Статья:

Проблемы и перспективы школьной медиации

Конференция: CXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Ауганбаева С.А. Проблемы и перспективы школьной медиации // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(130). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(130).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы и перспективы школьной медиации

Ауганбаева Сара Акылбековна
магистрант, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск

 

В данной статье рассматриваются определение школьной медиации, основные понятия медиации, а также проблемы и перспективы процедуры примирения.

Школьная медиация на территории Российской Федерации – явление относительно молодое, но уже имеющее правовую форму.

27 июля 2010 г. был принят Федеральный Закон №193–ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредников (процедуре медиации)» (далее – Закон), который вступил в силу с 1 января 2011 года и тем самым создал правовые основания для становления и развития медиации в России.

Закон стал первым шагом к реализации мероприятий по внедрению процедур школьной медиации.

Согласно Закону, процедура медиации представляет собой способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения взаимоприемлемого решения для всех участников конфликта.

Процедура школьной медиации имеет такие преимущества как ориентация на интересы сторон, неофициальность и конфиденциальность процедуры, выбор посредника (медиатора), быстрота разрешения спора.

Однако, на сегодняшний день выделяется ряд актуальных проблем применения процедуры медиации, также не устранены пробелы в законодательстве относительно правового регулирования данного явления.

Основная проблема процедуры медиации заключается в недоверии граждан к данному относительно новому способу разрешения споров.

Подобное можно объяснить низким уровнем правовой культуры и правосознания населения, отсутствием навыков дружественного урегулирования споров, высоким уровнем агрессии в обществе и конфликтности.

Решить эту проблему может активная просветительская работа органов государственной власти, в том числе органов местного самоуправления, средств массовой информации, образовательных учреждений, а также самих медиаторов.

Относительно правового аспекта применения школьной медиации выделяются следующие проблемы: отсутствие требований к профессиональной компетенции (в частности соответствующего образования) медиатора, отсутствие единой базы подготовительных курсов для медиаторов (их длительность слишком варьируется), также нет общей правовой системы безопасности и независимости медиаторов.

Стоит отметить, что школьное сообщество – это огромный организм, включающий в себя такие элементы как обучающиеся, родители и педагоги. Каждый день, каждый урок, каждую перемену происходит их непосредственное взаимодействие, в ходе которого возможны конфликтные ситуации.

Школьный мир очень хрупок, так как его главные герои – дети, следственно все конфликты должны решаться быстро, качественно и максимально безболезненно для них.

Процедура школьной медиации способна предоставить подобные условия.

При помощи медиации конфликтующие стороны смогли бы понять друг друга и прийти к единому приемлемому варианту разрешению спора.

Главная цель школьной медиации состоит в том, чтобы сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом, позволяющим избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.

Благодаря процедуре школьной медиации есть шанс снизить уровень подростковой преступности.

На сегодняшний день можно наблюдать положительную динамику, согласно данным правоохранительных органов, так как за последние 10 лет число преступлений, совершаемых детьми сократилось более, чем в 2 раза. 

И всё-таки цифры совершенных преступлений велики, так, в 2019 году несовершеннолетними совершено 41,5 тыс. уголовно наказуемых деяний.

Используя медиативные технологии, можно предупредить конфликты, и соответственно избежать более тяжких последствий для всех участников спора. Кроме того, медиация позволяет помочь на ранних стадиях детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

Таким образом, школьная медиация формирует почву для безопасного пространства в стенах образовательного учреждения.

В свою очередь, стремление к получению знаний, успешной учёбе возможны лишь в комфортных для этого условиях.

Повсеместно создаются службы школьной медиации на базах образовательных учреждений.

Для успешной социализации в условиях современных школьных реалий участие обучающихся в организации центра медиации необходимо.

Владение медиативными техниками позволит школьникам находить и исправлять совершенные ошибки, самостоятельно оценивать и компенсировать нанесенный ущерб.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 N 193-ФЗ (в ред. от 26.07.2019 № 197-ФЗ)
2. Быкова, Л.В. Служба школьной медиации. Заметки практика. / Л.В. Быкова // Журнал «Прообраз» Фонд поддержки образования – СПб, 2016. – №2 (4). – С. 84-87.
3. Саттарова А.А. Формирование института медиации в современной России: проблемы и перспективы // Юридический мир. – 2011. – №1. С. 47 - 51.