К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ МЕДИАГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ МЕДИАГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Развитие информационных технологий оказывает большое влияние на сознание современных школьников.
Огромные потоки информации в сети интернет и в целом в СМИ воздействуют на умственное и психологическое развитие школьников. Численность населения в возрасте 0-15 лет […] на начало 2021 года составляла 27,4 млн. человек или 18,7% от общей численности населения [6], из них 17 314 160 являются школьниками [5].
В детском возрасте закладываются фундаментальные ключевые аспекты взрослой личности, формируются физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал и другие важные качества.
Помимо всего прочего, особенности детства обусловливают особые права детей, а также не менее важную ответственность взрослых за их нормальную, благоприятную жизнь, здоровье и развитие, что самым рациональным образом нашло свое отражение в ратифицированной органами власти РФ Конвенции о правах ребенка [1].
В статье 17 вышеуказанной Конвенции говорится о том, что ее государства-участники признают важность СМИ для детей и их интеллектуально-умственного познавательного развития.
Отмечая важность доступности детей к такого рода информации, не стоит забывать об информационной безопасности детей.
Необходимым условием является разграничение полезной информации (обучающие, развивающие и т.п. материалы) и информации, которая может нанести вред.
В российских законодательных актах федерального уровня также закреплены нормы использования информации для благополучного формирования детской личности и недопустимости нарушения информационной безопасности детей (например, в действующем российском законодательстве об основных гарантиях прав ребенка [3], о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [4] и других актах).
В свете современных событий отметим необходимость применения информационных и телекоммуникационных технологий в целях более современного развития новых форм и методов обучения детей.
Когда речь идет о медиаобразовании, следует отметить, что основополагающей задачей современного медиаобразования является обучение детей восприятию средств массовой коммуникации, обучение детей правильной работе с информацией.
В современной медиа среде наблюдается тенденция перехода из разряда текстовой подачи информации в разряд аудио и видео коммуникации.
Так, действительно, уже большинством специалистов отмечается, что в стране существуют дома и семьи, в которых нет ни одной книги. При этом, с каждым годом все больше и больше актуализируется интерес школьников к смартфонам, к дисплейному и спутниковому телевидению, к видеоиграм и всевозможным ресурсам глобального информационного интернет пространства [2, стр. 7].
Первые важные навыки для развития личности ребенок приобретает в семье, не менее важное значение играет и школа.
Но помимо школы и семьи дети открывают для себя так называемый «взрослый мир» посредством СМИ и других каналов массовой коммуникации.
Изучение медиаповедения детей и подростков, а также исследование их медиапотребления – одно из популярных направлений педагогической деятельности, психологии, социологии и других гуманитарных наук.
Все вышесказанное подтверждает важность медиаобразования уже на этапе получения основного общего образования.
И в связи с тем, что на сегодняшний день в школьную программу только начинают внедрять предметы, касающиеся развития медиаграмотности, в рамках дополнительного образования создаются медиа кружки, медиаклассы, школьные медиацентры.
Их целью является обеспечение занятости детей во внеурочное время, подготовки подрастающего поколения к жизни в современных информационных условиях.