Статья:

ТРУДНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Конференция: CCCXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Сенатор В.В. ТРУДНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(313). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/34(313).pdf (дата обращения: 12.10.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТРУДНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Сенатор Владислава Витальевна
магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет, социальный педагог, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 156 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, РФ, г. Новосибирск

 

DIFFICULTIES IN THE SOCIALIZATION OF TEENAGERS FROM BIG FAMILIES: CAUSES AND WAYS TO OVERCOME THEM

 

Vladislava Senator

Master's student, Novosibirsk State Pedagogical University, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы социализации подростков из многодетных семей в современном обществе. Выявлены ключевые факторы, обусловливающие трудности адаптации данной категории подростков, среди которых выделяются внутрисемейные конфликты, социально-экономические ограничения и психологические барьеры, такие как заниженная самооценка и тревожность. Статья обосновывает необходимость системного взаимодействия семьи, образовательных учреждений и социальных служб для успешной интеграции подростков из многодетных семей в общество. Материалы исследования могут быть полезны социальным педагогам, психологам, работникам системы образования, а также специалистам, занимающимся разработкой социальной политики в отношении многодетных семей.

Abstract. The article discusses the current problems of socialization of adolescents from large families in modern society. It identifies key factors that contribute to the difficulties of adaptation of this category of adolescents, including intra-family conflicts, socio-economic limitations, and psychological barriers such as low self-esteem and anxiety. The article emphasizes the need for systematic cooperation between families, educational institutions, and social services to ensure the successful integration of adolescents from large families into society. The research findings can be useful for social educators, psychologists, educators, and professionals involved in developing social policies for large families.

 

Ключевые слова: социализация подростков, многодетные семьи, социально-педагогическая поддержка, адаптационные трудности, девиантное поведение, социальная интеграция.

Keywords: socialization of adolescents, large families, socio-pedagogical support, adaptation difficulties, deviant behavior, and social integration.

 

В современном обществе существует проблема социализации подростков из многодетных семей, что объясняется комплексом социально-экономических, психологических и педагогических факторов. По данным Росстата на 2025 год, в России насчитывается более 1,6 миллиона многодетных семей, при этом до 40% подростков из этих семей испытывают трудности в адаптации в социальной среде, что проявляется в конфликтах со сверстниками, низкой академической успеваемости и в повышенном риске осуществления девиантного поведения. Актуальность данного исследования определяется необходимостью разработки целенаправленных социально-педагогических стратегий, способствующих успешной интеграции данной категории подростков в общество [3, с.26].

Социализация подростков из многодетных семей имеет специфические особенности, обусловленные структурой семейных отношений и внешними социальными условиями. Внутрисемейные факторы включают неравномерное распределение родительского внимания, повышенную ответственность старших детей за младших братьев и сестёр, а также частые конфликты между детьми из-за конкуренции касаемо внимания. Социально-экономические ограничения проявляются в недостаточном доступе к качественному образованию, культурным мероприятиям и развивающим активностям, что создает недостаток возможностей для формирования социальных навыков. Психологические аспекты включают развитие заниженной самооценки, повышенной тревожности и трудностей в построении межличностных отношений со сверстниками [4, с.197].

Основные причины трудностей социализации можно систематизировать следующим образом. Во-первых, семейные факторы проявляются в дефиците индивидуального внимания к каждому ребёнку, что приводит к формированию чувства обделенности и затрудняет развитие коммуникативных навыков. Во-вторых, социально-экономические ограничения создают трудности для участия подростков в социальных мероприятиях, таких как кружки, спортивные секции или культурные мероприятия, что ведёт их к выходу из социальной среды сверстников. В-третьих, психологические факторы включают развитие комплекса неполноценности, также повышенный уровень стресса, связанный с необходимостью выполнять многочисленные семейные обязанности [2, с.68].

Для преодоления данных трудностей необходим комплексный подход. Главным участником и помощником реализации успешной и комфортной социализации подростков является социальный педагог в школе. Работа с семьёй социального педагога должна быть направлена на проведение психолого-педагогических консультаций для родителей с целью улучшения внутрисемейных отношений и распределения ответственности. Важным аспектом является оказание многодетным семьям адресной социальной поддержки, включая материальную помощь и доступ к образовательным ресурсам. Школьное сопровождение предполагает внедрение программ, где педагоги оказывают индивидуальную поддержку подросткам из многодетных семей, а также организацию тренингов по развитию социальных навыков. Психологическая поддержка включает проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных на повышение самооценки, развитие навыков стрессоустойчивости и преодоление социальных страхов. Особое внимание следует уделить внеурочной деятельности, создавая доступные и бесплатные площадки для творческого и спортивного развития подростков.

Таким образом, преодоление трудностей социализации подростков из многодетных семей требует системного взаимодействия семьи, школы и социальных институтов. Реализация комплексных программ поддержки, позволит улучшить их адаптационные возможности, снизить риски социальной дезинтеграции.

 

Список литературы:
1. Казибекова Н. А. Актуальные проблемы многодетных семей и семей с детьми-инвалидами // Наука и мир, 2015. № 5-3(21). С. 26-28. 
2. Карнацкая Н. В. Влияние семьи на социализацию подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. № 8. С. 61-70. 
3. Кашпанова А. К. Трудности социализации в подростковом возрасте // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. № 3-7. С. 26-27. 
4. Усталкова А. В. Изучение психологических трудностей подростков в ситуации переживания проблем социализации // Студенческий гений - 2024: сборник статей по материалам XX Международной научно-теоретической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 23 мая 2024 года. Нижний Новгород: Гладкова О.В., 2024. С. 195-198.