Статья:

Формирование медиаграмотности учащихся в процессе изучения современного искусства на уроках МХК

Конференция: LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Костарев В.С. Формирование медиаграмотности учащихся в процессе изучения современного искусства на уроках МХК // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(64). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/34(64).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование медиаграмотности учащихся в процессе изучения современного искусства на уроках МХК

Костарев Виталий Сергеевич
магистрант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования медиаграмотности в рамках школьного образования. Затрагиваются перспективы дальнейшего развития данного направления и предлагаются теоретические основы для дальнейшего решения поставленной проблемы.

 

Ключевые слова: медиа, художественное образование, медиатекст, современное искусство, мировая художественная культура.

 

В современном мире все большую роль играют информационные технологии, которые окружают человека с самого его рождения. До недавнего времени это не казалось столь существенной проблемой, ведь телевидение или радио сами отбирали нужный для вещания материал и транслировали его. Однако, с появлением интернета все изменилось. Теперь у человека появилась свобода в выборе информации, все пользователи сети могут «перемещаться» от сайта к сайту в поисках чего-то полезного именно для них. Несмотря на все преимущества данной системы, появилась проблема – информации на просторах интернета слишком много, и у людей возникают серьезные трудности с ориентированием в данном «потоке».

Несомненно, такой масштабный и всеохватывающий процесс не мог не повлиять на Российскую Федерацию, для которой такая тенденция, как и для всех остальных развитых стран мира, является «вызовом», брошенным сегодняшним днем. [2, с. 28-39] Именно поэтому, вместе с международными нормативно-правовыми актами, было рассмотрено создание собственного федерального государственного образовательного стандарта, отвечающего всем передовым на сегодняшний день, стандартам. Федеральный государственный образовательный стандарт в своем фундаменте основан на таких понятиях как «компетенции». Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва дал следующее определение понятия «компетенции»: «Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.» [5, с. 13]

В рамках представленной проблемы, в качестве одной из компетенций, появилось понятие медиаграмотности, которая является умением анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение "читать" медиатекст. Медиаграмотность включает в себя формирование критического мышления и развитие умения пользоваться информационными коммуникативными средствами. [4, с. 456] Грубо говоря, развитие медиаграмотности позволяет человеку лучше ориентироваться в том информационном потоке, который он потребляет каждый день.

На данный момент, в условиях современного российского образования у учащихся остается мало возможностей для формирования данной компетенции в рамках своего школьного образования, так как большинство предметов направлены на успешную сдачу различных государственных экзаменов и по каждой дисциплине имеется свой четкий, давно выверенный учебный план, а в среде школьных педагогов практически на все вопросы по своей дисциплине у них имеется свой общий, консенсуальный ответ. Каким же образом школа может помочь современному школьнику в формировании медиаграмотности? Одним из ответов на данный вопрос является изучение современного искусства на уроках искусства (8-9 класс) или мировой художественной культуры (10-11 класс).

Здесь возникает вопрос: «Почему именно изучение современного искусства позволит формировать медиаграмотность среди учащихся школы?». Как мы помним, медиаграмотность включает в себя, в том числе, формирование критического мышления и именно современное искусство, в этом плане, выступает лучше всего, ведь, по сути, на данный момент не существует даже единой системы отделения искусства от антиискусства. [1, с. 1] Подобная неопределенность в рамках данной дисциплины благоприятно влияет на образовательную среду, направленную на формирование медиаграмотности учащихся, так как дает большой простор для интерпретаций, споров, дебатов и множества других форм урочного занятия. Тем не менее, не только эта неопределенность может призывать к активному обсуждению, но и сама суть современного искусства. Еще Юрий Лотман отмечал, что текст является не просто носителем информации, но полноценным субъектом акта коммуникации. [3, c. 131] Современное искусство, являясь, по сути, визуальным текстом, осознанно или нет, активно «эксплуатирует» данную семиотическую концепцию, что позволяет как бы вступать в общение с произведением искусства, раз за разом находя в нем новые смыслы. К тому же, именно современное искусство, по своей сути, обращается к новым для общества средствам коммуникации, одним из которых как раз-таки и является интернет, который дает, невиданные до этого возможности для искусства, вплоть до создания собственной интернет-выставки. Такая открытость современного искусства новым технологиям может благоприятно повлиять и на иную составляющую понятия медиаграмотность - развитие умения пользоваться информационными коммуникативными средствами.

Основываясь на всем вышеперечисленном, можно предположить, что изучение современного искусства на уроках МХК действительно может помочь учащимся в формировании медиаграмотности в рамках школьного образования. К сожалению, на сегодняшний день современному искусству в учебной программе уделяется не так много времени, что еще больше затрудняет стремление педагогов помочь учащимся в формировании медиаграмотности. Однако, данную проблему можно решить посредством различных факультативов и иных дополнительных занятий.

 

Список литературы:
1. Гудзик Я. Современное искусство и философское определение искусства // Вестник культурологии. 2002. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ya-gudzik-sovremennoe-iskusstvo-i-filosofskoe-opredelenie-iskusstva (дата обращения: 19.11.2019)
2. Золин И.Е. Образовательный комплекс и рынок труда: парадоксы взаимодействия // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2015, № 10 (295), с. 28-39. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.chem.msu.ru/rus/books/2016/science-education-2016/076.pdf (Дата обращения: 31.01.19)
3. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. – Таллинн: Александра, 1992. - С. 129-132
4. Фёдоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. / Фёдоров А.В. – Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2001. - 708 с.
5. Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия //Инновации в образовании, 2007. № 4. - С. 12-37