Статья:

Об особенностях методики ментальной арифметики

Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Золотарева В.А., Манаенко Н.А., Бруславцева Ю.В. Об особенностях методики ментальной арифметики // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(3).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 113 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Об особенностях методики ментальной арифметики

Золотарева Виктория Андреевна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Манаенко Наталья Александровна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Бруславцева Юлия Владимировна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Вендина Алла Анатольевна
научный руководитель, канд. физ.-мат. наук, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

Двадцать первое столетие характеризуется стремительным насыщением информации, постоянной сменой событий. Быть в курсе происходящего, моментально усваивать разнообразную информацию, фиксировать ее в памяти и анализировать – одно из значимых качеств, которыми обязан владеть человек, для того чтобы быть успешным в наше время. 

Воспитание личности, способной быть адекватной требованиям современного общества и его социальному запросу, – первостепенная задача школы. В связи с этим, от учителей требуется применение новых нетрадиционных методик, в том числе, с привлечением опыта преподавателей зарубежных стран.

На сегодняшний день все большую известность приобретает система обучения счету – ментальная арифметика, рекомендованная к применению в школе за рубежом [2]. По данной методической системе формируются творческие и интеллектуальные возможности детей более чем в 50 странах: от Канады до Великобритании. Она приобрела такую популярность, благодаря возможности многостороннего развития детей: их интеллектуального совершенствования, выявления творческих задатков, общественного и психоэмоционального воспитания. 

На сегодняшний день ментальная арифметика включена в школьные программы Японии и Китая как отдельная учебная дисциплина; ее начинают изучать уже с дошкольного возраста. Ментальная арифметика подходит не только для малышей, но и для взрослых: в Азии и в Америке ее применяют в качестве профилактики болезни Альцгеймера и старческого слабоумия [3]. Ментальная арифметика – это зарядка для разума. Зародилась она в Древней Японии около 2000 лет назад. В тот момент возникли ее основополагающие принципы, которые применяются и сегодня: равновесное развитие двух полушарий головного мозга и применение абакуса (счеты) для формирования вычислительных навыков. 

Суть ментальной арифметики заключается в том, чтобы активно оснащать детский головной мозг постоянными нагрузками, ведь чем больше упражняет ребенок мозг, тем быстрее он справляется с новыми задачами. Ментальная арифметика позволяет визуализировать вычисления, создавая мыслительные образы, что способствует развитию образного и пространственного мышления, воображения, а вместе с этим, осуществляется личностный рост ребенка [4]. 

Пока дети тренируются в устном счете, их головной мозг стремительно функционирует, в его коре возникают множество новейших нейронных связей. Благодаря ментальному счету у ребят выявляются интеллектуальные возможности, коммуникативные и познавательные навыки, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в области формирования универсальных учебных действий.

С помощью технологии ментальной арифметики можно улучшить скорость восприятия, переработки информации и ее обмена за счет активной работы левого и правого полушария [4]. Как известно, левое полушарие отвечает за логическое, а правое – за творческое мышление. При использовании левой руки во время проведения вычислений на счетах начинает работать правое полушарие, если задействовать правую руку, начинает функционировать левое. Так применяя обе руки при подобных вычислениях, развиваются оба полушария головного мозга, что способствует значимому развитию ребенка.

Таким образом, обучение быстрому счету заключается в активной работе ребенка на счетах – абакус, изображенных на рис. 1. Специально заостренные края косточек также способствуют развитию мелкой моторики детей.

 

Рисунок 1. Абакус

 

После освоения абакуса начинается нематериальное вычисление, систематически происходит освобождение ребенка от счетов и впоследствии он представляет вычислительные действия в уме. Дети осваивают основные математические операции – сложение, вычитание, умножение, деление и вычисление квадратного и кубического корней чисел.

Для овладения действиями устного счета специалисты рекомендуют заниматься ментальной арифметикой 2-3 раза в неделю с учетом выполнения 15-20 минутного домашнего задания [3]. Усвоение программы происходит в форме игры, здесь используется не просто сухой счет, каждое занятие сопровождается подвижными разминками и тренировками, направленными на использование обеих рук. Благодаря одновременному использованию левого и правого полушарий головного мозга, процедура освоения нового материала и рассуждение над ним происходят результативнее, чем в процессе освоения устных и письменных приемов арифметических действий [4].

Отметим, что владение таким видом счета не является необходимым для ребенка, однако развитие вычислительных навыков по данной методике способствует улучшению работы головного мозга, в силу чего, занятия по ментальной арифметике можно проводить при подготовке ребенка к школе или в процессе внеурочной деятельности.                

Программа по математике начальной школы существенно расширилась в последние годы. Тем не менее, арифметические навыки остаются фундаментом школьного математического образования [1]. Способность производить быстрые вычисления в уме может быть полезной всю жизнь, начиная с младших классов вплоть до трудовой деятельности, ведь в нынешнем обществе человеку каждый день поступают задачи, которые требуют эффективного решения и большой набор числовых данных, требующих оперативной обработки. Высокий уровень владения вычислительными операциями необходим и при решении задач выпускных государственных экзаменов по математике. Все это становится значительно проще и приятнее выполнять совместно с ментальной арифметикой. 

В ходе освоения ментальной арифметики формируются и развиваются такие интеллектуальные способности, мыслительные операции и личностные качества, как:

· моментальная визуальная память; 

· активное восприятие информации на слух, тактильно, на уровне эмоций; 

· способность осуществлять анализ, выявлять закономерности, делать выводы; 

· гибкость, целостность мышления, умение различать основное от второстепенного, выделять существенное; 

· воображение и интуиция; 

· созидательная составляющая разума, проявляющаяся в различных видах творческой работы, а кроме того в поиске нестандартных решений сложных интеллектуальных или жизненных задач; 

· способность взаимодействовать, грамотно выстраивать диалог, находить приемы успешного взаимодействия с людьми, приспосабливаться в неизвестной ситуации.

Ментальная арифметика ориентирована на быстрое достижение целей и задач, а, значит, ребенок, овладевший основами ментальной арифметики, может улучшить свою успеваемость в школе не только по математике, но и по другим предметам. Однако не стоит забывать, что система ментальной арифметики –  одна из методик, которая имеет не только положительные, но и отрицательные стороны, поэтому не может рассматриваться как панацея в процессе обучения арифметическим действиям.

 

Список литературы:
1. Вендина А.А., Киричек К.А. Методические особенности изучения младшими школьниками арифметических действий в концентре «Многозначные числа» // Проблемы и перспективы развития образования в России. Сборник материалов XLVIII Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 59-65.
2. Научные исследования по ментальной арифметике / Международная школа ментальной арифметики «ISMA» [Электронный ресурс]. URL: http://ismakz.com/ru/news/3-nauchnye-issledovaniya-po-mentalnoy-arifmetike (дата обращения: 22.03.2018).
3. Пчельникова К. Что такое ментальная арифметика? [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/247553/chto-takoe-mentalnaya-arifmetika (дата обращения: 21.03.2018).
4. Michael C. Representing Exact Number Visually Using Mental Abacus // Journal of Experimental Psychology:  American Psychological Association. 2011. P. 1-16.