Статья:

Повышение учебной мотивации обучающихся на уроках русского языка

Конференция: XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Казарян М.А. Повышение учебной мотивации обучающихся на уроках русского языка // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(31).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Повышение учебной мотивации обучающихся на уроках русского языка

Казарян Мариам Ашотовна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Рябченко Наталья Николавна
научный руководитель, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

В условиях современного образования воспитанию мотивационной сферы обучающихся уделяют большое внимание. Причиной, в силу которой образовательная система стремится к повышению учебной мотивации школьников, является потребность в пробуждении познавательной активности детей.  Отсутствие мотивации к обучению неблагоприятно сказывается на учебно-воспитательном процессе и участии в нем ребенка. В противовес ему развитость мотивационной сферы постоянно побуждает школьника к продуктивной познавательной деятельности и активному усвоению учебного материла.

Учебная мотивация является разновидностью мотивации, которая ориентирована на вовлечение обучающегося в учебно-воспитательную работу. Мотивом (лат. moveo – двигаю) деятельности школьника может выступать любой материальный или отвлеченный предмет, достижение которого и порождает смысловое содержание предпринимаемых действий. Мотив заключен в форме специфических переживаний, которые могут быть подкреплены положительными эмоциональными ощущениями от предвкушения успешного результата и негативными чувствами, вызванными недостаточностью достигнутого, неудовлетворенностью существующим положением дел. Развитие мотивационной сферы требует от ребенка прежде всего осознания мотивов собственной деятельности, превалирующей среди разновидностей которой является именно учебная. Формирование мотива требует последовательной внутренней работы, базирующейся на анализе текущих личностных целей и сознательном целеполагании.

Интерпретация понятий «мотив» и «мотивация» в психолого-педагогической литературе неоднозначна. Мотив ученые рассматривают как совокупную систему процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилянус) [1, с. 256], как опредмеченную потребность (А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн) [3, С. 4-5] [6, с. 311], как движущую силу учения (И.П. Подласый) [5, с. 190]. Мотивация по мнению специалистов в области психологии и педагогики представляет залог успешного обучения (В.А. Сухомлинский) [7, с. 97], комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека (Р.О. Якобсон) [8, с. 278], совокупность мотив (Л.С. Выготский) [2, с. 302]. Нельзя отрицать того факта, что каждое из представленных мнений вносит свою роль в понимание явления, которое равнозначно причастно к различным научных областям.

Повышение мотивации обучающихся является одной из фундаментальных проблем отечественного и современного образования. Внимание психолого-педагогической плеяды ученых до сих пор занимают вопросы, связанные с анализом источников активности ребенка и побудительных сил его деятельности. Закономерно то, что объективная интерпретация мотивации возможна только в случае нахождения условий, побуждающих детей к осуществлению каких-либо действий, направленных на достижение конкретной цели.

Исследователями отмечается связь между интеллектуальным развитием и развитием мотивационной сферы обучающихся. Профессор М.В. Матюхина утверждает, что мотивация стоит в прямой зависимости от психического становления ребенка. Данное наблюдение позволяет заключить, что умственное развитие школьника выступает стимулом возникновения у него мотивационной базы, а также формированием на ее основе положительной мотивации учения. Так, высокий уровень интеллекта говорит о высокой мотивационной отдаче, низкий указывает на слабо развитую мотивационную сферу или отсутствие мотивов вообще [4, с. 63].

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, составляющий фундамент учебной деятельности. Такая мотивация определяется образовательной системой и организацией, осуществляющей в соответствии с ней работу, организацией образовательного процесса, субъектными особенностями обучающегося (возрастными, гендерными, интеллектуальными и др.), субъектными особенностями педагога и моделью его учебного взаимодействия с учеником, а также спецификой учебного предмета.

Нужно подчеркнуть, что повышение учебной мотивации обучающихся может быть осуществлено на уроках русского языка средствами переноса целей речевого развития в учебно-воспитательном процессе на бытовую почву.

Так, усвоению языка может способствовать использование детьми языковых средств в целях коммуникативного взаимодействия. Применение языковых средств в повседневном обиходе в данном случае выступает дополнительной мотивацией учения. Мотивом речевой деятельности ребенка и стремлением к ее сознательной корректировке выступает сторонний взгляд, общественное мнение. Когда он высказывается или оформляет свои мысли письменно, важно, чтобы остальные обучающиеся тоже принимали непосредственное участие в процессе речевого развития школьника. Продукт его устой и письменной деятельности, адресованный конкретному лицу, группе лиц или представляющий размыление на отвлеченную тему, является средством коммуникации с другими субъектами образовательного процесса. Принципиально значимо озвучивание письменных работ детей на уроках русского языка. Сознание значимости собственного учения побуждает ребенка к реализации его на более высоком уровне.

Умения ставить цель и определять зону ближайшего развития являются составляющими мотивации. Именно поэтому они должны войти в мотивационный базис школьника и способствовать осознанию им собственных успехов, продвижения вперед. На уроках русского языка для этого часто используется метод стимулирующих вопросов, цель которого состоит в выявлении потребностей обучающегося на предстоящий учебный год и помощи в их коррекции и фиксации. Некоторые школьники, стремясь достигнуть желаемых результатов, заведомо намечают в дневниках оценки, для выставления которых буду прилагать конкретные усилия.

Также для повышения учебной мотивации целесообразно применение метода «контрактов», основанного на договорных обязательствам между учителем и обучающимися, которые подразумевают следование соотношению объемов учебной работы, ее качества и оценок. Соглашение обеих сторон является добровольным и принимается в результате совместного обсуждения. Такая форма воздействия на мотивационную сферу школьников побуждает как к самостоятельному и осмысленному учению детей, так и к созданию благоприятного эмоционального климата в классе, исходящего из демонстрации обучающимися чувства уверенности в собственных силах, ощущения комфорта, безопасности и свободы действий (ограниченной рамками дозволенности).

Еще одним эффективным средством формирования мотивации учения может послужить использование педагогом на уроках русского языка «линия времени». Она представляет собой визуальное поэтапное моделирование урока. Чтобы побудить детей к осуществлению учебной работы, педагог чертит на доске линию, на которой изображает этапы изучения темы с указанием форм контроля, акцентирует внимание на наиболее важных моментах, требующих от школьников максимальной отдачи, и занятиях, содержание которых позволяет работать не в полную силу. Преимущество данного средства состоит в возможности проследить конечный продукт учебной деятельности и выявить знания и умения, необходимые для овладения учебным материалом по последующим темам.

Пробуждению мотивации школьников к учению также может способствовать выработка стойкого интереса к изучаемому предмету. Для осуществления этой цели нередко используются следующие приемы:

  1. «Оратор». Необходимо убедить собеседника в том, что изучение рассматриваемой или планируемой к рассмотрению темы необходимо.
  2. «Автор». Нужно объяснить собеседнику необходимость изучения темы или ее содержание, представив себя автором учебника.
  3. «Фантазёр». Следует назвать пять способов применения знаний, умений и навыков по рассматриваемой теме в жизни.
  4. «Кумир». Используя раздаточный материл (карточки с изображением «кумиров по жизни»), необходимо пофантазировть над тем, каким образом кумиры смогли бы доказать необходимость изучения этой темы.
  5. «Профи». Нужно объяснить, исходя из будущей профессии, зачем требуется изучение рассматриваемой или планируемой к рассмотрению темы.

Таким образом, повышение учебной мотивации школьников является значимым ориентиром в работе образовательных организаций. Мотивация учения детей формируется различными средствами. На уроках русского языка развитие мотивационной сферы обучающихся происходит благодаря использованию методик и приемов, побуждающих ребенка к старательной устной и письменной работе, осознанию потребности в изучении языка для личностного и профессионального роста. Главным условием становления мотивации учения обучающихся становится необходимость формирования психических механизмов и потребность в умственном развитии.

 

Список литературы:
1. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы биологической мотивации.  – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 207 с. 
2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
3. Леонтьев, Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. – С. 3-18.
4. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. – Москва: Педагогика, 1984. – 144 с. 
5. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. – М.: Владос-Пресс, 2004. – 365 с.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – М, 2007. – 412 с.
7. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972. – С. 153.
8. Якобсон, Я.Л. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М, 1969. – 302 с.