РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Конференция: CCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О том, насколько важным является развитие познавательного интереса уже в дошкольном возрасте свидетельствует тот факт, что в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, основанный на Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3], утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 c изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г. отмечена образовательная область «Познавательное развитие», которая предполагает: «развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности» [2]. Кроме того, в принципах ФГОС ДО в п. 7 обозначено «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» [2]. Таким образом, образовательное пространство в дошкольной образовательной организации должно быть организовано так, чтобы обеспечивать развитие познавательного интереса и познавательной активности «в формах, специфических для детей данной возрастной группы» [2].
Требования Федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию являются ответом на вызовы со стороны современного общества, которое уже с ранних лет предъявляет высокие требования к развитию ребенка, особенно в области познания. Не секрет, что сформированность целостной картины мира; развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий обеспечивает готовность ребенка - дошкольника к следующей ступени – к обучению в школе.
Познавательный интерес является важнейшим качеством личности, которое постепенно формируется в социальных условиях. Никто не рождается с уже готовым познавательным интересом. Познавательный интерес имеет сложную структуру, в которую Г.И. Щукина включает три компонента: интеллектуальный, эмоциональный и волевой [4].
Согласно мнению Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьева и др. познавательный интерес формируется и развивается только при условии деятельности [1]. Но только в том случае, если действие многократно повторяется и подкрепляется положительными эмоциями.
Развитие познавательного интереса в дошкольном возрасте происходит постепенно. Особенностью развития в старшем дошкольном возрасте является и развитие мотивационной сферы, и среди системы мотивов особое место занимают познавательные. Это специфично именно для данного возрастного периода. Но познавательный интерес и познавательная активность развиваются только специально, не являясь прямым следствием возраста. Однако к старшему дошкольному возрасту заметен рост познавательной активности.
На сегодняшний день государством поставлена задача, подготовить новое поколение: образованное, активное, любознательное, инициативное. Связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать процессом получения знаний самостоятельно может помочь проектная деятельность. Так как проектная деятельность в ранние годы поддерживает развитие во многих областях. Проектный подход приносит детям огромную пользу, поскольку побуждает их активно искать знания. Проектная деятельность в ходе реализации находит отражение во всех образовательных областях, отраженных в ФГОС и во всех структурных единицах образовательного процесса. Вследствие этого, образовательно-воспитательный процесс становится целостным и гармоничным. Это позволяет ребенку впитывать больше информации и понимать связи между объектами и явлениями.
Суть детского проектирования – стимулирование интереса детей к определенным проблемам, развитие познавательных интересов, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста не способны на полностью самостоятельное осуществление проектной деятельности. Соответственно проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении должна осуществляться при участии педагогов и родителей, но при этом максимально поощряются самостоятельные действия ребенка.
В своей работе мы исходили из предположения, что применение детского проектирования для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если: созданы условия для максимальной реализации самостоятельности, инициативности и активности детей; проведена работа по формированию положительной мотивации у воспитанников к осуществлению проектной деятельности познавательной направленности; организовано взаимодействие с родителями воспитанников по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование проходило на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Оредежский детский сад», Ленинградская область, Лужский район, поселок Оредеж. Для эксперимента были отобраны две группы детей старшего дошкольного возраста. В каждой группе – по 20 человек, итого в эксперименте приняли участие 40 детей.
Для изучения начального уровня сформированности познавательного интереса были отобраны диагностические методики: «Выбор сюжетно-тематических картинок» (Н. В. Пророк), «Беседа» (М В. Марусинец), «Древо желаний» (В.С. Юркевич), «Познавательная потребность дошкольника» (В. С. Юркевич, модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту Э.А.Барановой). Исследование начального уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста показало, что у детей преобладают игровые и творческие интересы, а познавательный интерес и познавательные потребности находятся на низком уровне.
Рисунок 1. Уровень сформированности познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе
Для реализации этих условий гипотезы, были разработаны и реализованы три проекта в ходе формирующего этапа в экспериментальной группе: «Праздничная елочка», «Книга – мой лучший друг», «Моя родословная». Все проекты были объединены одной целью – создать условия для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
На контрольном этапе диагностика показала, что в экспериментальной группе дети стали проявлять познавательный интерес и познавательные потребности. Появились дети с высоким уровнем сформированности познавательного интереса, увеличилось количество детей со средними показателями, а также уменьшилось число детей с низким уровнем познавательного развития. В контрольной группе ситуация не изменилась.
Рисунок 2. Уровень сформированности познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе
Сравнительные результаты позволяют сделать вывод об эффективности применения детского проектирования для развития познавательного интереса. Тем не менее, работа с применением детского проектирования должна быть постоянной, необходимо применять как краткосрочные, так и долгосрочные проекты, так как познавательный интерес формируется только в ходе познавательной деятельности.