Статья:

К вопросу о роли руководителя по созданию социально-психологического климата в коллективе образовательной организации

Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Дьяченко Т.Н. К вопросу о роли руководителя по созданию социально-психологического климата в коллективе образовательной организации // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(49). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(49).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о роли руководителя по созданию социально-психологического климата в коллективе образовательной организации

Дьяченко Татьяна Николаевна
магистрант ИСГО МПГУ, РФ, Москва
Козилова Лидия Васильевна
научный руководитель, доц., канд. пед. наук, доц. КУОС ИСГО МПГУ, чл.- корр. МАНПО, проф. РАЕ. эксперт РАО, РФ, г. Москва

 

В современных условиях реформирование управленческих структур и формирование новых экономических отношений определяет стиль управленческой деятельности руководящих работников. Во многом эта деятельность связана с созданием комфортных благоприятных условий для функционирования всей системы.

В нашем случае рассмотрим управленческую деятельность по созданию социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательной организации.

Под управлением обычно подразумевают деятельность, которая направлена на разработку решений, порядок организации, критерии контроля, координирование действий объекта в соответствии с поставленной целью, анализ и итоговую оценку на основе достоверной информации.

Целью управленческой деятельности любой образовательной организации является обеспечение его оптимального функционирования в достижении эффективности образовательного процесса при наименьших затратах времени, ресурсов, сил.

Формирование подходящей социально-психологической атмосферы в коллективе образовательной организации является одной из важных составляющих всего образовательного процесса. Учитывается совокупность социально-психологических параметров коллектива, а также порядок взаимоотношений в нем, и самое главное - формируется благоприятный психологический настрой коллектива, проявляющийся в самых разных аспектах его жизнедеятельности.

Социально-психологический климат в образовательной организации просматривается в расположении людей друг к другу и отношении к общим задачам, но на этом не заканчивается. Он очень заметен и в отношении сотрудников к миру в целом, на их мировоззрении и мировосприятии. А также это проявится во всей совокупности жизненных убеждений человека, который является членом указанного трудового коллектива. Таким образом, социально-психологическая  обстановка в коллективе безусловно отразится и в отношении каждого из сотрудников к самому себе. Это обстоятельство складывается в конкретную ситуацию - социальную форму самоотношения и самоидентификации личности.

В итоге формируется определенная структура первичных и последующих, прямых и косвенных проявлений психо-социального климата.

Исследование вопроса формирования благоприятного  социально-психологического климата в педагогических коллективах, понимаемого как один из важнейших показателей высококачественного образования в сегодняшнем мире, обретает большое значение в связи с возрастающими требованиями к эффективности управленческой деятельности руководителя образовательной организации.

Рассмотрим некоторые факторы, влияющие на создание социально-психологического климата в коллективе образовательной организации.

1. Коммуникабельность его членов, которая понимается как наиболее удачное сочетание качеств сотрудников, и обеспечивает эффективную совместную деятельность, а также повышает личную производительность. Совместимость отражается во взаимопонимании, взаимовыручке, сочувствии, эмпатии членов коллектива друг другу.

Совместимость имеет 3 уровня: психофизиологический, психологический и социально-психологический.

В основе Психофизиологического уровня совместимости лежит наилучшее сочетание свойств системы органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) и свойств темперамента. Данный уровень совместимости имеет особенное значение в случае осуществления совместной деятельности. Холерик и флегматик выполняют задачи с разным темпом, а это  вызывает перебои в работе и напряженное состояние работников. Значит, при распределении физических нагрузок и поручении отдельных видов работ следует учитывать  особенности индивидуальной психической деятельности сотрудников (разную выносливость членов коллектива, скорость их мышления, особенности восприятия, внимания).

На Психологическом уровне предполагается совместимость характеров, мотивов, типов поведения. При несовместимости у работников появляется стремление избегать друг друга, а в случае необходимости контактировать - возникают отрицательные эмоциональные состояния и даже конфликты.

Психологическая совместимость может быть обеспечена при похожих характеристиках тех, кто участвует в совместной деятельности. Людям, которые похожи друг на друга, проще выстроить систему взаимодействия. Похожесть обеспечивает появление чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. Основой психологической совместимости являются и отличия характеристик с учетом принципа взаимодополняемости. В таких случаях говорят, что люди подходят друг другу. Условиями и результатами подобной совместимости могут быть межличностная симпатия, расположение участников друг к другу при взаимодействии. На уровень психологической совместимости среди педагогических работников будет влиять и то, насколько схожим будет состав рабочей группы по разным социальным и психологическим критериям.

Позитивный социально-психологический климат в коллективе образовательной организации играет важную роль в повышении производительности труда, степени удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но благоприятный климат не становится обычным следствием провозглашаемых девизов и усилий руководителей. Он является итогом планомерной систематической психологической работы с сотрудниками, возникае при осуществлении особых мероприятий, которые направлены на построение отношений между руководителем и коллективом.

Первым описал содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат, на его взгляд - это эмоциональный аспект психологических связей участников коллектива, который возникает на основе их симпатии, общности характеров, интересов, стремлений. Он говорил, что характер взаимоотношений в организации имеет 3 составляющие:

В первую очередь, это социальный климат, определяющийся осознанностью общих целей и задач организации. Второй составляющей является моральный климат, определяемый установленными моральными ценностями в организации. Третьей составляющей он назвал психологический климат, т.е. неформальные отношения, складывающиеся между работниками.

Совокупностью составляющих и называется  социально-психологический климат коллектива организации.

Отношения в трудовом коллективе обусловливают два фактора: основная деятельность (формальные отношения) и отношениями между сотрудниками (неофициальные отношения). Неформальные межличностные отношения между членами коллектива и называются социально-психологическим климатом, характеризующимся крепкими внутренними связями в коллективе.

Социально-психологический климат как общее положение дел в организации включает в себя большой комплекс разнообразных характеристик. Разработан конкретный список показателей, на основании которых оценивается уровень и состояние социально-психологического климата в коллективе. При его изучении основными показателями считают: степень удовлетворенности сотрудников организации характером и содержанием труда, эффективность взаимоотношений работников и менеджеров, стиль управления фирмой, уровень конфликтности в отношениях, профессионализм персонала.

Роль руководителя организации очень важна в обеспечении благоприятного социально-психологического климата, так как работа управляющего организацией - это умственный труд, включающий три составляющие: организационно-административную и воспитательную, аналитическую и конструктивную; информационно-технологическую.

Все роли можно разделить на три типа: роли при межличностных коммуникациях; информационные роли; роли при принятии решений.

К типу межличностных ролей будет относиться роль условного руководителя организации, роль лидера и роль связующего звена. К обязанностям менеджера относится выполнение стандартных функций социального или правового характера. На его плечах мотивация и активизация подчиненных, набор и подготовка работников, обеспечение развития сети внешних контактов и источников информации, предоставляющих нужные сведения и оказывающих необходимые услуги.

Часто в коллективе образовательной организации находятся люди, недовольные какими-либо моментами общей деятельности сотрудников или отдельных членов коллектива, связанных с профессиональным выгоранием. В таком случае личная неприятие, чрезмерная принципиальность и другое послужат причиной или поводом для образования конфликта.

Выделим главные факторы социально-психологического климата:

· высокое доверие и обоснованная требовательность друг к другу;

· неагрессивная и конструктивная критика;

· хорошая осведомленность всего коллектива о его задачах и положении дел при их выполнении. Своевременно получаемая достоверная информация создаст у членов коллектива чувство уверенности в себе, в важности своего участия - даже при неблагоприятных прогнозах. В таком случае ясно, откуда и почему могут быть неприятности и как их преодолеть. При отсутствии ограничений в получении информации у человека формируется доверие и уважение, позволяющее обрести душевный комфорт и снизить степень тревожности и ожидания конфликта;

· возможность выразить собственное мнение в обсуждении вопросов, которые касаются всех участников коллектива;

· отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

· способность терпимо воспринимать чужие мнения;

· большая эмоциональная включенность и оказание взаимопомощи;

· взятие личной ответственности за общее дело каждым из сотрудников;

· возможность членов коллектива чувствовать себя в безопасности: понимание, что от них ждут лучшее, а в при проступке есть шанс исправиться;

· проецирование сотрудниками положительного отношения друг к другу на отношения ко всем участникам педагогического коллектива.

Невозможно ожидать, что нужные отношения членов коллектива возникнут самопроизвольно, их нужно осознанно формировать.

В данном случае, роль руководителя в формировании благоприятного социально - психологического климата будет решающей. Пользу от проведенной работы сложно переоценить.

 

Список литературы:
1. Козилова Л.В. Взгляд зарубежных и отечественных исследователей на определение понятий «управление», «менеджмент» //Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики: Сборник статей Международной научно-практической конференции 10.12.2015. В 2-х частях – Уфа: АЭТЕРНА, 2015. – Ч.1. – С. 255-257
2. Козилова Л.В. Модели деятельности руководителя по урегулированию конфликта: научно-педагогический анализ // ПРАВО, ЭКОНОМИКА. ОБРАЗОВАНИЕ № 3, 2016, С. 123-127
3. Шепель В. М. Человеческая компетентность менеджера: Управленческая антропология / В. М. Шепель. – М. : Экономика, 2010. – 432 с.