Статья:

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ МЕДИАГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Авдеева Е.К. К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ МЕДИАГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(52).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ МЕДИАГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Авдеева Екатерина Константиновна
магистрант кафедры журналистики и медиакоммуникаций, Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования, ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, РФ, г. Москва

 

Развитие информационных технологий оказывает большое влияние на сознание современных школьников.

Огромные потоки информации в сети интернет и в целом в СМИ воздействуют на умственное и психологическое развитие школьников. Численность населения в возрасте 0-15 лет […] на начало 2021 года составляла 27,4 млн. человек или 18,7% от общей численности населения [6], из них 17 314 160 являются школьниками [5].

В детском возрасте закладываются фундаментальные ключевые аспекты взрослой личности, формируются физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал и другие важные качества.

Помимо всего прочего, особенности детства обусловливают особые права детей, а также не менее важную ответственность взрослых за их нормальную, благоприятную жизнь, здоровье и развитие, что самым рациональным образом нашло свое отражение в ратифицированной органами власти РФ Конвенции о правах ребенка [1].

В статье 17 вышеуказанной Конвенции говорится о том, что ее государства-участники признают важность СМИ для детей и их интеллектуально-умственного познавательного развития.

Отмечая важность доступности детей к такого рода информации, не стоит забывать об информационной безопасности детей.

Необходимым условием является разграничение полезной информации (обучающие, развивающие и т.п. материалы) и информации, которая может нанести вред.

В российских законодательных актах федерального уровня также закреплены нормы использования информации для благополучного формирования детской личности и недопустимости нарушения информационной безопасности детей (например, в действующем российском законодательстве об основных гарантиях прав ребенка [3], о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [4] и других актах).

В свете современных событий отметим необходимость применения информационных и телекоммуникационных технологий в целях более современного развития новых форм и методов обучения детей.

Когда речь идет о медиаобразовании, следует отметить, что основополагающей задачей современного медиаобразования является обучение детей восприятию средств массовой коммуникации, обучение детей правильной работе с информацией.

В современной медиа среде наблюдается тенденция перехода из разряда текстовой подачи информации в разряд аудио и видео коммуникации.

Так, действительно, уже большинством специалистов отмечается, что в стране существуют дома и семьи, в которых нет ни одной книги. При этом, с каждым годом все больше и больше актуализируется интерес школьников к смартфонам, к дисплейному и спутниковому телевидению, к видеоиграм и всевозможным ресурсам глобального информационного интернет пространства [2, стр. 7].

Первые важные навыки для развития личности ребенок приобретает в семье, не менее важное значение играет и школа.

Но помимо школы и семьи дети открывают для себя так называемый «взрослый мир» посредством СМИ и других каналов массовой коммуникации.

Изучение медиаповедения детей и подростков, а также исследование их медиапотребления – одно из популярных направлений педагогической деятельности, психологии, социологии и других гуманитарных наук.

Все вышесказанное подтверждает важность медиаобразования уже на этапе получения основного общего образования.

И в связи с тем, что на сегодняшний день в школьную программу только начинают внедрять предметы, касающиеся развития медиаграмотности, в рамках дополнительного образования создаются медиа кружки, медиаклассы, школьные медиацентры.

Их целью является обеспечение занятости детей во внеурочное время, подготовки подрастающего поколения к жизни в современных информационных условиях.

 

Список литературы:
1. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 // Правовая система Консультант Плюс: сайт. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.05.2022)
2. Мясникова М. А.  Практика профессионального медиаобразования: учебное пособие / М.А. Мясникова. – М.: Юрайт, 2020. – С. 7.
3. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ: в ред. от 31.07.2020 // Правовая система Консультант Плюс: сайт. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.05.2022)
4. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ: в ред. от 31.07.2020 // Правовая система Консультант Плюс: сайт. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.05.2022)
5. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2021/22 учебного года по субъектам Российской Федерации / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/bc860a2dbd4c77d1f4792e6a89cb5f15/ (Дата обращения: 28.05.2022 г.)
6. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту / [Электронный ресурс]. Режим доступа: rosstat.gov.ru/compendium/document/13284 (Дата обращения: 28.05.2022 г.)