Статья:

Проектная деятельность как развитие ключевых компетенции на уроках информатики

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Мидаева А.И. Проектная деятельность как развитие ключевых компетенции на уроках информатики // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проектная деятельность как развитие ключевых компетенции на уроках информатики

Мидаева Алла Имрадиевна
студент ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Кокорева Валентина Владимировна
научный руководитель, доц. кафедры математики и информатики Ставропольского государственного педагогического института, РФ, г. Ставрополь

 

В статье рассматривается целесообразность внедрения нестандартных уроков с использованием проектной деятельности как развитие ключевых компетенций на уроках информатики.

Развитие системы школьного образования является одним из важнейших факторов развития интеллектуальных ресурсов, без которых невозможно создание производительных сил, соответствующих уровню современной высокоразвитой страны. Поэтому в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы решение задач качества образования заявлено, как приоритетное. В стране в последние годы осуществляется поворот системы образования к формированию ключевых компетенций, эта проблема остается актуальной для отечественной школы и сегодня. Прежде всего, выделяются учебно-познавательная, информационная, социально-трудовая и коммуникативная компетенции [1], которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.

Следует отметить, что проектная технология оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, прежде всего на информационную деятельность, к которой обучение и относится. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается и с проблемой изменения эффективности обучения.

Компетенции формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности, т.е. фактически речь идет об использовании в обучении проектной технологии, которой сегодня принадлежит особая роль в достижении целей образования [3].

В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается проведение оценивания сформированности универсальных учебных действий у школьников. Организация работы учащихся над проектами является существенным дополнением усилий педагогов по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволяет получить хорошие показатели в итоговой диагностике.

Заинтересованность работой над проектом способствует воспитанию у учеников значимых общечеловеческих ценностей (толерантности, социального партнерства, диалога): самодисциплины, чувства ответственности; способности самоорганизации и к осуществлению методичной работы; желания сделать свою работу качественной.

И наконец, участие в проектировании способствует развитию исследовательских и творческих данных личности: способности к целеполаганию и самоопределению, способности к соорганизации различных позиций, ориентированию в информационном пространстве.

Для овладения методом проектов, необходимо, прежде всего, знание того, что проекты могут быть различными (исследовательские, ролевые, игровые, творческие и т.д.) и их использование в учебном процессе требует от педагога проведения серьезной подготовительной работы.

Главная идея метода проектов – это направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, получаемый при решении теоретической или практической проблемы [2]. Данный результат и называется проектом, что в переводе означает план, замысел. В более широком смысле под проектом мы будем понимать обоснованную, спланированную и осознанную деятельность, направленную на формирование у школьников определенной системы практических и интеллектуальных умений.

Метод проектов является образовательной технологией, позволяющей создавать естественную среду для формирования у обучающихся ключевых компетентностей. Термин «компетенция» обладает, как известно, двумя значениями: круг полномочий некоторого лица; и круг вопросов, в которых указанное лицо обладает опытом и познаниями [4]. Применительно к образовательной области приобретает смысл именно второе значение данного термина. Обладание опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности – это именно те качества, которые способствуют формированию у выпускника компетентностного подхода, реализуемого на уроке преподавателем.

Компетентностное обучение является перспективным еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает практико-ориентированный и исследовательский характер, и сама делается предметом усвоения.

В наш век бурного развития информационных технологий, «всеобщей компьютерной грамотности», компьютеры прочно вошли в нашу жизнь, причём, как в профессиональную, так и в повседневную. Навыки работы с компьютером сейчас требуются специалисту любой профессии. Этим определяется специфика преподавания информационных технологий.

Немаловажная роль в данном процессе отводится информатике как науке и учебному предмету, поскольку компетентности, которые формируются на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов для создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

Урокам информатики в основном отводится роль при развитии информационной компетенции.

Итак, рассмотрим, основные отличия урока информатики от других учебных предметов.

Во-первых, наличие специальных технических средств, которые задействованы в учебном процессе.

Во-вторых, особенная организация компьютерного класса, где каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам. Ответов у доски на уроках информатики значительно меньше, чем на других уроках.

В-третьих, направленность самостоятельной деятельности на уроках информатики на создание собственного, личностно-значимого продукта.

И, в-четвертых, изначально высокая мотивация учащихся на уроках информатики.

Следовательно, для формирования КК в процессе обучения на уроках информатики необходим учет следующих важных моментов:

1.  Количество часов, которые выделяются на изучение данного предмета, для некоторых классов является очень маленьким при достаточно большом объёме материала. Значит, учителю нужно организовывать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся при необходимости имели возможность самостоятельного изучения той информации, которая не вошла в учебный курс. В таких условиях становится необходимым формирование таких профессионально важных качеств, как способность к самообразованию, самостоятельность, умение точной ориентации в огромном информационном пространстве.

2.  Развитие информационных технологий идет очень быстрыми темпами, в аппаратном и программном обеспечении компьютера постоянно происходят изменения. Учитель должен быть в курсе происходящих изменений, следить за новинками в области информационных технологий, овладевать новым в аппаратном и программном обеспечении. Очень важно сформировать у учащихся понимание необходимости в постоянном саморазвитии, самообучении.

 

Список литературы:
1. Аскерко Ю.И. Формирование информационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки. автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. ун-та, 2007.
2. Базовый курс информатики // Информатика и образование. 2013. С. 12–17.
3. Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2012. 87 с.
4. Баранов О.А. Школьные киноклубы и их роль в кинематографическом воспитании старшеклассников: Дис. … канд. искусств. – М., 2010.
5. Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. 2012. № 6. С. 38–50, С. 4155, № 8. С. 39–50.