Статья:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Смелая Т.П. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(63). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(63).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Смелая Татьяна Павловна
магистрант, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

В настоящее время вопрос дистанционных образовательных технологий, работы, является крайне актуальным, так как весь мир, столкнувшись с пандемией COVID19, вынужден был вспомнить технологию, которую в 1840 г.  Исаак Питман впервые применил со своими студентами. Отличается историческая модель дистанционного обучения от современной лишь тем, что тогда использовалась почта, а не email или виртуальные пространства. В чём же преимущество данной образовательной технологии перед другими?

Во-первых, дистанционное обучение, формирует для каждого учащегося его индивидуальную траекторию обучения. Во-вторых, учиться можно в любой точке планеты, в удобное для обучающегося время. В-третьих, имеет место быть отсутствие пассивного давления со стороны педагога и аудитории, ведь исчезает необходимость выступления перед публикой или строгим преподавателем и т.д.

Перед анализом определения понятия «дистанционные образовательные технологии» следует разобраться с термином «технологии обучения».  Наиболее подходящее определение сформулировал А.Я. Савельев. Автор пишет, что «технологии обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющим систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей» [2, с. 132]

Простыми словами можно описать дистанционное обучение как образовательный процесс, протекающий на расстоянии, и выполняющийся с помощью учебников, учебно-программных, компьютерных, телекоммуникационных средств и т.д. Существуют и другие трактовки понятий дистанционного обучения и образования, отражающие многообразие подходов к их пониманию.

Интересно определение А. В. Зубова: «Дистанционное обучение – это новая форма организации учебного процесса, соединяющая в себе традиционные и новые информационные технологии обучения, основывающаяся на принципе самостоятельного получения знаний, предполагающая в основном телекоммуникационный принцип доставки обучаемому основного учебного материала и интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей как непосредственно в процессе обучения, так и при оценке полученных ими в процессе обучения знаний и навыков» [3, с. 247]

Обратимся к определению А. А. Андреева, отражающее сущность дистанционного обучения: «дистанционное обучение – это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [1, с.15]

По мнению педагогов и психологов, главными характеристиками технологии дистанционного обучения являются: асинхроность выполнения заданий и прослушивания уроков; гибкость занятий; модульность; массовость (класс или группа обучающихся может быть многочисленной); интерактивное общение и вариативность каналов коммуникации; активное использование образовательных ресурсов сети Интернет; оперативность учебного процесса.

Основными целями школьного дистанционного обучения являются:

  1. Подготовка школьников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по обязательным учебным предметам и дисциплинам по выбору.
  2. Подготовка школьников старшей школы к поступлению в учебные заведения определенного профиля.
  3. Углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса.
  4. Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла.
  5. Базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени [3, c. 56].

Любой вид обучения основывается на общепринятых принципах обучения, и дистанционные образовательные технологии не являются исключением. Но существует ряд  дополнительных принципов, наиболее значимыми являются следующие:

  1. Гуманистический принцип: личностноориентированное обучение; максимально благоприятные условия для овладения знаниями, умениями и навыками; формирование и развитие творческой индивидуальности.
  2. Принцип целесообразности применения новых информационных технологий: новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики и психологии личности ребёнка.
  3. Принцип безопасности включает широкий спектр мероприятий, касающихся защиты информации, исключение недобросовестности и фальсификации результатов обучения и;
  4. Принцип опережающего образования заключается в формировании мировоззрения, которое поможет ребёнку адаптироваться в современном мире.

 

Список литературы:
1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация – М.: Изд-во МЭСИ, 1999. – 196 с.
2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
3. Подласый И. П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.