ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В настоящее время вопрос дистанционных образовательных технологий, работы, является крайне актуальным, так как весь мир, столкнувшись с пандемией COVID19, вынужден был вспомнить технологию, которую в 1840 г. Исаак Питман впервые применил со своими студентами. Отличается историческая модель дистанционного обучения от современной лишь тем, что тогда использовалась почта, а не email или виртуальные пространства. В чём же преимущество данной образовательной технологии перед другими?
Во-первых, дистанционное обучение, формирует для каждого учащегося его индивидуальную траекторию обучения. Во-вторых, учиться можно в любой точке планеты, в удобное для обучающегося время. В-третьих, имеет место быть отсутствие пассивного давления со стороны педагога и аудитории, ведь исчезает необходимость выступления перед публикой или строгим преподавателем и т.д.
Перед анализом определения понятия «дистанционные образовательные технологии» следует разобраться с термином «технологии обучения». Наиболее подходящее определение сформулировал А.Я. Савельев. Автор пишет, что «технологии обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющим систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей» [2, с. 132]
Простыми словами можно описать дистанционное обучение как образовательный процесс, протекающий на расстоянии, и выполняющийся с помощью учебников, учебно-программных, компьютерных, телекоммуникационных средств и т.д. Существуют и другие трактовки понятий дистанционного обучения и образования, отражающие многообразие подходов к их пониманию.
Интересно определение А. В. Зубова: «Дистанционное обучение – это новая форма организации учебного процесса, соединяющая в себе традиционные и новые информационные технологии обучения, основывающаяся на принципе самостоятельного получения знаний, предполагающая в основном телекоммуникационный принцип доставки обучаемому основного учебного материала и интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей как непосредственно в процессе обучения, так и при оценке полученных ими в процессе обучения знаний и навыков» [3, с. 247]
Обратимся к определению А. А. Андреева, отражающее сущность дистанционного обучения: «дистанционное обучение – это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [1, с.15]
По мнению педагогов и психологов, главными характеристиками технологии дистанционного обучения являются: асинхроность выполнения заданий и прослушивания уроков; гибкость занятий; модульность; массовость (класс или группа обучающихся может быть многочисленной); интерактивное общение и вариативность каналов коммуникации; активное использование образовательных ресурсов сети Интернет; оперативность учебного процесса.
Основными целями школьного дистанционного обучения являются:
- Подготовка школьников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по обязательным учебным предметам и дисциплинам по выбору.
- Подготовка школьников старшей школы к поступлению в учебные заведения определенного профиля.
- Углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса.
- Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла.
- Базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени [3, c. 56].
Любой вид обучения основывается на общепринятых принципах обучения, и дистанционные образовательные технологии не являются исключением. Но существует ряд дополнительных принципов, наиболее значимыми являются следующие:
- Гуманистический принцип: личностноориентированное обучение; максимально благоприятные условия для овладения знаниями, умениями и навыками; формирование и развитие творческой индивидуальности.
- Принцип целесообразности применения новых информационных технологий: новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики и психологии личности ребёнка.
- Принцип безопасности включает широкий спектр мероприятий, касающихся защиты информации, исключение недобросовестности и фальсификации результатов обучения и;
- Принцип опережающего образования заключается в формировании мировоззрения, которое поможет ребёнку адаптироваться в современном мире.