Роль внеурочной деятельности в формировании знаний о здоровом образе жизни у младших школьников в условиях инклюзивного образования
Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Роль внеурочной деятельности в формировании знаний о здоровом образе жизни у младших школьников в условиях инклюзивного образования
В условиях модернизации российского образования актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Чтобы такие дети могли обучаться совместно с детьми нормы, множество школ практикуют инклюзивное образование. Инклюзивное образование основано на том, что все дети включены в общую систему образования и воспитываются вместе со своими сверстниками в массовой общеобразовательной школе.
Сегодня школьники представляют собой основной трудовой потенциал населения, здоровье которого – показатель благополучия страны. Здоровье населения Российской Федерации – самая высшая национальная ценность, возрождение наций должно начаться именно со здоровья, первоначально с детей. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, немалую часть в этом вопросе может оказать школа. Одной из основных задач образовательных организаций должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, укреплять, беречь и ценить свое здоровье. Основы здорового образа жизни человека, ценностное отношение к здоровью необходимо закладывать на начальном этапе школьного обучения, так как именно в этот период дети особенно восприимчивы к воспитательным воздействиям. Поскольку уровень здоровья детей зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения, то формирование осознанного отношения к здоровью младшего школьника является залогом его здоровья. В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО) особое внимание и значение уделяется воспитательной деятельности школьников во внеурочное время.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, в том числе детей с ОВЗ.
В ходе анализа научной и методической литературы выделены следующие критерии сформированности потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста:
- наличие у обучающихся знаний о здоровом образе жизни;
- положительное отношение к своему здоровью;
- овладение навыками и приёмами здорового образа жизни;
- сформированность правильных гигиенических привычек;
- способность к самооценке и самоконтролю в сфере здорового образа жизни;
- наличие мотивации к расширению своих знаний, умений и навыков в области здорового образа жизни.
В процессе внеурочной деятельности у педагога появляется возможность использовать разнообразные виды деятельности: игровую, познавательную, поисковую, трудовую, спортивную, оздоровительную, досуговую, творческую и т. д.
Педагоги по внеурочной деятельности формируют у учащихся первичные знания о таких понятиях как «здоровье», «здоровый образ жизни», способствуют формированию культуры безопасного поведения, развивают умения и навыки по основам медицинских знаний. Осуществляются следующие формы работы в обучающимися младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования, например, спортивные праздники и соревнования, направленные на воспитание обучающихся потребности в движении и здоровом образе жизни, сплоченности детского коллектива, а также улучшению взаимоотношений родителей и детей, если в празднике принимает участие семья. Реализация направления внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного осуществляется в различных формах. Это такие, как: кружки, викторины о ЗОЖ, турниры, марафоны, спортивные праздники, встречи с выдающимися спортсменам и другие. В условиях инклюзивного образования внеурочная деятельность демонстрирует высокие результаты по формированию знаний о здоровом образе у обучающихся нормы и детей с ОВЗ.
Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту. Обучающиеся учатся у друг друга и демонстрируют свои познания в области здорового образа жизни.
Таким образом, внеурочная деятельность в условиях инклюзивного образования и разнообразие ее форм направлена на развитие и активизацию познавательной здоровьесберегающей деятельности, обучающихся младшего школьного возраста, расширение их кругозора, воспитание потребности в здоровом образе жизни.