Актуальность использования Службы медиации в среднем профессиональном образовании
Конференция: XXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Актуальность использования Службы медиации в среднем профессиональном образовании
Аннотация. В данной статье рассмотрены понятие и цель Службы медиации в среднем профессиональном образовании; определена ведущая роль медиатора при разрешении конфликтов. Разработан и проведен социологический опрос «Перспективы развития службы медиации в колледже» на примере БПОУ ОО «ОКОТСиТ». По результатам опроса определена актуальность использования Службы медиации в колледже.
Системная модификация всех сфер общества доказывает, что важнейшим фактором социально – экономического прогресса и актуальной на сегодняшний день потребностью общества становится развитие системы профессионального образования. Однако существенным «тормозным механизмом» в развитии СПО становится проблема увеличивающегося числа разного рода конфликтов подростков и молодежи, в том числе обучающихся колледжей и техникумов, т.к. они наносят неизгладимый ущерб как на взаимоотношения между субъектами образовательного процесса, так и на каждую личность в отдельности, поскольку носят деструктивный характер.
Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» на всех ступенях образования создают Службу медиации, которая представляет собой «способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения»[4].
Как мы уже поняли, любой процесс урегулирования конфликта происходит посредством привлечения третьей незаинтересованной стороны – медиатора, который представляет собой независимое физическое лицо, привлекаемое конфликтующими сторонами для урегулирования спора и содействия в выработке оптимального решения по существу спора.
Главной целью медиатора становится максимально облегчить процесс общения между сторонами, сфокусировать стороны на их интересах и найти продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению. Роль медиатора - не просто помогать сторонам договориться, но и позаботиться о том, чтобы их договоренности были надежными и долгосрочными [3, с.3-5].
Для определения актуальности использования Службы медиации в среднем профессиональном образовании нами был разработан Социологический опрос «Перспективы развития службы медиации в колледже». Данный опрос был проведен на базе бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский колледж отраслевых технологий строительства и транспорта» для педагогического состава колледжа с целью выявления целей и задач службы медиации, определения актуальности использования службы медиации в колледже. Опрос состоял из 12 вопросов, каждый из которых предполагал собственный вариант ответа.
Количество опрошенных респондентов составило 35 человек – это кураторы групп, воспитательный отдел и руководящий состав колледжа.
По результатам данного опроса, мы сделали вывод, что на данный момент служба медиации колледжа не работает в полной мере, многие учителя не совсем понимают задачу ее деятельности, некоторые не знали о том, что такая Службы существует. Однако большинство респондентов (80%) отметили, что при эффективной деятельности Службы медиации большинство конфликтных ситуаций между обучающимися можно было предупредить или решить.
Кроме того, по их мнению, Служба медиации в колледже может заниматься тренингами для учителей, проводить классные часы по бесконфликтному взаимодействию. Педагогический состав отмечает, что для эффективной работы Службы медиации необходимо привлекать специально обученных специалистов, желание самих педагогов, финансовая поддержка государства. Также респонденты считают, что если больше узнавать о деятельности службы, привлекать обучающихся колледжа, то в скором времени разрешение конфликтов в колледже станет обычным делом, педагоги будут доверять такой службе и она будет весьма актуальна.
Таким образом, согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» Служба медиации должна создаваться на всех ступенях образования [4].
Проведя социологический опрос в одном из Омских колледжей, мы убедились, что использование Службы медиации в колледже является одним из актуальных направлений деятельности воспитательной работы в колледже. Педагоги считают, что при вовлечении обучающихся в процесс медиации, возможно предупреждать конфликты, а также эффективно решать существующие конфликты без отягощающих последствий.