Статья:

Патриотизм как нравственная ценность

Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Хрисанова А.В. Патриотизм как нравственная ценность // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/22(23).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Патриотизм как нравственная ценность

Хрисанова Альбина Витальевна
студент Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, РФ, г. Чебоксары
Харитонов Михаил Григорьевич
научный руководитель, д-р пед. наук, профессор кафедры психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева», РФ, Чебоксары

 

PATRIOTISM AS MORAL VALUE

 

Albina Khrisanova

student of psycho-pedagogical faculty, The Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University, Russia, Cheboksary

Mikhail Kharitonov

doctor of pedagogical sciences, associate professor of the department of psychology and social pedagogy FGBOU VPO Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovleva, Russia, Cheboksary

 

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста, описываются основные задачи и принципы патриотического воспитания.

Abstract. In article theoretical aspects of patriotic education of children of preschool age are considered, the main objectives and the principles of patriotic education are described.

 

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, ребенок дошкольного возраста.

Keywords: patriotism, patriotic upbringing of pre-school children.

 

Среди духовных качеств любого современного государства, в том числе России, патриотизм занимает доминирующее положение, а беззаветная любовь граждан к своей Родине, государству, народу, его историческим достижениям лежит в основе политических и экономических успехов общества.

Патриотизм – это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Жизнедеятельность человека проходит в двух образованиях: обществе и государстве, которые играют важную роль в его проявлениях, организуя материальную и духовную стороны жизнедеятельности личности.

По мнению В. А. Сухомлинского [6] «…в ежедневных проявлениях личности должна быт гармония двух вещей: с одной стороны чувство личной чести, достоинства, гордости, осознание величия человека творца, а с другой стороны чувство долга и ответственности за судьбу Отечества, за благо людей». Воспитание патриотизма – это процесс, в котором тесно переплетаются усилия государства, социальных институтов и самой личности, но объединить эти силы и направить их в одном направлении задача очень сложная. Бездуховность подрастающего поколении, вызывающая тревогу общественности, отсутствие общечеловеческих ориентиров и идеалов неизбежно ведут к негативным последствиям социального развития, которые, к сожалению, в определенные моменты могут стать необратимыми.

Для России патриотизм в современных условиях имеет особое значение. Без патриотизма нельзя возродить сильное государство, создать гражданское сообщество, привить людям понимание своего долга, своих прав, уважения к законам, к своей Конституции. В связи с возникающими на сегодняшний день проблемами национального и духовного возрождения России патриотическое воспитание является актуальным направлением развития личности. Об этом свидетельствует тот факт, что Российским правительством принята государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на период 2011-2016 гг. [1] Общеизвестно, что патриотизм формируется под влиянием многих факторов: идеологии среды, образа жизни, воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе. Чувство патриотизма начинает формироваться в дошкольном возрасте: любовь и привязанность к родине, преданность ей, ответственность за нее, желание беречь и умножать ее богатства, желание трудиться на ее благо. Процесс воспитания – это процесс приобщения детей к культурно-историческому опыту человечества. Ребенок формируется под влиянием той среды, в которой он живет. Поэтому именно в детстве следует закладывать основы патриотизма. Но этот процесс должен быть целенаправленным и специально организованным. Специфика современного уровня развития общества требует пересмотра многих аспектов воспитания. В значительной степени это связано с необходимостью нового понимания целей, задач, содержания и методов воспитания в целом, и патриотического в частности. За последние годы мало внимания уделялось на содержательные аспекты, анализ и прогностику развития теории и практики патриотического воспитания. Решая проблему патриотического воспитания, образовательное учреждение, прежде всего, сосредотачивает свои усилия на формировании у ребенка ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Однако, одной из причин, обуславливающей актуальность проблемы патриотического воспитания является отсутствие в программах дошкольного воспитания четко представленного содержания.

Многие авторы (Э. К. Суслова [5], С. В. Вятлева [2] и др.) отмечают, что формирование системы знаний и представлений о своей малой Родине, городе должно стать стержневой основой воспитания чувства патриотизма. Такие ученые как С. В. Вятлева [2], Р.И. Жуковская [3] и другие указывают на то, что уже в дошкольном возрасте закладываются те качества, которые и будут являться составляющими патриотизма. Все выше изложенное позволяет говорить об актуальности проблемы патриотического воспитания дошкольников и о важности формирования у них системы знаний о родном городе в рамках этого направления.

Необходимо отметить, что становление основ патриотизма происходит в процессе патриотического воспитания. В педагогике общепринято выделение совокупности компонентов, определяющих содержательные и процессуальные аспекты воспитательного процесса. Непременными условиями функционирования педагогической воспитательной системы, по мнению Марковой Т. А. [4], должны быть: принятие всем педагогическим коллективом значимости данной проблемы; наличие соответствующей воспитательной среды и оборудования; взаимопонимание и взаимосвязь в работе с родителями; промежуточный контроль за реализацией воспитательной системы; наличие диагностических методик по определению показателей воспитанности детей по данному разделу.

На современном этапе развития нашего общества достижение указной цели осуществляется через решение следующих задач:

- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений;

- уважения к культурно-историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы; 

- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, гимна, другой Российской символики и исторических святынь;

- формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

При решении воспитательных задач педагог руководствуется принципами воспитания. Он призван учитывать как природу самого воспитания, так и различные обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс социализации молодого поколения.  Решая задачи патриотического воспитания, педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая некоторые принципы. Перейдем к рассмотрению соответствующих принципов соблюдение которых обеспечивает эффективное функционирование воспитательного процесса.

В принципах воспитания выражены основные требования к содержанию, методам и средствам воспитательной работы:

1. Принцип приоритетности исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее.

2. Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие человеческие понятия: любовь к семье, родному краю, Отечеству.

3. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы, максимальный учет возможностей и интересов ребенка.

4. Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.

5. Принцип позитивного центризма. Предполагает отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста.

6. Принципы православного мироощущения. У детей воспитывается духовная стойкость и целеустремленность, понятие о долге и чести, порядочности и добродетельности.

7. Принцип многообразия форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания.

8. Принцип неразрывной связи с другими видами воспитания.

9. Принцип сознательности и активности, основанный на развивающем характере обучения, на детской активности.

Таким образом, принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагог обеспечивает эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощает в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию. На основании имеющихся исследований патриотического воспитания можно сделать вывод, что основная же цель патриотического воспитания – это воспитание патриота страны.

 

Список литературы:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы № 41. 
2. Вятлева, С. В. Педагогические средства патриотического воспитания студентов / С. В. Вятлева. – Москва, 2000.
3. Жуковская, Р. И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р.И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. – Москва, 2001. 
4. Маркова, Т. А. Нравственное воспитание в детском саду / Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева. – Москва : Просвещение, 1978. – 256 с.
5. Суслова, Э. К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников / Э. К. Суслова. – Москва, 2003. 
6. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. – Москва, 2011.