Статья:

Роль внеурочной деятельности в формировании знаний о здоровом образе жизни у младших школьников в условиях инклюзивного образования

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Круне Т.Д. Роль внеурочной деятельности в формировании знаний о здоровом образе жизни у младших школьников в условиях инклюзивного образования // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/12(70).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль внеурочной деятельности в формировании знаний о здоровом образе жизни у младших школьников в условиях инклюзивного образования

Круне Татьяна Дмитриевна
студент ГАПОУ НСО Куйбышевский педагогический колледж, РФ, г. Куйбышев
Буренок Татьяна Анатольевна
научный руководитель, преподаватель высшей квалификационной категории, ГАПОУ НСО Куйбышевский педагогический колледж, РФ, г. Куйбышев

 

В условиях модернизации российского образования актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Чтобы такие дети могли обучаться совместно с детьми нормы, множество школ практикуют инклюзивное образование. Инклюзивное образование основано на том, что все дети включены в общую систему образования и воспитываются вместе со своими сверстниками в массовой общеобразовательной школе.

Сегодня школьники представляют собой основной трудовой потенциал населения, здоровье которого – показатель благополучия страны. Здоровье населения Российской Федерации – самая высшая национальная ценность, возрождение наций должно начаться именно со здоровья, первоначально с детей. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, немалую часть в этом вопросе может оказать школа. Одной из основных задач образовательных организаций должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, укреплять, беречь и ценить свое здоровье. Основы здорового образа жизни человека, ценностное отношение к здоровью необходимо закладывать на начальном этапе школьного обучения, так как именно в этот период дети особенно восприимчивы к воспитательным воздействиям. Поскольку уровень здоровья детей зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения, то формирование осознанного отношения к здоровью младшего школьника является залогом его здоровья. В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО) особое внимание и значение уделяется воспитательной деятельности школьников во внеурочное время.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, в том числе детей с ОВЗ.

В ходе анализа научной и методической литературы выделены следующие критерии сформированности потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста:

  • наличие у обучающихся знаний о здоровом образе жизни;
  • положительное отношение к своему здоровью;
  • овладение навыками и приёмами здорового образа жизни;
  • сформированность правильных гигиенических привычек;
  • способность к самооценке и самоконтролю в сфере здорового образа жизни;
  • наличие мотивации к расширению своих знаний, умений и навыков в области здорового образа жизни.

В процессе внеурочной деятельности у педагога появляется возможность использовать разнообразные виды деятельности: игровую, познавательную, поисковую, трудовую, спортивную, оздоровительную, досуговую, творческую и т. д.

Педагоги по внеурочной деятельности формируют у учащихся первичные знания о таких понятиях как «здоровье», «здоровый образ жизни», способствуют формированию культуры безопасного поведения, развивают умения и навыки по основам медицинских знаний. Осуществляются следующие формы работы в обучающимися младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования, например, спортивные праздники и соревнования, направленные на воспитание обучающихся потребности в движении и здоровом образе жизни, сплоченности детского коллектива, а также улучшению взаимоотношений родителей и детей, если в празднике принимает участие семья. Реализация направления внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного  осуществляется в различных формах. Это такие, как: кружки, викторины о ЗОЖ, турниры, марафоны, спортивные праздники, встречи с выдающимися спортсменам и другие. В условиях инклюзивного образования внеурочная деятельность демонстрирует высокие результаты по формированию знаний о здоровом образе у обучающихся нормы и детей с ОВЗ.

Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту. Обучающиеся учатся у друг друга и демонстрируют свои познания в области здорового образа жизни.

Таким образом, внеурочная деятельность в условиях инклюзивного образования и разнообразие ее форм направлена на развитие и активизацию познавательной здоровьесберегающей деятельности, обучающихся младшего школьного возраста, расширение их кругозора, воспитание потребности в здоровом образе жизни.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. 
2. Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебное пособие / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов. – 3-е издание, стереотипное. – Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017 – 214 c.
3. Борисова, М. Проблема формирования основ здорового образа жизни ребёнка / М. Борисова, К. Валевская // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2020 — № 3.
4. Лешкова, А. В. Возможности внеурочной деятельности в формировании здорового образа жизни младших школьников / А. В. Лешкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 374-376. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93163/ (дата обращения: 04.12.2023).