ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конференция: CCXLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCXLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема исследования состоит в поиске и разработке условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкальными произведениями о природе. Восприятие музыки – это сложное явление и является сложным для восприятия дошкольника, по этой причине в дошкольном возрасте, на начальном этапе восприятия музыки ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир образов.
Актуальность восприятия музыки на социально-педагогическом уровне представлены процессами модернизации, внедрением новых нормативных документов и требований. Вопросы участия детей в культурно и творческой деятельности отражается в «Конвенции о правах ребенка» (1989). В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012), «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (2013), Федеральная образовательная программа дошкольного образования (2022). Данные документы направлены на формирование общей культуры, развитие эстетических качеств. В связи с этим требования повышаются к качеству художественно-эстетического воспитания дошкольного образования в музыкальной деятельности.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется теоретическим разработкам подходов к восприятию музыки как неотъемлемой части образовательного процесса. Большой вклад в исследование вопросов музыкального восприятия произведений о природе внесли Б. В Асафьев. Развитие музыкальных способностей К.В. Тарасова, Б.М. Теплов.
При рассмотрении данного вопроса актуальность на научно-методическом уровне, следует отметить, что основу музыкального восприятия произведений составляют теория и методика музыкального воспитания (Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина), теория и технологии музыкального развития дошкольников (Н.А. Ветлугина), эстетическое воспитание (Н.А. Ветлугина, Е.А. Дубровская , В.Н. Шацкая.). музыкальная деятельность в соответствии с современными требованиями ФГОС ДО, существует необходимость внедрения новых, методик программы по музыкальному восприятию.
Музыкальное произведение представляет собой результат композиторской деятельности, звуковую композицию, которая состоит из трёх частей - начало, развитие, окончание или, как заведено в настоящее время, из куплета, припева и проигрыша.
Восприятие – простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа, связанная с понятием его целостности; в отличие от ощущений восприятие отражает объект целостно; в отличие от комплексов ощущений оно предметно [5].
Восприятие – это процесс порождения чувственных образов, возникающих при условии воздействия внешнего мира на органы чувств [3].
Таким образом, восприятие – это сложный чувственный и психический процесс, при условии воздействия на внешний мир, свойственная человеку психического отражения. А также это сложная деятельность в процессе которого человек познает окружающий мир.
Музыкальное восприятие – это сложный чувственный процесс, в котором переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и ответные реакции на них. Формальными схемами в процессе музыкального восприятия могут являться темп, лад, ритм, и другие средства музыкальной выразительности. Их неповторимое сочетание позволяет отличить одно музыкальное сочинение от другого, т.е. совершить акт категоризации. Следовательно, в основе музыкального восприятия лежит процесс вычленения в произведениях отдельных свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства.
Восприятие музыки это тот интегрирующий вид музыкальной деятельности, который объединяет все занятие. Дети слушают контрастные по характеру произведения, определяют смену настроений (развитие образной речи, «словаря эмоций») и выражают в действиях (пение мелодии, оркестровка, музыкально-ритмические движения) свои впечатления [6].
Роль музыкального восприятия в музыкальной культуре многогранна и всеобъемлюща: во-первых, это конечная цель музицирования, на которую направлено творчество композитора и исполнителя; во-вторых, это средство отбора закрепления тех или иных композиционных приемов, стилистических находок и открытий – то, что становится частью музыкальной культуры; и, наконец, музыкальное восприятие – это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности от первых шагов ученика до зрелых сочинений композитора: всякий музыкант является неизбежно и своим собственным слушателем. В том числе и музыкальные произведения о природе. Согласно Королёву говорится о роли восприятия, с автором согласны, что роль музыкального восприятия универсальна и просторна. Но это также созвучно с восприятием музыкальных произведений о природе [2].
Восприятие музыки в ДОО проводится в следующих формах:
1. Восприятие музыки как компонент любого вида музыкальной деятельности.
2. Восприятие музыки как самостоятельный вид детской музыкальной деятельности: А) как часть музыкального занятия (чаще всего обязательная) во всех возрастных группах Б) как самостоятельное занятие, часто во второй половине дня в среднем и старшем возрасте
3. Восприятие музыки на праздниках, досугах (особенность восприятия здесь – не проводится анализ музыкального произведения). Такую же форму восприятие музыки можно придерживаться при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста музыкальных произведений о природе .
Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими, настроения, чувства, переданные в музыке.
Музыкальные произведения о природе развивают эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связано с развитием эмоциональной отзывчивости и жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку [4].
В восприятии музыкальных произведений о природе главная роль принадлежит эмоциям как специфической реакции, вызывающей или духовное удовлетворение, или неудовлетворение. Установлено, что у ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними переживаниями. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций без сознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, он способен глубже ее прочувствовать и познать. Эстетическая эмоция – объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастает в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее познанию [1]. В том числе музыкальные произведения о природе
Таким образом, можно сделать вывод, что особенности восприятия музыкальных произведений о природе детей старшего дошкольного возраста – это результат композиторской деятельности, а также это – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Мы рассмотрели термин «восприятие» – это процесс порождения чувственных образов, возникающих при условии воздействия внешнего мира на органы чувств.