Статья:

Развитие дизайнерского мышления младших школьников

Конференция: XXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Каменщикова Л.В. Развитие дизайнерского мышления младших школьников // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(33). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(33).pdf (дата обращения: 09.12.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие дизайнерского мышления младших школьников

Каменщикова Любовь Владимировна
магистрант, Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск
Вертякова Эльвира Фаритовна
научный руководитель, кан. пед. наук, доцент Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск

 

В последнее время в системе образования появляются новые тенденции, обусловленные стремительным развитием экономической ситуацией в стране. Профессии становятся популярными, где требуется креативность и нестандартное мышление.

В связи с этим появляются новые образовательные стандарты, усовершенствуются требования к обучению и воспитанию, поэтому актуально креативное мышление обучающихся.

В художественно-творческое развитие младших школьников, несомненно, внедряются элементы дизайна: цветоведение, приемы комплексного проектирования, средства композиции, конструирование, а так же основы формообразования и макетирование.

В процессе дизайнерской деятельности в развитии младших школьников используются три взаимосвязанных компонента.

Первый вид – дизайнерский, он используется как проектно-художественная деятельность.

Второй вид – психологический в него входят особенности дизайнерского мышления. Третий вид – методико-педагогический используется как, практическое и теоретическое освоение знаний[1].

Развитие дизайнерского мышления младших школьников можно наблюдать в работах Сокольниковой Н.М., Шпикаловой Т.Я., Конышевой Н.М. и др. Сокольникова Н.М. определяет дизайн как проектирование объектов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом еще и красива[3].

Понятие «дизайнерское мышление» было введено Конышевой Н.М., по ее мнению такое мышление обусловливает наличие у младшего школьника такие оценочные суждения и способы творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение, зарождает мировоззрение в окружающей среде[2].

Основные уровни дизайнерского мышления:

Элементарное дизайнерское мышление – определенный вид мышления, который включает в себя основные структурные компоненты дизайна, соответствующие возрастным возможностям младших школьников;

Стихийное дизайнерское мышление – это вид мышления, которому свойственны хаотичность и отсутствие единого взаимодействия;

Системное дизайнерское мышление –  этот вид мышления владеет логическим навыкам, к познанию новизны, оригинальности.

Н.М. Конышева выделяет ряд особенностей дизайнерского мышления, для  формирования их на протяжении всего срока обучения:

  • Системность – способность видеть в предметах и в цели дизайна связи трех аспектов – красоты, практичности и стоимости;
  • Способность – знание способов создания эстетически грамотной вещи и гармоничной среды, умение изготавливать изделия с учетом сущностных характеристик дизайна (красоты, практичности и стоимости)[2];
  • Конструктивность – это качество мышления, которое анализирует предметную ситуацию, для дальнейшего ее решения и постановки цели. Формируется через специальную информацию, постановку и решение задач и способов их реализации;
  • Целесообразность – это качество дизайнерского мышления, которое способно выполнять поставленные цели и задачи;
  • Вариативность и гибкость мышления позволяет создавать и разрабатывать не один, а несколько проектов.

Учитель начальных классов должен опираться на выделенные исследователями уровни и особенности дизайнерского мышления, учитывая, как возрастные, так и психологические особенности младших школьников.

Оценка предмета младшими школьниками осуществляется на основе внешних, доступных восприятию предметных свойств, без учета значимых для рассматриваемого предмета связей, умение видеть и выделять наиболее яркие цвета, объемную форму, при этом не замечая в предмете главного, важного. Именно поэтому исследователями предлагается необходимость формирования особенности дизайнерского мышления с учетом перечисленных уровней (элементарное, стихийное, системное).

Мы, разработав и экспериментально проверив программу внеурочной деятельности «Азбука дизайна» пришли к выводу, что все дети обладают креативным мышлением, творческим потенциалом и эффективно развиваются. Приобретенные навыки и умения школьники с успехом переносят в школу, повседневную жизнь, достигая больших успехов, чем их сверстники.

Таким образом, формирование основ дизайнерского мышления, необходимо начинать в начальных классах, при этом учитывая все возрастные возможности младших школьников.

 

Список литературы:
1. Вертякова, Э.Ф. Художественно-творческое развитие младших школьников средствами дизайна [Текст] / Э.Ф. Вертякова, Л.В. Каменщикова// «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». – № 1 (155) – 2018. – С.49 –52. 
2. Конышева, Н.М. Художественный труд (программа дизайнообразования) [Текст] / Н.М.Конышева // Начальная школа. –№10 – 1998. –С 8–9.
3. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для студ. / Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 1999. – 390 с.