной деятельности, обогащение словаря и развитие связной речи, укрепление общих движений и мелкой моторики, индивидуальная логопедическая работа по коррекции нарушений речи позволяют компенсировать отставание в речевом развитии детей и подготовить их к поступлению в общеобразовательную школу. 

Подготовка к школе детей с ЗПР осуществляется через реализацию  адаптированной образовательной программы.

Цель программы:

Создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений, познавательной и эмоционально-волевой сферы, психолого–педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка  с ОВЗ.

В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в период подготовки их к школе ставятся следующие конкретные задачи:

– сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов-образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;

– освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);

– освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка;

– накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;

– уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;

– формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;

– развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;

– формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности (освоение игры по правилам, сюжетно-ролевой игры), а также элементов учебной деятельности.

Принципы к формированию реализации адаптированной образовательной программы:

Принцип индивидуализации, который предполагает учет индивидуально-личностных особенностей ребенка: возраст, тип детско-родительских отношений, уровень общего состояния ребёнка.

Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

Единство диагностики и коррекции – наблюдение за динамикой развития имеет значение для определения путей, методов коррекционной работы на различных этапах обучения и воспитания.

Учет ведущей деятельности. Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед, (психолог, воспитатель и др.) включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть нарушение.

Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;

Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольника на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

 

Список литературы:
1. Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. - М.:Просвещение, 1973.-215 с.
2. Дубровина И.В., Рабочая книга школьного психолога.-М.: Просвещение, 1991. С. 90-163
3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Владос, 1984.-316 с. 
4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.-Мн.: Тетра Системс.-2000.- 167 с.
5. Мамайчук И.И., Ильина М.Н., Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития.- СПб.: Речь, 2004.-286 с.
6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте, М.: Академия,2003.-318 с.