Статья:

РОЛЬ ДЕТСКОЙ КНИЖКИ-ИГРУШКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Конференция: CLXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Стаценко К.О. РОЛЬ ДЕТСКОЙ КНИЖКИ-ИГРУШКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14(165). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/14(165).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ДЕТСКОЙ КНИЖКИ-ИГРУШКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Стаценко Ксения Олеговна
студент, Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского, ЛНР, г. Луганск

 

Книга играет значительную роль в развитии ребенка. Она способствует активной эмоционально-познавательной деятельности, обогащает знаниями, расширяет кругозор, развивает фантазию и творческий потенциал ребенка. Благодаря книгам ребенок увеличивает словарный запас, учится концентрировать свое внимание и вырабатывается усидчивость.

В последнее время детская книжная продукция стала разнообразна и интересна, не только по содержанию, но и по форме и внешнему виду. Так особой популярностью стали пользоваться книжки-игрушки, которые поражают своим многообразием, необычной конструкцией и формой, нетрадиционными форматами и даже материалами, из которых они изготовлены.

Детская книжка-игрушка находится между книгой для ребёнка и игрушкой, соединив в себе самое лучшее, чем обладает детская книга, дополняя чтение занимательной игрой. Такие книги притягивают взгляд, их все чаще покупаются в подарок детям. Ведь такую книжную продукцию можно не только рассматривать и читать, с ними можно играть.

Актуальность проблемы

На данный момент, в условиях активно развивающихся технологий, современный мир перегружен телевиденьем и интернетом. Дети все реже берут книги в руки, предпочитая иное времяпровождение. Проблема недостаточной начитанности молодежи, в настоящее время, очень актуальна, исходя из понимания значимости чтения для формирования здравомыслящего общества в будущем. Появившаяся в раннем возрасте неприязнь к чтению и проблемы понимания текста, чаще всего, преследует человека во многих этапах жизнедеятельности.

Материалы научных исследований указывают на то, что взаимоотношение человека с книжкой образовываются в дошкольном и младше школьном возрасте. Непосредственно в этот период определяется, будет ли ребенок, в будущем, активным читателем либо умеренно пассивным. Поэтому так важно правильно выстраивать взаимоотношение детей к книге с самого раннего возраста. Ведь ребенок быстро вливается в процесс чтения, особенно если речь идет о книжке-игрушке, стоит всего лишь подобрать книгу с необходимым игровым элементом. Однозначно такую книгу можно применять не только с детьми дошкольного возраста, но и активно применять с детьми в начальной школе. Так, например, специфику использования такого рода книжки на уроках чтения литературы в начальной школе исследовали Е.В. Дьячкова и Н.Н. Светловская. Но в достаточной степени проблема введения книжки- игрушки в кругу детского чтения изложена Е. В. Дьячковой.

В связи с этим стоит отметить, что роль детской книжки-игрушки недооценена и вклад книжки-игрушки для развития детей в современном мире мало изучена, чем и определяет актуальность темы данного исследования.

Цель — выявить роль детской книжки-игрушки в современном мире.

Для достижения данной цели необходимо поставить следующие задачи:

  1. обозначить типы и виды книжек-игрушек;
  2. обосновать значение и роль детской книжки-игрушки в современном мире.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в систематизированном виде обобщен и оценен опыт использования книжки-игрушки детьми дошкольного и младше школьного возраста, выявлена и раскрыта специфика книжки-игрушки как развивающего игрового издания в современном мире.

Объект исследования — определение роли детской книжки-игрушки в современном мире.

Предмет исследования — детская книжка-игрушка.

Обзор основных источников — в ходе данного исследования особое внимание было обращено на литературу таких авторов как А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Е. В. Дьячкова и Н.Н. Светловская.

Все мы знаем, что чтение необходимо для того, чтобы помочь детям гармонично развивать таких личностные качества, как мышление, чувства, воля, воображение, память и речь. Дети активно реагируют на то, что они читают и получают четкое представление о мире, в котором живут. Когда дети читают или им читают, они слышат больше, чем просто слова. Они развивают собственное значение в отношении литературы, которую они читают. Дети получают неизмеримые знания об окружающем мире из литературы, с которой они сталкиваются.

Как отмечает Г.М. Первова [7, с.13] на подготовительном и начальном этапах формирования читателя важно сохранить идею, что чтение – это игровая деятельность, а впоследствии время от времени поддерживать этот миф.

Для детей дошкольного возраста игра, является одной из ведущей видов деятельности. В психологии, игра научно объяснена как особый вид деятельности, которая является активным отражением окружающего мира ребенка. А.Н. Леонтьев рассматривал «игру в качестве ведущей деятельности дошкольного возраста и в то же время как естественный для ребенка вид деятельности, мотив которого лежит в самой ее сущности» [5, с. 63].

Книжка-игрушка — это своего рода симбиоз книги и игры, ведь она дает возможность детям не только лишь исследовать и читать её, но и играть с ней, познавать мир через сенсорно-моторные навыки и тактильные ощущения. Определение термина «книжка-игрушка» даётся в ГОСТ 7.60-90: книжка-игрушка – издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей [2].

Существуют такие виды книжек-игрушек: книжка-картинка, книжка-раскраска, книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книжка-вертушка, книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка.

Н.Н. Светловская в книге «Обучение детей чтению» включают книжки-игрушки в группу книг, которые издаются только для детей. [6, с. 29].

Авторы отмечают следующие функции книжек-игрушек:

1) помощь ребенку в освоении того опыта, который их просвещает;

2) эти книги побуждают ребенка к действию;

3) не просто соотнесение текста и картинки, запоминание текста и воссоздание его по памяти, глядя на картинку;

4) включают произвольное воссоздающее воображение, развивают память;

5) помогают ребенку включаться в содержание предлагаемого опыта (младший школьник становится героем происходящего, либо волшебником, двигающим сюжет, либо режиссером-постановщиком спектакля и т.п.) [6, c. 29-32].

Книжка – игрушка – исключительный инструмент формирования у ребёнка интереса к книге и чтению. Значение такой книги бесценно, поскольку они способствуют развитию личности и социальных навыков у малышей, создают теплые эмоциональные связи между взрослыми и детьми, когда они вместе читают и играют. Такие книги помогают детям развить базовые языковые навыки и значительно расширить словарный запас гораздо быстрее, чем традиционная детская книга.

В отличие от традиционной детской литературы и многих электронных средств массовой информации, книжки-игрушки помогают детям в психотерапевтическом и коррекционном направлении. Такие книги стимулируют максимальное количество рецепторов у ребенка, пробуждая его познавательный интерес, помогают организовать множество положительных течений на восприятие жизненного пространства и собственной личности.

Например, книга, которая выполнена с использованием различных мягких материалов формируют и развивают осязательные ощущения детей, стимулируют ассоциативное мышление и пробуждает позитивное настроение.

Заключение. В результате проведенного исследования на тему: «Роль детской книжки-игрушки в современном мире» можно сделать следующие выводы:

  1. Рассмотрены и обозначены основные виды книжек-игрушек, такие как: книжка-картинка, книжка-раскраска, книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книжка-вертушка, книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка.
  2. Обоснованы значения и роль детской книжки-игрушки в современном мире. Они заключаются в том, чтобы посредством симбиоза игры и чтения, книжки-игрушки помогали детям расти и учиться, формировать здоровый интерес к книге и чтению, развивать воображение детей и расширять их мировоззрение при этом весело проводить время. Так же книжки-игрушки помогают детям в психотерапевтическом и коррекционном направлении.

Данное исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы, в перспективе необходимо изучение книжки-игрушки, как предмета пространственной среды, обращая внимание на формообразование и дизайн-форму.

 

Список литературы:
1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/ Психол. очерк: Кн. Для учителя/ — М.: Просвещение, 1991.– 92 с.
2. ГОСТ 7.60—90 Издания. Основные виды. Термины и определения. [Электронный ресурс] — Взамен ГОСТ 16447—78. — Утв. 1990. 
3. Дьячкова, Е.В. Внимание: книги-игрушки! / Е.В. Дьячкова // Детская литература. – 1989. – №12. – С.67–73.  
4. Дьячкова, Е.В. Индивидуальная работа по чтению с иcпользованием книжек-игрушек / Е.В. Дьячкова // Начальная школа. – 1992. - №2. – 26-30.
5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка [Текст]/Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учебное пособие / Г.В. Бурменская. – 2-е издание, расширенное. / —М:МПСИ, 2005. – с. 92-101.
6. Светловская, Н.Н. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение: Учебное пособие / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-Оол. – М.: Академия, 1999. – 248с.
7. Первова, Г.М. Чтение как универсальная деятельность младшего школьника/ Г.М. Первова // Начальная школа. – 2013. – №1. – С.13