Статья:

Роль проблемной ситуации как условия активизации устной речевой деятельности в средней школе

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Андрющенко М.В. Роль проблемной ситуации как условия активизации устной речевой деятельности в средней школе // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(11).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль проблемной ситуации как условия активизации устной речевой деятельности в средней школе

Андрющенко Марина Витальевна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Морозова Анна Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

Активизация устной речевой деятельности – это необходимый процесс в обучении как в общем смысле этого слова, так и в коммуникативном плане. Как отмечает Г.К. Селевко: «Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним основных в дидактике» [2, с. 132], поэтому одним из основных вопросов образовательной сферы остается вопрос активного участия обучающихся, их внедрения в процесс учебной деятельности.  При этом сам процесс обучения должен включать в себя мотивационный компонент, усвоение знаний и умений и результативность  обучения. Поэтому важным является изучение педагогических условий, которые способствуют эффективности развития устной речи обучающихся.

Активизация речевой деятельности осуществляется только при двустороннем процессе обучения, когда и учитель, и обучающиеся находятся в совместной деятельности. При этом преподаватель – организатор деятельности обучающихся, которые могут быть либо пассивными, либо активными участниками процесса, все зависит от того, как и с помощью каких приемов будет организована деятельность.

Надо отметить, что активизация речевой деятельности обусловлена ее внутренней и внешней стороной. Внутренний характер активности обучающихся включает в себя содержательность деятельности, тогда как внешний характер представлен социальной стороной, социальным окружением [1, с. 208]. Но обе стороны активизации речевой деятельности функционируют и граничат друг с другом. Так, внутренние условия напрямую зависят от возрастных особенностей и мотивационных образований возраста, а внешние вытекают из внутренних, так как от возрастных особенностей зависит и то, как будет взаимодействовать учащийся с окружающими.

Таким образом, под педагогическими условиями активизации речевой деятельности школьников следует понимать созданную педагогическую среду, направленных на получение конкретного результата.

Опираясь на исследования в области психологии средней школы, можно предположить, что именно педагогические условия способствуют активизации устной речевой деятельности обучающихся.

Обучающиеся средней школы, как правило, стремятся рассуждать от общего к частному, выдвигая при этом гипотезы и проверяя их посредством активной познавательной инициативы, тем самым решая сложные интеллектуальные задачи. Предметом внимания и оценки ученика становятся его собственные интеллектуальные искания и предположения, а не то, что было выдвинуто педагогом. Формирование мышления приводит к способности рефлексировать, что дает возможность для развития самосознания и самостоятельности. Выражая свои мысли, осуществляя речевую деятельность, школьник ищет понимания, ищет свое место в социуме, определяя свой статус и свое практическое значение в нем.

Таким образом, средний школьный возраст – это наиболее оптимальный период для активизации речевой деятельности, которая необходима для обучающихся в соответствие с их психологическими и возрастными потребностями.  

И главным вопросом становится следующий – а нужно ли тогда педагогу специально создавать определенные условия, которые будут способствовать активизации устной речевой деятельности? С одной стороны, психология и возраст все сделали сами, предпосылки для активности созданы. Но с другой стороны, это не так. Во-первых, активность учащихся среднего школьного возраста необходимо направить в нужное русло, то есть чтобы развитие шло непосредственно в направлении устной речи обучающихся. Во-вторых, существуют факторы, которые мешают процессу активизации устной речевой деятельности.

Так, учащиеся переходного возраста способны впадать в крайности: от депрессии до безудержного веселья. Частые эмоциональные возбуждения воздействуют не только на двигательную активность, но и парализуют интеллектуальную деятельность школьника, например, когда он испытывает повышенное чувство тревоги перед экзаменом или, когда впервые влюбляется.

Таким образом, несмотря на огромный возрастной потенциал для активизации речевой деятельности у школьников, они слишком заняты другими проблемами, чтобы задуматься об этом. Кроме того, свойственная этому возрасту недооценка действительности и радужность надежд на то, что все еще впереди и что все можно исправить, мешают им в этом. И здесь очень важно, чтобы были созданы те самые педагогические условия, которые помогут им активизировать ее.

Анализируя особенности исследуемой возрастной группы, мы пришли к выводу, что в создании педагогических условий активизации речевой деятельности школьников главная роль принадлежит учителю и среде, которая окружает обучающегося в школе – ведущим факторам этого процесса. От педагога зависит формирование положительной мотивации, потребности в активизации речевой деятельности на уроке и вне его, создание благоприятного психологического климата в классе, формирование определенных межличностных отношений в учебной группе, создание особого эмоционального и интеллектуального пространства.

Первым условием является мотивационный компонент обучения, который выражается в стремлении школьников к самостоятельной речевой инициативе. Формирование положительной мотивации активизации речевой инициативы позволяет преподавателю ставить перед обучающимися осознаваемые цели, самим планировать и предвидеть результат этой деятельности. Положительная мотивация делает процесс усвоения знаний более легким, а речевая деятельность активизируется непринужденно и с желанием, потому что одной из возрастных потребностей школьника и одновременно ведущей деятельностью является общение со сверстниками и взрослыми.

Вторым условием, которое способствует эффективности активизации деятельности школьников является образовательная среда, созданная педагогом. Так, учащейся должен быть уверен, что он не загнан в определенные рамки при собственном ответе, он может совершить ошибку, педагогический процесс построен на взаимопомощи и доверии. Данное условие обеспечивает обучающимся право развиваться свободно, индивидуально, с сохранением своего независимого пространства, помогает защитить неустойчивую психику школьника от вредного влияния окружающей среды.

Третьим условием активизации речевой инициативы школьников является предоставление возможности каждому ученику реализовывать творческие идеи, осуществлять самоконтроль и самооценку речевой деятельности. Данное условие диктует необходимость формировать у школьников прочные знания, которые позволяют им в процессе активизации речевой деятельности реализовывать контролировать свои речемыслительные действия, анализировать их, если нужно, изменять стратегию поведения. Прочные знания позволят ученикам приобрести уверенность и необходимую свободу для реализации творческих идей, избежать ситуации неудачи, снять комплекс перед изучением предметов, что обеспечит свободную активизацию речевой инициативы. Данное условие позволяет реализовать всем субъектам педагогического процесса их творческие идеи, следствием чего является удовлетворение потребности в самореализации и спонтанной рефлексии в течение всего процесса активизации.

Одним из основных условий реализации интереса обучающихся к их речевой деятельности являются проблемные ситуации, поставленных учителем на уроке.

Современная концепция образования выдвигает задачу ориентации обучения не на усвоение знаний обучающимися, а на самостоятельное развитие обучающихся в процессе обучения, познавательных способностей в результате решения комплексных заданий, содержащих вопрос проблемного характера. Если раньше главным для педагога была передача знаниевой базы, то теперь знания не должны даваться в готовом виде, иначе у учащихся будут притуплены природные творческие способности и самостоятельность мышления.

В методической литературе основными признаками проблемного обучения являются неизвестное, противоречие, потребность. Неизвестное – это то, что должен освоить обучающийся. Противоречие – это несколько точек зрения на поставленный вопрос, исходя из которых, учащиеся придут к выводу. Потребность – это постоянная активность обучающихся на уроке, развитие мыслительных способностей. В качестве главного элемента выступает новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания. Активизация устной речи обучающихся в свою очередь  происходит в процессе овладения содержанием учебного предмета и решения поставленной проблемы, это будет способствовать коммуникативной компетенции обучающихся. Но также проблемные методы обучения являются важным метапредметным компонентом урока, ведь вся бытовая или учебная жизнь построена из множества проблем, возникающих на каждом шагу, поэтому проблемные ситуации учат школьников не паниковать перед трудностями, а незамедлительно решать возникшие проблемы.

Основная цель внедрения и проблемных методов обучения в школьную практику заключается в том, чтобы активизировать речемыслительные процессы обучающихся, предоставить нестандартные задания, требующие творческого и креативного подходов при их выполнении.

Но не каждую ситуацию на уроке можно назвать проблемной. Под данное определение подходят только ситуации, в которых учащиеся видят проблемный вопрос, но не могут на него ответить, потому что обладают недостаточными знаниями для объяснения нового факта [1, с. 189]. В таком случае обучающиеся сталкиваются с необходимостью использовать уже усвоенные ранее знания в новых заданных условиях. Данные условия организуются с целью активизации познавательного интереса обучающихся и стимулированию поиска новых знаний. Также проблемная ситуация может возникнуть вследствие получения противоречивого результата, который обучающиеся пока не могут обосновать теоретически и доказать.

Проблемное обучение имеет большое значение при реализации практических навыков использования учебного материала, это способствует лучшему усвоению и запоминанию нового материала. Кроме того, использование проблемных ситуаций позволяет развивать творческие способности обучающихся, так как при каждом вопросе проблемного характера обучающиеся не просто активизируют мыслительные процессы, но и задействуют креативные, нестандартные формы мышления.

Можно выделить и то, что проблемное обучение, имеющее в своей основе самостоятельные поисковые операции, способствуют усилению роли инициативности и самоорганизации учащихся не только на уроках, но и при выполнении домашнего задания.

Проблемные ситуации влияют и на развитие межличностного общения на уроках, ведь часто решение проблемных задач осуществляется в групповой работе, либо учащиеся высказывают собственные предположения, а вывод делается на основе всех точек зрения.

Таким образом, проблемная ситуация представляет собой сложную многогранную структуру, которая включает в себя развитие предметно-содержательной, мотивационной, метапредметной, личностной сторон, что говорит о большей эффективности проблемных форм обучения по сравнению с традиционным обучением.

 

Список литературы:
1. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 365 с.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.