Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИЕМОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У СТАРШИХ КЛАССОВ

Конференция: CCLXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Бессонова В.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИЕМОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У СТАРШИХ КЛАССОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(271). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(271).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИЕМОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У СТАРШИХ КЛАССОВ

Бессонова Валерия Валерьевна
студент, Ишимский педагогический институт имени П. П. Ершова, филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Тюменский государственный университет, РФ, г. Ишим

 

FORMATION OF LEXICAL SKILLS WITH THE HELP OF THEATRICALIZATION TECHNIQUES AT ENGLISH LANGUAGE LESSONS OF HIGH SCHOOL STUDENTS

 

Valeria Bessonova

Student, Ishim Pedagogical Institute named after P. P. Ershov (branch) Tyumen State University, Russia, Ishim

 

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования лексических навыков у старших классов на уроках английского языка с использованием приемов театрализации. Авторы подчеркивают важность интеграции игровых и драматических элементов в обучение для улучшения восприятия и запоминания новой лексики. Театрализация, по мнению исследователей, способствует повышению мотивации учащихся, развитию коммуникативных способностей и вовлечению в процесс обучения. Приведены примеры использования ролевых игр, инсценировок и других театральных приемов на занятиях, которые помогают учащимся более эффективно усваивать новые слова и выражения. Итогом исследования стало подтверждение того, что методы театрализации являются эффективным инструментом для формирования и закрепления лексических навыков у старших школьников, что положительно влияет на их уровень владения английским языком.

Abstract. The article deals with the process of formation of lexical skills in high school students at English language lessons using theatricalization techniques. The authors emphasize the importance of integrating game and dramatic elements into teaching to improve the perception and memorization of new vocabulary. The theatricalization, according to the researchers, contributes to increasing students' motivation, developing communicative abilities and involvement in the learning process. Examples are given of the use of role-playing, dramatization and other theatrical techniques in the classroom that help learners learn new words and expressions more effectively. The result of the study was the confirmation that the theatricalization methods are an effective tool for the formation and consolidation of lexical skills in high school students, which positively affects their level of English language proficiency.

 

Ключевые слова: лексические навыки, театрализация, старшие классы, английский язык, мотивация.

Keywords: lexical skills, theatricalization, high school students, English language, motivation.

 

Введение

Актуальность: Формирование лексических навыков является одной из ключевых задач обучения иностранным языкам, особенно на старших ступенях, где от учеников требуется не только понимание базовой грамматики, но и умение свободно оперировать значительным объемом лексики в различных контекстах. В условиях глобализации и растущей необходимости владения английским языком как основным средством международного общения, возникает настоятельная потребность в поиске инновационных методик, которые способствуют не просто механическому запоминанию слов, а активному их использованию в речи. Применение приемов театрализации на уроках английского языка представляется одним из перспективных направлений, поскольку объединяет изучение языка с игровыми элементами и развитием творческих способностей, что значительно облегчает запоминание новой лексики и активное ее использование.

Проблема: Несмотря на существование широкого спектра методик, направленных на формирование лексических навыков, многие из них оказываются недостаточно эффективными для старшеклассников, так как не обеспечивают их высокой мотивации и вовлеченности в учебный процесс. Традиционные методы часто сводятся к заучиванию слов и предложений, что не способствует активному применению лексики в реальных коммуникативных ситуациях и ограничивает уровень языковой практики, что, в свою очередь, снижает эффективность обучения.

Цель: Цель данного исследования заключается в том, чтобы на основе анализа использования приемов театрализации на уроках английского языка выявить их влияние на формирование и активизацию лексических навыков у старших школьников, а также оценить, насколько эти методы способствуют повышению мотивации учащихся, их вовлеченности в учебный процесс и эффективности освоения новых слов и выражений для активного их использования в различных речевых ситуациях.

Основная часть

Согласно педагогу Иоганну Песталоцци, целостное обучение должно объединять познавательные, эмоциональные и практические аспекты, опираясь на принцип «учение головой, сердцем и руками». Теоретическое обучение, как это часто происходит в школах, недостаточно для обеспечения полноценного образовательного опыта. Драматическая педагогика в этом смысле играет важную роль, соединяя творческую деятельность с учебными задачами, и позволяет ученикам установить эмоциональную связь с учебным материалом. В контексте конструктивизма, это значительно увеличивает мотивацию учащихся. Кроме того, активное участие в театральных постановках предоставляет ученикам возможности для самостоятельных действий, что также способствует развитию их познавательной активности.
Учебный материал, который обрабатывается с помощью драматической педагогики, воздействует на ум учащихся, что делает процесс обучения более целостным и эффективным. Кроме того, драматическая педагогика способствует развитию многих «мягких» навыков, таких как социальные и коммуникативные компетенции. На уроках с использованием драматических методов будет более эффективно разделять учеников на группы. Например, когда требуется подготовить сцену по определённой теме, групповой формат работы становится необходимым из-за количества участников. Это, в свою очередь, развивает навыки командной работы. Групповая работа также позволяет ученикам самим организовывать свой учебный процесс, поскольку она отодвигает фокус от учителя и делает учеников активными участниками собственного обучения, что способствует развитию конструктивистского подхода.
Более того, ученики могут самостоятельно управлять содержанием своего задания, что повышает их мотивацию. Как отмечают Алан Малей и Алан Дафф: «Работая вместе, ученики учатся чувствовать свои роли и адаптировать их, сталкиваясь с действиями других». Это ценный опыт для подготовки учеников к будущей профессиональной жизни. Помимо общих преимуществ драматической педагогики, существуют особые плюсы её использования в обучении иностранным языкам, где работа с языком является ключевым аспектом. В учебном плане для гимназий в Шлезвиг-Гольштейне перечислены следующие области, которые могут быть развиты с помощью драматической педагогики: аудирование, говорение, чтение и письмо. Малей и Дафф также выделяют конкретные моменты, которые развиваются благодаря драматической педагогике: спонтанное использование языка, чтение и письмо, невербальные аспекты общения, такие как язык тела. Таким образом, в процессе обучения достигается баланс между интеллектуальными и физическими аспектами.
Также драматические упражнения привносят язык в конкретный контекст, что придаёт взаимодействию в классе более глубокий смысл и способствует целостному обучению. В итоге театральная деятельность помогает учащимся лучше осознавать как себя, так и окружающих. Создаётся атмосфера открытости и доверия, где ученики не боятся рисковать и делать ошибки. В рамках коммуникативного подхода в учебниках часто встречаются сильно сконструированные ситуации, например, такие, в которых ученик должен рассказать, что бы он делал, если бы был птицей (в стиле «if I were a bird»). Такие упражнения мало связаны с реальной жизнью учащихся, ведь подобные ситуации редко встречаются в действительности. Кроме того, коммуникативный подход поощряет взаимодействие между учениками, но не уделяет внимания контексту, в котором это взаимодействие происходит. В драматической педагогике стоит сразу создать ситуацию для разговора, например, двух слонов под деревом, которые обсуждают, что бы они делали, если бы были птицами.
Тем не менее, в драматической педагогике имеет важный смысл выбирать темы, связанные с жизненным опытом или интересами учеников. Сусанна Эвен поддерживает мнение о том, что драматическая педагогика особенно способствует развитию языковых навыков у учеников (гипотеза об «output»): «Только активное использование иностранного языка ведет к усвоению как формальных, так и содержательных аспектов». Активное использование языка также включает в себя соответствующее действие, поскольку язык в реальной жизни всегда сопровождается мимикой и жестами. Поэтому стоит отдать предпочтение драматической педагогике перед родственными ей методами, такими как коммуникативный подход.
Согласно Хуберу, учитель иностранного языка при использовании приемов театрализации, постоянно сталкивается с подавленными учениками, которые, краснея, пытаются произнести свой текст. Даже если они справляются с этим трудом, наблюдение за их выступлением может вызвать неприятные чувства у остальной части класса. Даже начинающие ученики могут уже через несколько уроков произносить фразы на своём уровне и импровизировать, как это показала работа с темой «Покупки» в 5 классе. Наоборот, вместо языковых барьеров у учеников появляется интерес к новым словам, и можно заметить, что им нравится использовать полученные знания в театральных упражнениях. Хубер, которая поддерживает театральную деятельность в школах, опровергает свою провокационную гипотезу, утверждая, что иностранный язык предоставляет ученикам бесконечные возможности для ролей, масок и костюмов. Традиционный класс с партами и стульями мало подходит для драматической педагогики, поскольку она требует свободного пространства.
В идеале уроки должны проходить в большом помещении, например, в зале с интегрированной сценой. Драматический педагог также должен уделить внимание атмосфере комнаты: желательно убрать или скрыть предметы школьного обихода и украсить стены плакатами, связанными с темой урока. Однако часто в школах нет другого помещения, и тогда, по крайней мере, мебель перед началом занятий нужно отодвинуть в сторону, а в лучшем случае — вынести из комнаты. В условиях школьного расписания драматические уроки по иностранному языку иногда проводятся между другими предметами, и времени на подготовку комнаты просто не остаётся. В таком случае можно опереться на идею Леса Эссифа: «Если согласиться с Аугусто Боалом, что театр можно делать где угодно, даже в театре, то любое место подходит для выступления».
Тем не менее, желательно, чтобы для занятий был выделен отдельный кабинет, так как это помогает подчеркнуть отличие драматической педагогики от обычных школьных уроков. Целью драматической педагогики в обучении является развитие у ученика навыков самостоятельного изучения языка, который он хочет освоить. Учитель достигает этого, предоставляя ученикам методы и стратегии, которые позволяют им работать без посторонней помощи. Примеры таких стратегий в английском языке включают заучивание слов с помощью карточек или запись новых слов на MP3-плеер с последующим их прослушиванием. Также важно познакомить учеников с полезными ресурсами, такими как специализированные словари или интернет-сайты. Драматическая педагогика может сделать процесс освоения таких стратегий более интересным.
Например, можно разработать игру для объяснения правильного использования одноязычных словарей. Словари играют ключевую роль в обучении английскому языку, однако их правильное использование вызывает у учеников трудности, так как необходимо понимать специальные сокращения и искать сложные выражения под нужным словом. Например, «to fish for compliments» нужно искать не под «fish», а под «compliment», а выражение «he went crazy» следует искать в форме «go crazy». Обычно упражнения по использованию таких словарей кажутся ученикам скучными, когда им просто дают список из 20 выражений, которые нужно найти в словаре. Поэтому стоит разделить учеников на группы и давать каждой по два выражения для поиска. Найдя их, они записывают, под каким словом это выражение было найдено. Затем они должны несловесно, с использованием звуков, разыграть это выражение перед всем классом.
Класс же должен угадать нужное выражение, имея список возможных вариантов. Таким образом, внимание учеников переключается с работы со словарём на театральное представление, хотя они продолжают выполнять свою задачу. Опыт показывает, что благодаря драматической подаче ученики лучше запоминают значения выражений. Чтобы убедиться, что все ученики усвоили, как находить выражения в словаре, после этого стоит провести вариацию игры «Фотограф». Оригинальная игра заключается в том, что группы по команде изображают различные эмоции. Группы изображают значения выражений, а одна команда остаётся в центре и пытается угадать нужные слова. Как только звучит правильное слово, группа изображает его вновь. Если слово неверное, группа остаётся неподвижной. У команды в центре есть всего 20 секунд, чтобы найти правильные слова, используя словарь или свои знания. За каждое правильно угаданное слово команда получает очко, а команда с наибольшим количеством очков получает символический приз.

Выводы

В результате исследования на тему формирования лексических навыков с помощью приемов театрализации на уроках английского языка у старших классов сделан вывод о высокой эффективности драматической педагогики как средства повышения языковой компетенции учащихся. Применяя театральные приёмы, такие как ролевые игры, инсценировки и импровизации, ученики не только лучше запоминают новую лексику, но и активно используют её в речевой практике, осваивая слова в контексте приближённых к реальности ситуаций. Вовлекаясь в театрализованные действия, учащиеся успешно преодолевают языковые барьеры, одновременно повышая мотивацию к изучению языка благодаря увлекательности и творческому характеру процесса.
Работая в группах, взаимодействуя друг с другом и с учителем, ученики учатся импровизировать и выражать свои мысли на иностранном языке, что стимулирует развитие коммуникативных навыков. Однако, несмотря на необходимость соответствующей организации пространства и времени, что не всегда возможно в школьных условиях, театрализация остаётся действенным методом, обогащающим процесс изучения языка. Таким образом, интегрируя элементы театра в учебный процесс и добиваясь более глубокого погружения в изучение лексики, драматическая педагогика становится перспективным и инновационным подходом, существенно повышающим результаты в освоении иностранного языка старшеклассниками.

 

Список литературы:
1. Гаврилова Светлана Григорьевна, Коробова Светлана Николаевна, Несветаева Елена Александровна ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-angliyskomu-yazyku-sredstvami-teatralizovannoy-deyatelnosti (дата обращения: 19.10.2024).
2. Р Р. Гюльмамедова, А А. Логинова Игровые технологии в процессе обучения иностранным языкам // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. 2020. №XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-tehnologii-v-protsesse-obucheniya-inostrannym-yazykam (дата обращения: 19.10.2024).
3. Габитова Лилия Хабировна, Габитов Азат Ирекович, Шаяхметова Лейсан Хабировна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРАМА-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №78-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-drama-tehnologii-dlya-formirovaniya-kommunikativnyh-navykov (дата обращения: 19.10.2024).
4. Левина Е. А., Лютова Е. Г. ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ С ПОМОЩЬЮ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2022. №1-3 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-govoreniyu-na-inostrannom-yazyke-s-pomoschyu-problemnogo-metoda-v-starshih-klassah-sredney-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 19.10.2024).
5. Руднева Елизавета Алексеевна, Батицкая Виктория Владимировна Театрализация как способ обучения говорению на уроках английского языка в средних классах общеобразовательной школы // Universum: психология и образование. 2022. №6 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizatsiya-kak-sposob-obucheniya-govoreniyu-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-srednih-klassah-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 19.10.2024).