Статья:

По проблеме введения профессионального стандарта педагога дошкольного образования

Конференция: XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Эсергепова А.О. По проблеме введения профессионального стандарта педагога дошкольного образования // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(31).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

По проблеме введения профессионального стандарта педагога дошкольного образования

Эсергепова Айганат Овтигеновна
магистрант ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», РФ, г. Сургут
Абашина Валентина Васильевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет, РФ, г. Сургут

 

On the problem of introduction of the professional standard of the teacher of preschool education

 

Aganat  Esergepova,

student GOU VPO "Surgut state pedagogical University", Russia, Surgut

Valentina Abashina

Supervisor,PhD, associate Professor, GOU VPO "Surgut state pedagogical University", Russia, Surgut

 

Аннотация. В статье представлен опыт о том, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, спонтанно. Необходим период для  адаптации к нему профессионального сообщества. Следует создать систему   организационно-методических условий в образовательной организации, позволяющих обеспечить повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, максимально приближенного к требованиям профессионального стандарта.

Актуальность статьи связана с тем, что подготовка к введению профессионального стандарта педагога на сегодняшний день становится одним из приоритетных направлений дальнейшего развития системы дошкольного образования в целом.

Abstract. The article presents the experience that the widespread introduction of the professional standard of the teacher can not happen instantly, spontaneously. A period is required for the professional community to adapt to it. It is necessary to create a system of organizational and methodological conditions in the educational organization to ensure the improvement of professional competence of teachers, as close as possible to the requirements of the professional standard.

The relevance of the article is due to the fact that the preparation for the introduction of the professional standard of the teacher today becomes one of the priorities for the further development of the preschool education system as a whole.

 

Ключевые слова: профессиональный стандарт, педагог дошкольного образования, педагогическая деятельность, образовательный процесс, основная общеобразовательная программа

Keywords: professional standard, teacher of preschool education, pedagogical activity, educational process, basic General education program

 

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти  характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Приобретение  этих важных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества и мастерства. Труд педагога, особенно дошкольной образовательной организации, должен быть избавлен от чрезмерной регламентации, освобожден от тотального контроля.

В профессиональном  стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», задана определённая планка требований к педагогической деятельности воспитателя.

По мнению В.Б. Веретенниковой, стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень [1, с. 86]. 

О.Ф. Шиховой профессиональный стандарт определяется как характеристика квалификации, необходимой работнику для определенного вида профессиональной деятельности. Под квалификацией работника, в свою очередь, понимается уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы [3, с. 44].

Вполне согласны с мнением А.Б. Вифлеемского [3], который отмечает, что федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам, а также к условиям реализации образовательного процесса. В профессиональном стандарте главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

Приказом Министерства труда РФ от 12 апреля 2013 г. № 148 утверждены уровни квалификации, которые применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Уровни квалификации определяют требования к умениям и знаниям в зависимости от полномочий и ответственности работника. Из приведенных в этом приказе характеристик уровней квалификации педагога (уровни 5, 6) становится ясным, что достаточным для него является наличие среднего профессионального образования или высшего профессионального образования, полученного по программе бакалавриата.

Согласно профессиональному стандарту, основная цель педагогической деятельности, осуществляемой педагогом в системе дошкольного образования, − оказание образовательных услуг по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Таким образом педагогическая деятельность сочетается с деятельностью образовательной организации, а профессиональный стандарт является связующим звеном между требованиями работодателей к уровню педагогической деятельности педагога и системой дошкольного образования.

В профессиональном стандарте обозначены две обобщенные трудовые функции педагогов дошкольной образовательной организации, предусматривающие педагогическую деятельность по проектированию и реализации:

1) образовательного процесса;

2) основной общеобразовательной программы.

Они включают в свою структуру менее объемные трудовые функции:

1) общепедагогическую, включающую обучение, воспитательную и развивающую деятельность;

2) педагогическую деятельность, направленную на реализацию программ дошкольного образования.

Многообразие трудовых функций породило многообразие видов педагогической деятельности.

В соответствии с профессиональным стандартом [7] педагог дошкольного образования должен:

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Знать общие закономерности развития ребенка, а также особенности становления и развития различных видов детской деятельности в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теоретическими знаниями и методическими приемами физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с другими педагогами и специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего или дошкольного возраста.

7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у детей дошкольного возраста ведущих интегративных качеств, необходимых для дальнейшего развития и обучения в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними, направленных на решение образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Как отмечает О.В. Любимова [4] введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам Российской Федерации совместно с профессиональным сообществом  разработку дополнений к нему. В свою очередь, дошкольные образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, в соответствии с задачами данной дошкольной образовательной организации.

По мнению Б.У. Родионова профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Международный опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников [6, с. 53]. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего воспитателя, как оптимальный способ введения его в профессию.

Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, спонтанно. Необходим период для  адаптации к нему профессионального сообщества.

Следует создать систему   организационно-методических условий в образовательной организации, позволяющих обеспечить повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, максимально приближенного к требованиям профессионального стандарта.

Подготовка к введению профессионального стандарта педагога на сегодняшний день становится одним из приоритетных направлений дальнейшего развития системы дошкольного образования в целом.

 

Список литературы:
1. Веретенникова В.Б. Профессиональный стандарт педагога в современной системе дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2016. № 8.  – С. 86-87.
2. Веретенникова В.Б., Шихова О.Ф. Стратегические направления развития современной системы дошкольного образования // Современные проблемы науки и образования. - 2015.- № 6. 
3. Вифлеемский А.Б. Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? // Народное образование.- 2014.- № 3. 
4. Любимова О.В., Шихова О.Ф. Основы образовательной стандартологии и нормологии: Монография. Ижевск: Изд‐во ИжГТУ, 2009. 
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz5aZdRw6m7.
6. Родионов Б.У., Татур А.О. Стандарты и тесты в образовании. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.