Статья:

ПОНЯТИЕ ПРАВА

Конференция: XLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Дунаева А.А. ПОНЯТИЕ ПРАВА // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(46).pdf (дата обращения: 01.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ ПРАВА

Дунаева Анна Александровна
студент, Карагандинский университет Казпотребсоюза, Казахстан, г. Караганда
Момышева Фархия Саутбековна
научный руководитель, Карагандинский университет Казпотребсоюза, Казахстан, г. Караганда

 

В юридической науке существует множество подходов к определению такого многогранного понятия, как право. Учёные-правоведы, в различные исторические периоды пытались дать более обобщенное и структурированное определение столь непростому термину.

В данной статье рассмотрим право в двух основных типах правопонимания: легистском и юридическом. Также остановимся на иных мировоззрениях. Таким как философское, позитивное и иные.

Право - единая система норм (правил), обязательная для всех членов общества. Право, в узком значении — система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством.

Право всегда воспринималось наряду с такими терминами, как справедливость и правда. Лишь с появлением государства оно как юридическая единица приобрело более официальный облик.

Юридическая наука, несмотря на весомое юридическое наследие, до сих пор не пришла к единому мнению о том, что же такое право. Известный немецкий ученый И. Кант утверждал, что вопрос о понимании того, что же такое право, так же труден для юриста, как и вопрос о том, что есть истина - для философа.

В истории правовой мысли попытки определить право исходя из различных оснований постоянно предпринимались. Когда на ранних этапах развития общества возникли религиозно-мифологические представления, то именно они стали базисом для понимания права как проявления воли божественных сил, так как на том историческом этапе это было единственным логичным объяснением всему происходящему. На тот момент, особое  восприятие окружающей действительности породило у древних людей представление о действии общего закона. По их мнению, именно благодаря ему происходит смена дня и ночи, весны и лета, осени и зимы.

Надо сказать, во многом взгляды таких великих людей как Аристотель и Платон, получили особо внимание, поскольку именно они впервые определили первооснову права, а именно справедливость, на необходимость правления не людей, а законов - писаных и неписаных.

Право, по Цицерону, устанавливая те или иные ограничения и запреты, "запрещая, от преступления отпугивает; однако оно ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая".

В дальнейшем, развитие теории права в рамках позитивистской, психологической, естественно-правовой, исторической, социологической, юридико-либертарной концепций привело к возникновению совершенно различных, прямо противоположных типов правопонимания. Таким образом, вопрос о понимании права носит также и прикладной характер, наряду с теоретическим.

В основе легистского правопонимания и легистской концепции юриспруденции лежит понятие права как приказа, как принудительных установлений государства, как системы обязательных норм, предписанных официальной властью. Таким образом здесь уже заметен тот факт, что право рассматривают именно как принудительные установления тот факт, что право может носить добровольный характер. Для них это обязательное официальное установление. В новое время легистский подход обосновывал Т. Гоббс, апологет абсолютистского государства - Левиафана. «Правовая сила закона, - подчеркивал он, - состоит только в том, что он является приказанием суверена».

Таким образом, право регулирует границы дозволенного для людей, тем самым право регулирует поведение человека. Есть пределы, за превышение которых могут наступать неблагоприятные последствия. Содержательно данные пределы носят исторически конкретный характер.

В течение длительного времени теория государства и права, многие другие юридические науки были весьма абстрактными, абсолютно оторванными от юридической практики. Сегодня теория права максимально приблизилась к потребностям юридической реальности. Именно общетеоретические положения, выводы ученых, занимающихся проблемами философии права, должны лежать в основе всех проводимых правовых преобразований. Сложности, с которыми довольно часто сталкивается наше государство, обусловлены во многом тем, что многие вопросы не имеют достаточного теоретического обоснования.

 

Список литературы:
1. Кашница И. О сущности права. Варшава, 1872.
2. Аристов Е. Н. Понятие и структура правопонимания // Мир науки, культуры, образования. — 2012. — № 6. — С.430–433.
3. Попова Л. Е. Сущность права и отечественное правопонимание // Закон и жизнь. — 2018. — № 2. — С.30–34.