Статья:

НЕСТАНДАРТНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Конференция: CCXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Захарова А.Д. НЕСТАНДАРТНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(213). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/22(213).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕСТАНДАРТНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Захарова Александра Дмитриевна
студент, Институт зарубежной филологии и регионоведения, Северо-восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, РФ, г. Якутск
Поскачина Елена Николаевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Северо-восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, РФ, г. Якутск

 

Учителя, работающие в якутских классах с русским языком, обращают внимание на необычные ошибки учащихся, которые не регулируются орфографическими правилами. Все они возникают под влиянием родного языка. Одна из наиболее часто встречающихся ошибок - это неправильное ошибки в орфограммах. Учитывая сложность этой темы для младших школьников якутской школы, обратились к теме: «Нестандартные приемы обучения как средство формирования орфографических навыков на уроках русского языка в 3 классе якутской школы».

Таким образом, нами было принято решение провести исследовательскую работу, которая поможет решить проблему формирования навыков орфографической зоркости у младших школьников.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. Уровень грамотности современных выпускников – одна из острейших проблем. Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях обучения. Формирование у младших школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в начальной школе.

Объект   исследования: процесс работы по формированию и развитию орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе.

Предмет исследования: нестандартные приемы работы по формированию орфографических навыков на уроках русского языка в начальных классах.

Цель исследования: изучить и систематизировать нестандартные приемы работы по формированию орфографических навыков на уроке русского языка в начальной школе.

Задачи исследования:

  1. изучить и проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
  2. проанализировать использование системы тренировки орфографической зоркости в практике учителей начальных классов

Методологическая основу работы составили труды ученых по теории методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин), труды по русской орфографии (Л.В. Щерба, А.М Гвоздев, Л.Р. Зиндер, Р.Ф. Иванова), исследования по методике преподавания русского языка (Н.Н. Алгазина, В.В. Бабайцева, А.В. Текучев).

Методы исследования: теоретический обзор литературы, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся.

Проблема формирования навыков орфографической зоркости в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. От того, каким образом и насколько эффективно будут заложены первые знания, умения и навыки орфографической грамотности, будет зависеть дальнейшее изучение различных школьных дисциплин.

В то же время навыки могут выступать и как автоматизированные компоненты сознательного действия человека. Они вырабатываются в процессе многократного его выполнения. То есть навык возникает как сознательное действие, а затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. Действие становится навыком, когда человек после многократных повторений приобретает возможность проводить данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила- орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

При этом сами исследователи свидетельствуют, что довольно низок процент среди младших школьников, умеющих обнаружить орфограммы, уметь применить орфографическое правило на практике. Причина этого кроется, во-первых, в отсутствии единого взгляда на основу русской орфографии, на ее фундаментальные принципы. Так, в настоящее время имеются две теоретические концепции русской орфографии, применяющиеся в практике преподавания – морфологическая и фонематическая. Второй причиной такого положения дел является недостаточная разработанность самой системы формирования орфографических навыков у младших школьников.

Согласно требованиям ФГОС, основной единицей орфографии выступает орфограмма. Введение данного понятия в обучение, как известно, было направлено на повышение орфографической зоркости обучающихся [1].

Любого учителя интересует вопрос, как оживить урок, активизировать мыслительную деятельность, поддержать интерес к предмету? Как добиться наибольшей эффективности урока? В связи с такой постановкой вопроса и возникло понятие «нестандартные приемы обучения».

Нестандартными они называются ввиду того, что кардинально отличаются от привычных. Разработка нетрадиционных методов и внедрение их в образовательный процесс обусловлено тем, что получение знаний само по себе является сложным процессом, который требует постоянной выработки способов и средств повышения эффективности получения знаний. В мире образования всегда необходимо быть открытым к инновациям [4].

Следует отметить то, что нетрадиционные методы обучения используются педагогами в том случае, когда традиционные методы не дают необходимого учебного результата, либо он слишком низкий. Данные методы сочетают в себе разнообразные формы и приемы, которые разительно отличаются от привычных классических методов обучения.

К группе приёмов запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами педагоги и методисты относят:

1. Приём «Графические ассоциации»

Графические ассоциации или рисунки-образы, - устанавливаем графическую связь между словом и образом (зовем на помощь эмоционально окрашенные зрительные образы).

Данный приём реализуется под следующим девизом:

"Слово трудное попалось –

Это, братцы, не беда.

Нарисуем в слове букву –

Не забудем никогда".

Итак, проговорив 1-2 минуты, как графически можно изобразить опасную букву, предлагаем ребятам творческое домашнее задание: придумать и зарисовать на листах-опорах   свой рисунок – образ к данному словарному слову. В результате ребенок обязательно запомнит данную орфограмму,так как и на уроке, и дома думал о ней. Необходимо отметить, что часто в своих ответах одним или двумя вариантами дети не ограничиваются.

2. Приём "Письмо по памяти"

1) записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор и т.д.);

2) записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е. и т.д.;

3) записать словарные слова, которые начинаются с каждой буквы слова "конёк" и т.п.

4. Приём "Ребусы"

При работе со словарными словами использование ребусов, шарад дает возможность зафиксировать в памяти правильное написание изучаемых слов в непроизвольной форме.

5. Приём "Лесенки слов"

Составление кроссвордов со словарными словами –  одно из любимых домашних заданий. А потом ребята на уроке обмениваются кроссвордами с друг другом и таким образом закрепляют знания правописания словарных слов. Этот прием работы даёт возможность сделать учебный процесс увлекательным и интересным, а значит и повышает учебную мотивацию.

6. Приём "Щёлкаем орешки" (лексический диктант)

Лексические диктанты дети воспринимают как загадки и дали этому виду работы свое название: «щелкаем орешки».

7. Приём "Лишнее слово"

"Лишнее слово" можно проводить как подведение к новому материалу. Например, изучая имена существительные одушевленные и неодушевленные предметы, предлагаем слова: сорока, петух, ворона, дорога и просим найти лишнее слово с обоснованием своего выбора.

Находя и аргументируя «лишнее» слово, дети превосходно развивают креативное мышление.

8. Прием "Зовём на помощь иностранный язык"

Данный прием основан на сопоставлении лексемы (слова с непроверяемым написанием) с "материнской" лексемой - иностранным словом, которое было транслитерировано.

Нередко непроверяемая гласная русского аналога в иноязычном варианте произносится отчетливо, так как находится под ударением:

1) деликатЕс = делИшес (англ.);

2) металлИческий = мЕталл (англ.);

3) портрЕт = пОртрит (англ.)

11. Орфографические пятиминутки.

Развитие орфографической зоркости может проходить легко и эффективно, если использовать и такое средство, как рифмованные упражнения, загадки, например, они учат видеть трудные случаи правописания в текстах:

Шубка, шапка и мороз,

Мальчик Коля, кот Борбос,

Анна, лестница, весна,

Класс, машина, тишина.

Много разных орфограмм

Отыскать придется вам.

Рифмовки читаются сначала хором, орфографически, а затем – орфоэпически. Дети находят орфограмму и объясняют ее.

15. Изучение орфограмм с помощью конфетных обёрток.

Данный приём направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся при формировании орфографической зоркости и на повышение уровня грамотности, для которой ключевым моментом является умение находить в словах орфограммы. Это приём можно применять на начальных этапах (1- 2 класс), чтобы привлечь внимание младших школьников к данной проблеме.

Новые направления в постановке учебно-воспитательного процесса в нашей республике заложены в “Концепции обновления развития национальных школ”. Устанавливаются равноправные положения родного и русского языка в школе, и на первый план выдвигается задача интеграции обучения двум языкам... Двуязычие становится нормой нашей жизни.

Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражения в трудах К.Д.Ушинского, Н.А.Корфа, Д.Д.Тихомирова, В.А.Флерова, а также советских методистов и психологов М.В.Ушакова, С.П.Редозубова, Л.К.Назарова особенно Н.С.Рождественского, психолога Д.Н.Богоявленского.

Якутская начальная школа работает под руководством Т.И.Петровой, Ф.В.Габышевой, Л.П.Шамаевой, В.М.Анисимова, К.Ф.Федорова, Т.П.Самсоновой, П.П.Борисова.

Мышление детей, а также понятия и представления об окружающем их мире выражаются на родном языке. И поэтому учитель может установить настоящий контакт с детьми только на их родном языке. Общеизвестно, что в младшем школьном возрасте умственное развитие и воспитание детей более успешно осуществляется на родном, понятном для детей, языке. Исходя из этого, на первом этапе, в начальных классах языком обучения и воспитания детей-якутов служит родной язык, а русский язык изучается как предмет.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Передовой опыт учителей и специальные эксперименты убедительно свидетельствуют, что работу над непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Следовательно, чтобы «рационализировать» словарно – орфографическую работу в школе, необходимо применение на уроках русского языка таких приёмов запоминания слов с непроверяемыми орфограммами, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся.

Подводя итоги проделанной работы, надо сказать, что работа по формированию орфографических навыков является неотъемлемой частью уроков русского языка, имеет очень большое значение и занимает много труда и времени. Но только целенаправленная, систематически проводимая, дидактически и методически правильно организованная работа над словом дает возможность притворить в жизнь эти составляющие общего развития личности.

Проанализировали опознавательные признаки орфограмм, изучаемых в начальной школе, изучили множество различных нетрадиционных приёмов по формированию орфографических навыков.

В работе пришли к выводу, что данные в теории приёмы по формированию орфографических навыков эффективны.

 

Список литературы:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М.: Институт новых образовательных систем, 2004. 221 с. 
2. Алгазизина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М., Просвящение, 2000г., с.33 – 
3. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий.–М.: Просвещение, 2008г., - с.47. –.
4. Закирова В.Г, В. К. Власова, Л.Р.Каюмова, Э.Г.Сабирова. Традиционные и нетрадиционные формы обучения и воспитания: учебное пособие. – Казань: Казан.ун-т,2018. (6 с.) 
5. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных класса. – М.: Издательский дом «Академия», 2007г.,- с.135, 290-297. – Текст : электронный.
6. Ожегов С.М., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2005г., - с.450. 
7. Савельева Л.В. Орфограмма как объект изучения в начальной школе. // Начальная школа. – 2008г., - №1. – с.68.