Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития по подготовке к школе
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(102)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(102)
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития по подготовке к школе
Аннотация. Статья представляет собой анализ основных направлений подготовки детей с ЗПР к школьному обучению. Описывается специфика комплексного подхода к реализации адаптированной программы для детей с ЗПР.
Ключевые слова: подготовка к школе, задержка психического развития, старший дошкольный возраст.
Задержка психического развития встречается в детском возрасте достаточно часто. По данным отечественных авторов (С.Д. Забрамная, С.Г. Шевченко и др.), она наблюдается у 12-20 % детей.
Причины задержки психического развития многообразны. Факторы риска возникновения у ребенка ЗПР условно можно разделить на две основные группы: биологические и социальные.
Среди биологических факторов выделяются две группы: медико-биологические и наследственные.
В появившихся в 60-х годах XX века психолого-педагогических исследованиях детей с ЗПР отмечались трудности при овладении чтением, письмом, математикой, недостаточная сенсомоторная координация, общая моторная неловкость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, нарушение внимания, повышенная утомляемость (Т.А. Власова, М.С. Певзнер).
Дальнейшие специальные исследования психических процессов у детей с ЗПР выявили трудности приема и переработки информации, снижение объема кратковременной и долговременной памяти, слабое развитие опосредованного запоминания (Т.В. Егорова, 1973).
У детей с ЗПР отмечаются нарушения речевого развития, проявляющиеся в узком словарном запасе, в трудностях определения слов, недоразвитии грамматических обобщений (С.Т. Шевченко).
Коррекционная фронтальная работа, направленная на активизацию познавательной деятельности, обогащение словаря и развитие связной речи, укрепление общих движений и мелкой моторики, индивидуальная логопедическая работа по коррекции нарушений речи позволяют компенсировать отставание в речевом развитии детей и подготовить их к поступлению в общеобразовательную школу.
Подготовка к школе детей с ЗПР осуществляется через реализацию адаптированной образовательной программы.
Цель программы:
Создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений, познавательной и эмоционально-волевой сферы, психолого–педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка с ОВЗ.
В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в период подготовки их к школе ставятся следующие конкретные задачи:
– сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов-образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
– освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
– освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка;
– накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
– уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
– формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
– развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
– формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности (освоение игры по правилам, сюжетно-ролевой игры), а также элементов учебной деятельности.
Принципы к формированию реализации адаптированной образовательной программы:
Принцип индивидуализации, который предполагает учет индивидуально-личностных особенностей ребенка: возраст, тип детско-родительских отношений, уровень общего состояния ребёнка.
Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
Единство диагностики и коррекции – наблюдение за динамикой развития имеет значение для определения путей, методов коррекционной работы на различных этапах обучения и воспитания.
Учет ведущей деятельности. Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед, (психолог, воспитатель и др.) включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть нарушение.
Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольника на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.