РОЛЬ ДЕТСКОЙ КНИЖКИ-ИГРУШКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Конференция: CLXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CLXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
РОЛЬ ДЕТСКОЙ КНИЖКИ-ИГРУШКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Книга играет значительную роль в развитии ребенка. Она способствует активной эмоционально-познавательной деятельности, обогащает знаниями, расширяет кругозор, развивает фантазию и творческий потенциал ребенка. Благодаря книгам ребенок увеличивает словарный запас, учится концентрировать свое внимание и вырабатывается усидчивость.
В последнее время детская книжная продукция стала разнообразна и интересна, не только по содержанию, но и по форме и внешнему виду. Так особой популярностью стали пользоваться книжки-игрушки, которые поражают своим многообразием, необычной конструкцией и формой, нетрадиционными форматами и даже материалами, из которых они изготовлены.
Детская книжка-игрушка находится между книгой для ребёнка и игрушкой, соединив в себе самое лучшее, чем обладает детская книга, дополняя чтение занимательной игрой. Такие книги притягивают взгляд, их все чаще покупаются в подарок детям. Ведь такую книжную продукцию можно не только рассматривать и читать, с ними можно играть.
Актуальность проблемы
На данный момент, в условиях активно развивающихся технологий, современный мир перегружен телевиденьем и интернетом. Дети все реже берут книги в руки, предпочитая иное времяпровождение. Проблема недостаточной начитанности молодежи, в настоящее время, очень актуальна, исходя из понимания значимости чтения для формирования здравомыслящего общества в будущем. Появившаяся в раннем возрасте неприязнь к чтению и проблемы понимания текста, чаще всего, преследует человека во многих этапах жизнедеятельности.
Материалы научных исследований указывают на то, что взаимоотношение человека с книжкой образовываются в дошкольном и младше школьном возрасте. Непосредственно в этот период определяется, будет ли ребенок, в будущем, активным читателем либо умеренно пассивным. Поэтому так важно правильно выстраивать взаимоотношение детей к книге с самого раннего возраста. Ведь ребенок быстро вливается в процесс чтения, особенно если речь идет о книжке-игрушке, стоит всего лишь подобрать книгу с необходимым игровым элементом. Однозначно такую книгу можно применять не только с детьми дошкольного возраста, но и активно применять с детьми в начальной школе. Так, например, специфику использования такого рода книжки на уроках чтения литературы в начальной школе исследовали Е.В. Дьячкова и Н.Н. Светловская. Но в достаточной степени проблема введения книжки- игрушки в кругу детского чтения изложена Е. В. Дьячковой.
В связи с этим стоит отметить, что роль детской книжки-игрушки недооценена и вклад книжки-игрушки для развития детей в современном мире мало изучена, чем и определяет актуальность темы данного исследования.
Цель — выявить роль детской книжки-игрушки в современном мире.
Для достижения данной цели необходимо поставить следующие задачи:
- обозначить типы и виды книжек-игрушек;
- обосновать значение и роль детской книжки-игрушки в современном мире.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в систематизированном виде обобщен и оценен опыт использования книжки-игрушки детьми дошкольного и младше школьного возраста, выявлена и раскрыта специфика книжки-игрушки как развивающего игрового издания в современном мире.
Объект исследования — определение роли детской книжки-игрушки в современном мире.
Предмет исследования — детская книжка-игрушка.
Обзор основных источников — в ходе данного исследования особое внимание было обращено на литературу таких авторов как А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Е. В. Дьячкова и Н.Н. Светловская.
Все мы знаем, что чтение необходимо для того, чтобы помочь детям гармонично развивать таких личностные качества, как мышление, чувства, воля, воображение, память и речь. Дети активно реагируют на то, что они читают и получают четкое представление о мире, в котором живут. Когда дети читают или им читают, они слышат больше, чем просто слова. Они развивают собственное значение в отношении литературы, которую они читают. Дети получают неизмеримые знания об окружающем мире из литературы, с которой они сталкиваются.
Как отмечает Г.М. Первова [7, с.13] на подготовительном и начальном этапах формирования читателя важно сохранить идею, что чтение – это игровая деятельность, а впоследствии время от времени поддерживать этот миф.
Для детей дошкольного возраста игра, является одной из ведущей видов деятельности. В психологии, игра научно объяснена как особый вид деятельности, которая является активным отражением окружающего мира ребенка. А.Н. Леонтьев рассматривал «игру в качестве ведущей деятельности дошкольного возраста и в то же время как естественный для ребенка вид деятельности, мотив которого лежит в самой ее сущности» [5, с. 63].
Книжка-игрушка — это своего рода симбиоз книги и игры, ведь она дает возможность детям не только лишь исследовать и читать её, но и играть с ней, познавать мир через сенсорно-моторные навыки и тактильные ощущения. Определение термина «книжка-игрушка» даётся в ГОСТ 7.60-90: книжка-игрушка – издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей [2].
Существуют такие виды книжек-игрушек: книжка-картинка, книжка-раскраска, книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книжка-вертушка, книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка.
Н.Н. Светловская в книге «Обучение детей чтению» включают книжки-игрушки в группу книг, которые издаются только для детей. [6, с. 29].
Авторы отмечают следующие функции книжек-игрушек:
1) помощь ребенку в освоении того опыта, который их просвещает;
2) эти книги побуждают ребенка к действию;
3) не просто соотнесение текста и картинки, запоминание текста и воссоздание его по памяти, глядя на картинку;
4) включают произвольное воссоздающее воображение, развивают память;
5) помогают ребенку включаться в содержание предлагаемого опыта (младший школьник становится героем происходящего, либо волшебником, двигающим сюжет, либо режиссером-постановщиком спектакля и т.п.) [6, c. 29-32].
Книжка – игрушка – исключительный инструмент формирования у ребёнка интереса к книге и чтению. Значение такой книги бесценно, поскольку они способствуют развитию личности и социальных навыков у малышей, создают теплые эмоциональные связи между взрослыми и детьми, когда они вместе читают и играют. Такие книги помогают детям развить базовые языковые навыки и значительно расширить словарный запас гораздо быстрее, чем традиционная детская книга.
В отличие от традиционной детской литературы и многих электронных средств массовой информации, книжки-игрушки помогают детям в психотерапевтическом и коррекционном направлении. Такие книги стимулируют максимальное количество рецепторов у ребенка, пробуждая его познавательный интерес, помогают организовать множество положительных течений на восприятие жизненного пространства и собственной личности.
Например, книга, которая выполнена с использованием различных мягких материалов формируют и развивают осязательные ощущения детей, стимулируют ассоциативное мышление и пробуждает позитивное настроение.
Заключение. В результате проведенного исследования на тему: «Роль детской книжки-игрушки в современном мире» можно сделать следующие выводы:
- Рассмотрены и обозначены основные виды книжек-игрушек, такие как: книжка-картинка, книжка-раскраска, книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книжка-вертушка, книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка.
- Обоснованы значения и роль детской книжки-игрушки в современном мире. Они заключаются в том, чтобы посредством симбиоза игры и чтения, книжки-игрушки помогали детям расти и учиться, формировать здоровый интерес к книге и чтению, развивать воображение детей и расширять их мировоззрение при этом весело проводить время. Так же книжки-игрушки помогают детям в психотерапевтическом и коррекционном направлении.
Данное исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы, в перспективе необходимо изучение книжки-игрушки, как предмета пространственной среды, обращая внимание на формообразование и дизайн-форму.