Статья:

Особенности построения вариативного развивающего образования в группах детей раннего дошкольного возраста

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Спицина Л.С. Особенности построения вариативного развивающего образования в группах детей раннего дошкольного возраста // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf (дата обращения: 03.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности построения вариативного развивающего образования в группах детей раннего дошкольного возраста

Спицина Людмила Сергеевна
магистрант, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Нагель Оксана Петровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Образовательная политика нашего государства в области дошкольного образования нацелена на реализацию права каждого ребенка на качественное и доступное образование.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач «обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. Он декларирует построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития дошкольников» [3].

Как отмечает Н.Ю. Житнякова, вариативность дошкольного образования рассматривается, как предоставление детям и их родителям многообразия полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей осмысленного и адекватного запросам детей (взрослых) выбора такой траектории. Вариативное развивающее образование направлено на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования посредством выбора образовательных программ, программно-методического обеспечения, образовательных технологий, форм дошкольного образования, дошкольных образовательных организаций [2].

Вариативное развивающее дошкольное образование – направленность образования на раскрытие потенциальных возможностей ребенка с применением методик, технологий, методов и приемов для развития ребенка [2].

На основе анализа научной литературы мы отмечаем, что на современном этапе развития педагогической науки понятие «вариативное развивающее дошкольное образование» категориально не сложилось. Ученые, не раскрывая значение этого феномена, рассматривают разные аспекты вариативности как системный фактор и определяют его влияние на все составляющие образовательной системы.

Мы согласны с мнением Г.С. Голошумовой, Ф.Ф. Тимирова, С.Г. Ежова, которые рассматривая механизм построения вариативного образования, отмечают, что это есть фундаментальная характеристика преобразования всей образовательной системы, и рассматривают вариативное развивающее образование на нескольких уровнях.

На уровне образовательного процесса в дошкольной образовательной организации применяется разнообразие образовательных программ, учебно-методических комплектов, средств и методов обучения и воспитания дошкольников, образцов образовательной деятельности. На уровне образовательного учреждения – различные виды и типы дошкольных образовательных организаций, форм организации их работы, специфику профессиональной деятельности педагогов. На уровне организации и управления территориальной, региональной системой образования - вариативность управленческих программ, систем образовательных учреждений, типов связей и соорганизации их деятельности, образовательных систем города и села, разных районов. На всех трех уровнях вариативного развивающего образования является одним из механизмов развития современного мира [1, с. 149–150].

Критериями вариативности развивающего дошкольного образования, на наш взгляд, являются:

·     специфика национальных, социокультурных, экономических, климатических условий;

·     выбор образовательных программ и форм работы с дошкольниками, которые в наибольшей степени соответствуют их интересам и потребностям, а также возможностям её педагогического коллектива;

·     выявление и поддержка устремление и интересов педагогов ДОО, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

·     сложившиеся традиции детского сада (группы).

А.Ю. Тихонова, анализируя построение вариативного развивающего образования, на социальном уровне предлагает трансформировать статус «общественное дошкольное образование» в неоднородный институт, избирательно удовлетворяющий образовательные потребности разных слоев общества, развитие сети негосударственных ДОУ, превращение дошкольного воспитания в открытую систему. Под открытостью в широком смысле автор понимает «стремление идти навстречу изменившимся и особым потребностям семей; готовность к новым формам взаимодействия с семьей, к установлению прочных связей с социумом и интеграцией в его структуру; к демократизации педагогического процесса и к установлению открытых отношений в коллективе педагогов и детей» [4, с. 8].

На организационном уровне – расширение видов дошкольных организаций: детские сады компенсирующего типа; детские сады присмотра и оздоровления; центры развития; мини-сады; группы кратковременного пребывания; смешанные возрастные группы; прогулочные групп; инклюзивные группы и т.д.

На программно-методическом уровне – широкое использование новых вариантов программного и методического обеспечения; интенсификацию психологического сопровождения образовательного процесса в дошкольной организации [4, с. 8].

Анализ опыта работы дошкольных организаций, педагогов Белгородской области показал, что вариативное развивающее образование в нашем регионе нашло выражение в апробировании организационно-правовых форм, видов и типов дошкольных образовательных организаций, широком выборе вариативных форм дошкольного образования, методов, способов, моделей, средств реализации образовательных программ в них.

Особо острой является проблема организации вариативного развивающего образования для детей раннего возраста, поскольку к ним не применимы многие приемы и методы воспитания, которые используются в работе со старшими дошкольниками.

Одной из распространенных форм вариативного развивающего образования детей раннего возраста в Белгородской области являются группы кратковременного пребывания (ГКП) – вариативная форма организации дошкольного образования в режиме неполного дня. ГКП создается для детей раннего возраста с целью обеспечения их всестороннего развития, ранней социализации и адаптации к поступлению в ДОО, оказание консультативно-методической поддержки родителям в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации.

Функционирование ГКП определяется нормативно-правовыми документами федерального и регионального уровней, а также локальными актами ДОО. Перечислим документы, разрабатываемые непосредственно в дошкольной образовательной организации: устав ДОО, заявления родителей (законных представителей), договор с родителями (законными представителями), приказ о создании ГКП, положение о ГКП, приказ о зачислении детей в группу кратковременного пребывания, списочный состав детей, медицинские карты детей, табель посещаемости, смета расходов на содержание ребенка, штатное расписание, должностные инструкции, дополнительные соглашения (или трудовые договоры) с работниками по оказанию услуг, образовательная программа для детей раннего возраста группы кратковременного пребывания, комплексное тематическое планирование образовательной деятельности.

Образовательная программа (как компонент вариативного развивающего образования) для детей, посещающих ГКП, разрабатывается в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОО, с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

Реализация Программы осуществляется в течение всего времени пребывания детей в ДОО в процессе разнообразных видов детской деятельности: восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; общение с взрослым и совместны игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.); экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.) [3].

 

Список литературы:
1. Голошумова Г. С., Тимиров Ф. Ф., Ежов С. Г. Тенденции развития вариативного образования в современном социуме // МНКО. 2014. №3 (46) С.148–150.
2. Житнякова Н.Ю. Формирование профессиональной готовности педагогических кадров к реализации вариативных форм дошкольного образования: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. – Москва, 2011. – 23 с.
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.html (Дата обращения: 06.11.2016).
4. Тихонова А.Ю. Научно-методологические основы современного дошкольного образования // Актуальные вопросы дошкольного образования / Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции (Ульяновск, 24 мая 2011 года). – Ульяновск: УИПКиПРО, 2014.