Статья:

Условия формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Тайдонова С.А. Условия формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(1).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Условия формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

Тайдонова Светлана Анатольевна
магистрант Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан
Гончарова Ирина Ивановна
научный руководитель, д-р пед. наук, профессор, Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан

 

Важной целью образования дошкольников является развитие у них способностей самостоятельно ставить перед собой учебную цель, продумывать пути реализации данной цели, осуществлять контроль и оценку своих достижений. Говоря по – другому, сформированность предпосылок регулятивных универсальных учебных действий [3].

В данный период времени существует противоречие между сложившимися требованиями к результатам образования дошкольников и не разработанностью методик по выявлению сформированности предпосылок регулятивных универсальных учебных действий. Основной проблемой является как отбор методических приемов, так и педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий. Из всего сказанного можно сделать вывод, что изучение вопроса о формировании предпосылок регулятивных универсальных учебных действий является актуальным у дошкольников старшего возраста [1].

Именно поэтому мы занялись рассмотрением данной проблемы.

Мы предположили, что формирование предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если:

 - воспитатель будет формировать у детей умения: ставить перед собой цель, на протяжении всего времени планировать свою деятельность, производить контроль своей деятельности, а также производить оценку своих результатов как на занятиях, так и в самостоятельной

деятельности детей;

- в педагогическом процессе детского сада будут использованы игры, направленные на формирование предпосылок регулятивных универсальных учебных действий.

Хотелось бы рассмотреть само понятие: регулятивные универсальные учебные действия.

Под ним понимается способность детей без помощи взрослого, самостоятельно, осуществлять свою деятельность.

Регулятивные универсальные учебные действия можно разделить на следующие виды:

- целеполагание – умение самостоятельно формулировать цель предстоящей деятельности;

- планирование – умение создавать алгоритм действий, который будет направлен на достижение результата;

- прогнозирование – умение предвидеть результат своей деятельности, а также временные характеристики достижения результата;

- контроль – умение детей осуществлять контроль по результатам своей деятельности: тот, который был спланирован и тот, который получился в итоге. Проводится в целях выявления отклонений;

- коррекция – умение ликвидировать какие – либо отклонения, которые были обнаружены в процессе контроля. А также, внесение или дополнение своего плана необходимыми изменениями и способами действия;

- оценка – умение анализировать достижение поставленной цели, а также приобретение знаний в ходе данной деятельности;

- саморегуляция – умение осознанно и самостоятельно напрягать свои силы, которые будут направлены на достижение выдвинутой цели.

Находясь на ступени дошкольного образования, формирование регулятивных действий связано с произвольностью поведения. Психологическая и психическая готовность в волевом отношении обеспечивает ребенку планомерность и целенаправленность управления своим поведением и деятельностью. Для ребенка очень важно произвольность, так как именно она выступает как умение детей строить поведение и свою предстоящую деятельность в соответствие с предложенными правилами и образцами, помогает осуществлять планирование своих действий, выполнение и контроль данных действий, воспользуясь определенными средствами [2].

Проанализировав литературу и интернет – ресурсы мы выявили предпосылки регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с которыми будем проводить опытно – экспериментальную деятельность:

1) осуществление действий по заданному правилу и образцу;

2) сохранение цели, которую ставили перед собой;

3) видение допущенной ошибки самостоятельно и по указанию взрослого;

4) планирование деятельности, соответствующей определенной задаче;

5) контролирование своей деятельности по окончанию;

6) адекватное отношение к оцениванию сверстником и взрослым;

7) выполнение и работа по инструкциям взрослого;

8) удержание задачи в течение всего времени выполнения задания;

9) умение выбирать для себя занятия, которые были предложены на выбор;

10) удержание внимания при просмотре иллюстрации или прослушивании текста, который прочитывает взрослый;

11) правильное удерживание ручки, карандаша, лыпы и др.

Проанализировав теоретическую литературу, нами была проведена опытно – экспериментальная работа. Которую мы осуществили с целью определения сформированности предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Тополек» города Абакана. В эксперименте принимали участие дети двух подготовительных групп по 10 человек. Работа проходила в период с сентября 2016 г. по апрель 2017 г. 

Цель констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования: диагностика сформированности предпосылок регулятивных универсальных учебных действий детей старшего дошкольного возраста.

Были применены диагностические методики: А.Л. Венгера «Рисование по точкам», П.Я Гальперина и С.Л. Кабыльницкой «Проба на внимание».

Результаты исследования по методике № 1 А.Л. Венгера «Рисование по точкам» представлены на рисунке 1.

 

Рис. 1.  Уровень сформированности умения планировать, контролировать свои действия, сохранять заданную цель и работать по инструкции взрослого

 

Анализ полученных результатов показывает, что у детей экспериментальной группы умение планировать свои действия  не сформировано у 30 % испытуемых. Дети постоянно нарушали заданную систему требований, предложенную взрослым. Они соединяли точки одинакового цвета между собой, а также не смогли закончить рисунок до конца. 40 % имеют средний уровень развития, ориентировка на систему требований развита недостаточно. Дети не могли планировать свои действия в соответствие с конкретной задачей. Они не смогли полностью передать правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного). Высокий уровень выявлен у 30% детей. Эти ребята могут сознательно планировать свои действия, четко работать по инструкции взрослого и сохранять заданную цель.

У детей контрольной группы умение планировать свои действия не сформировано у 20 % испытуемых. Дети не работали по инструкции взрослого, не правильно соединяли точки и изображали фигуры. 50 % могут сохранять заданную цель, но они не смогли передать правильное изображение образца. Высокий уровень выявлен у 30% детей. Дети планировали свои действия, четко следовали образцу, их рисунки полностью соответствовали предлагаемому рисунку.

Результаты исследования по методике № 2 П.Я Гальперина и С.Л. Кабыльницкой «Проба на внимание» представлены на рисунке 2.

 

Рис.2.  Уровень сформированности умения находить различия в объектах

 

В результате исследования экспериментальной группы было выявлено следующее: 10% исследуемых имеют низкий показатель. Данный ребенок не смог найти отличий, так как не удерживал внимание на картинке и постоянно отвлекался. 70% испытуемых имеют средний уровень. У этих детей отсутствовал контроль своей деятельности по результату. Найдя 4 отличия, дети начали перечислять все предметы на картинке, не рассматривая и не сравнивая их друг с другом.  20% испытуемых имеют высокий уровень. Эти дети смогли найти все отличия. Удерживали внимание на картинке, работали по инструкции взрослого и могли контролировать свою деятельность.

Результаты исследования контрольной группы: 10% имеют низкий показатель. Данный ребенок не смог сконцентрировать свое внимание на картинке и отказался от выполнения задания; 50% имеют средний уровень. Дети работали по инструкции взрослого, но не смогли найти на картинке все отличия. 40% детей имеют высокий уровень. Дети справились с заданием, проявили контроль и удержание внимания.

Таким образом, из полученных данных видно, что у детей обеих групп результаты схожи, есть незначительные различия.

Проведенное исследование позволило выявить уровни сформированности предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод, что у детей обеих групп (экспериментальной и контрольной) наблюдается средний уровень сформированности предпосылок регулятивных универсальных учебных действий. Наблюдается неумение сохранять заданную цель, планировать свои действия в соответствие с конкретной задачей, работать по инструкции, удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

В ходе формирующего эксперимента, нами были подобраны игры для формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий, которые представлены в таблице.

 

Игры на развитие умения

планировать и контролировать свои действия

Игры на развитие умения сохранять заданную цель

Игры на развитие умения работать по инструкции взрослого

Игры на развитие внимания

«Черепаха»

«Кричалки – шепталки – молчалки»

«Говори!»

«Морские волны»

«Запрещенное движение»

«Вам барыня прислала туалет»

«Передай мяч»

«Колпак мой треугольный»

«Слушай хлопки»

«Гвалт»

«Коршун!»

«Сделай так»

«Бездомный заяц»

«Оловяный солдатик»

«Давайте поздороваемся»

«Пуговицы»

«Волк во рву»

«Расставь посты»

«Замри»

«Что нового?»

 

Данные игры направлены на формирование регулятивных универсальных учебных действий, одна из них представлена ниже.

Игра «Черепаха»

Направлено на обучение умения контролировать свои действия, удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

Дети располагаются вдоль стены помещения. Взрослый, стоя у противоположной стены, говорит: «Представьте себе, что все мы – черепахи. Я – большая черепаха, а вы – маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов. По моей команде вы пойдете ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы – черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов». Взрослый следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2–3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы.

Игру можно повторить несколько раз. Затем взрослый обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.

Завершающий этап нашего исследования – контрольный – был направлен на проверку эффективности использования системы игр, а также сравнительный анализ полученных результатов детей экспериментальной и контрольной групп.

Сравнительный анализ полученных результатов представлен наглядно в таблицах  1 и 2. 

Таблица 1. 

Уровень сформированности умения планировать, контролировать свои действия, сохранять заданную цель и работать по инструкции взрослого

Уровень развития

ЭГ

Констатирующий

этап

ЭГ

Контрольный

этап

КГ

Констатирующий

этап

КГ

Контрольный

этап

Высокий

30

60

30

40

Средний

40

40

50

50

Низкий

30

0

20

10

 

Таблица 2. 

Уровень сформированности умения находить различия в объектах

Уровень развития

ЭГ

Констатирующий

этап

ЭГ

Контрольный

этап

КГ

Констатирующий

этап

КГ

Контрольный

этап

Высокий

20

70

40

50

Средний

70

30

50

40

Низкий

10

0

10

10

 

По результатам исследования, можно сделать вывод, что уровень сформированности предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей ЭГ вырос. Дети стали планировать и контролировать свои действия, сохраняли заданную цель от начала и доконца, работали поинструкции взрослого и не перебивали. На порядок выше находили различия в объектах.

Таким образом, анализ полученных результатов подтвердил эффективность использования системы игр, использованных для формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий  старших дошкольников, наша гипотеза подтверждена.

 

Список литературы:
1. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли» / Асмолов А.Г. М.: "Просвещение" - 2011.
2. Гуткина  Н.И. «Психологическая готовность к школе». – М.: Просвещение, 2008.
3. Пунский В.О. Азбука учебного труда: Кн. для учителя: Обобщение передового пед. опыта.- М.: Просвещение, 2008.