Статья:

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: CCXLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Газизова Д.А. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15(247). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/15(247).pdf (дата обращения: 10.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Газизова Дина Ахтямовна
студент, ФГБОУ ВО Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Сыртланова Нэлли Шамильевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Проблема исследования состоит в поиске и разработке условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкальными произведениями о природе. Восприятие музыки – это сложное явление и является сложным для восприятия дошкольника, по этой причине в дошкольном возрасте, на начальном этапе восприятия музыки ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир образов.

Актуальность восприятия музыки на социально-педагогическом уровне представлены процессами модернизации, внедрением новых нормативных документов и требований. Вопросы участия детей в культурно и творческой деятельности отражается в «Конвенции о правах ребенка» (1989). В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012), «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (2013), Федеральная образовательная программа дошкольного образования (2022). Данные документы направлены на формирование общей культуры, развитие эстетических качеств. В связи с этим требования повышаются к качеству художественно-эстетического воспитания дошкольного образования в музыкальной деятельности.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется теоретическим разработкам подходов к восприятию музыки как неотъемлемой части образовательного процесса. Большой вклад в исследование вопросов музыкального восприятия произведений о природе внесли Б. В Асафьев. Развитие музыкальных способностей К.В. Тарасова, Б.М. Теплов.

При рассмотрении данного вопроса актуальность на научно-методическом уровне, следует отметить, что основу музыкального восприятия произведений составляют теория и методика музыкального воспитания (Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина), теория и технологии музыкального развития дошкольников (Н.А. Ветлугина), эстетическое воспитание (Н.А. Ветлугина, Е.А. Дубровская , В.Н. Шацкая.). музыкальная деятельность  в соответствии с современными требованиями ФГОС ДО, существует необходимость внедрения новых, методик программы по музыкальному восприятию.

Музыкальное произведение представляет собой результат композиторской деятельности, звуковую композицию, которая состоит из трёх частей - начало, развитие, окончание или, как заведено в настоящее время, из куплета, припева и проигрыша.

Восприятие – простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа, связанная с понятием его целостности; в отличие от ощущений восприятие отражает объект целостно; в отличие от комплексов ощущений оно предметно [5].

Восприятие – это процесс порождения чувственных образов, возникающих при условии воздействия внешнего мира на органы чувств [3].

Таким образом, восприятие – это сложный чувственный и психический процесс, при условии воздействия на внешний мир, свойственная человеку психического отражения. А также это сложная деятельность в процессе которого человек познает окружающий мир.

Музыкальное восприятие – это сложный чувственный процесс, в котором переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и ответные реакции на них. Формальными схемами в процессе музыкального восприятия могут являться темп, лад, ритм, и другие средства музыкальной выразительности. Их неповторимое сочетание позволяет отличить одно музыкальное сочинение от другого, т.е. совершить акт категоризации. Следовательно, в основе музыкального восприятия лежит процесс вычленения в произведениях отдельных свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства.

Восприятие музыки это тот интегрирующий вид музыкальной деятельности, который объединяет все занятие. Дети слушают контрастные по характеру произведения, определяют смену настроений (развитие образной речи, «словаря эмоций») и выражают в действиях (пение мелодии, оркестровка, музыкально-ритмические движения) свои впечатления [6].

Роль музыкального восприятия в музыкальной культуре многогранна и всеобъемлюща: во-первых, это конечная цель музицирования, на которую направлено творчество композитора и исполнителя; во-вторых, это средство отбора закрепления тех или иных композиционных приемов, стилистических находок и открытий – то, что становится частью музыкальной культуры; и, наконец, музыкальное восприятие – это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности от первых шагов ученика до зрелых сочинений композитора: всякий музыкант является неизбежно и своим собственным слушателем. В том числе и музыкальные произведения о природе. Согласно Королёву говорится о роли восприятия, с автором согласны, что роль музыкального восприятия универсальна и просторна. Но это также созвучно с восприятием музыкальных произведений о природе [2].

Восприятие музыки в ДОО проводится в следующих формах:

1. Восприятие музыки как компонент любого вида музыкальной деятельности.

2. Восприятие музыки как самостоятельный вид детской музыкальной деятельности: А) как часть музыкального занятия (чаще всего обязательная) во всех возрастных группах Б) как самостоятельное занятие, часто во второй половине дня в среднем и старшем возрасте

3. Восприятие музыки на праздниках, досугах (особенность восприятия здесь – не проводится анализ музыкального произведения). Такую же  форму восприятие музыки можно придерживаться при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста музыкальных произведений о природе .

Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими, настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыкальные произведения о природе развивают эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связано с развитием эмоциональной отзывчивости и жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку [4].

В восприятии музыкальных произведений о природе главная роль принадлежит эмоциям как специфической реакции, вызывающей или духовное удовлетворение, или неудовлетворение. Установлено, что у ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними переживаниями. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций без сознания того, что  в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, он способен глубже ее прочувствовать и познать. Эстетическая эмоция – объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастает в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее познанию [1]. В том числе музыкальные произведения о природе

Таким образом, можно сделать вывод, что особенности восприятия музыкальных произведений о природе детей старшего дошкольного возраста – это результат композиторской деятельности, а также это – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Мы рассмотрели термин «восприятие» – это процесс порождения чувственных образов, возникающих при условии воздействия внешнего мира на органы чувств.

 

Список литературы:
1. Дубровская, Е.А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для среднего профессионального образования [Электронный ресурс]: / под редакцией Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 179 с. / Режим доступа —— URL: https://urait.ru/bcode/452147 
2. Колорёва Е.Д. «Восприятие музыки» и «музыкальное восприятие»: особенности трактовки понятий // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 01.10.2023)].
3. Котова, И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 243 с.
4. Муртазина Л. З. Название статьи: Влияние восприятия музыки на эмоциональную отзывчивость дошкольников /Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/vliyanie-vospriyatiya-muzyki-na-emocion/.
5. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Высшая школа, 1984
6. Радынова, О.П. Музыкальная и общая культура – стержень преемственности в музыкальном развитии детей [Электронный ресурс]:/ О.П. Радынова // Наука и школа. — 2015. — № 3. — С. 12-18. / Режим доступа: для авториз. пользователей.— URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/306482 (дата обращения: 17.11.2020)].