Развитие дизайнерского мышления младших школьников
Конференция: XXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
XXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Развитие дизайнерского мышления младших школьников
В последнее время в системе образования появляются новые тенденции, обусловленные стремительным развитием экономической ситуацией в стране. Профессии становятся популярными, где требуется креативность и нестандартное мышление.
В связи с этим появляются новые образовательные стандарты, усовершенствуются требования к обучению и воспитанию, поэтому актуально креативное мышление обучающихся.
В художественно-творческое развитие младших школьников, несомненно, внедряются элементы дизайна: цветоведение, приемы комплексного проектирования, средства композиции, конструирование, а так же основы формообразования и макетирование.
В процессе дизайнерской деятельности в развитии младших школьников используются три взаимосвязанных компонента.
Первый вид – дизайнерский, он используется как проектно-художественная деятельность.
Второй вид – психологический в него входят особенности дизайнерского мышления. Третий вид – методико-педагогический используется как, практическое и теоретическое освоение знаний[1].
Развитие дизайнерского мышления младших школьников можно наблюдать в работах Сокольниковой Н.М., Шпикаловой Т.Я., Конышевой Н.М. и др. Сокольникова Н.М. определяет дизайн как проектирование объектов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом еще и красива[3].
Понятие «дизайнерское мышление» было введено Конышевой Н.М., по ее мнению такое мышление обусловливает наличие у младшего школьника такие оценочные суждения и способы творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение, зарождает мировоззрение в окружающей среде[2].
Основные уровни дизайнерского мышления:
Элементарное дизайнерское мышление – определенный вид мышления, который включает в себя основные структурные компоненты дизайна, соответствующие возрастным возможностям младших школьников;
Стихийное дизайнерское мышление – это вид мышления, которому свойственны хаотичность и отсутствие единого взаимодействия;
Системное дизайнерское мышление – этот вид мышления владеет логическим навыкам, к познанию новизны, оригинальности.
Н.М. Конышева выделяет ряд особенностей дизайнерского мышления, для формирования их на протяжении всего срока обучения:
- Системность – способность видеть в предметах и в цели дизайна связи трех аспектов – красоты, практичности и стоимости;
- Способность – знание способов создания эстетически грамотной вещи и гармоничной среды, умение изготавливать изделия с учетом сущностных характеристик дизайна (красоты, практичности и стоимости)[2];
- Конструктивность – это качество мышления, которое анализирует предметную ситуацию, для дальнейшего ее решения и постановки цели. Формируется через специальную информацию, постановку и решение задач и способов их реализации;
- Целесообразность – это качество дизайнерского мышления, которое способно выполнять поставленные цели и задачи;
- Вариативность и гибкость мышления позволяет создавать и разрабатывать не один, а несколько проектов.
Учитель начальных классов должен опираться на выделенные исследователями уровни и особенности дизайнерского мышления, учитывая, как возрастные, так и психологические особенности младших школьников.
Оценка предмета младшими школьниками осуществляется на основе внешних, доступных восприятию предметных свойств, без учета значимых для рассматриваемого предмета связей, умение видеть и выделять наиболее яркие цвета, объемную форму, при этом не замечая в предмете главного, важного. Именно поэтому исследователями предлагается необходимость формирования особенности дизайнерского мышления с учетом перечисленных уровней (элементарное, стихийное, системное).
Мы, разработав и экспериментально проверив программу внеурочной деятельности «Азбука дизайна» пришли к выводу, что все дети обладают креативным мышлением, творческим потенциалом и эффективно развиваются. Приобретенные навыки и умения школьники с успехом переносят в школу, повседневную жизнь, достигая больших успехов, чем их сверстники.
Таким образом, формирование основ дизайнерского мышления, необходимо начинать в начальных классах, при этом учитывая все возрастные возможности младших школьников.