Статья:

Современные формы взаимодействия с семьями в ДОУ

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Микова Н.В. Современные формы взаимодействия с семьями в ДОУ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(1).pdf (дата обращения: 25.06.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные формы взаимодействия с семьями в ДОУ

Микова Наталья Викторовна
студент, СГПИ (филиал) Пермский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Соликамск
Питенко Светлана Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии, СГПИ (филиал) Пермский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Соликамск

 

Семья – это естественная и наиболее благоприятная среда для развития ребенка, где он учится познавать, радоваться, сочувствовать, перенимает социальный опыт. Молодая семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Она является одновременно социальной группой и общественным институтом. Молодая семья является своеобразной моделью общества, всех его социальных связей и отношений. В российском законодательстве к молодым отнесены семьи, находящиеся в браке до 3-х лет после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брак), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста.

Требования  Федерального  государственного  образовательного  стандарта дошкольного образования ставят перед педагогами задачу обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности  родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Одним из условий реализации  основной  образовательной  программы  дошкольного  образования является  создание  условий  для  участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Проблема организации взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении всегда была актуальной и сложной для педагогов. Актуальность ее обусловлена тем, что на современном этапе развития общества семейное воспитание признается приоритетным. Поэтому сотрудничество и взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей становится необходимым. Оно позволит придерживаться единых требований к ребенку, касающихся воспитания и развития его психических качеств, нравственного развития и др. [2, с.80]. Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались многие ученые. В своих работах учеными предлагаются современные формы и методы плодотворного сотрудничества до школьного учреждения и семьи, раскрывается значимость самовоспитания и саморазвития педагогов и родителей.

Основная трудность организации педагогического взаимодействия с родителями процесса заключаются в том, что стороны по-разному оценивают процесс воспитания и обучения в детском саду и место в нем ребенка [3, с.13].

Для педагогов важна организация жизнедеятельности воспитанников группы: соблюдение режима дня, следование образовательной программе, качественное усвоение воспитательных и образовательных моментов воспитанниками. Родители же занимают противоположную позицию и рассматривают ситуацию пребывания ребенка в детском саду с точки зрения комфортности, то есть, как ребенок чувствует себя в течение дня, успешен ли он в группе сверстников, как понимает и усваивает программу. Таким образом, педагог и родитель оказываются на разных полюсах – с одной стороны, коллективное воспитание и обучение, а с другой стороны, необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку и удовлетворение заинтересованности родителей в качестве предлагаемых ДОУ услуг.

Термин "сотрудничество" рассматривают как обозначение общения «на равных», «лицом к лицу» педагогов и родителей. Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова в своих исследованиях обозначают взаимодействие ДОУ и семьи как «сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей» [4,с.71]. Спецификой такого общения является непривелигированность позиций. Никто не имеет права контролировать, указывать, оценивать действия другого. С другой стороны, есть возможность советовать и рекомендовать.

Современные родители достаточно образованы, имеют широкий доступ к информации различного характера посредством интернета и СМИ, в том числе, в области педагогики и психологии. Но, к сожалению, уровень образованности, эрудированности и общей осведомленности не позволяют нам говорить о высоком уровне педагогической культуры. Это говорит о том, что родители, несмотря на высокий уровень информированности, не умеют знания совместить с практикой воспитания своих детей.

На основании вышесказанного мы делаем вывод, что работа дошкольного образовательного учреждения должна быть нацелена на актуализацию проблемы воспитания и обучения детей дошкольного возраста в глазах родителей с целью полноценного и своевременного развития ребенка. И так как родители являются основными заказчиками услуг ДОУ, воспитатели должны учитывать интересы и запросы той или иной семьи. Именно поэтому на первый план выходит использование нетрадиционных форм и методов работы с семьей, они позволят учесть запросы и потребности родителей и помогут сформировать их активную позицию по отношению к воспитанию своих детей [3, с.27].

Для более эффективной работы с родителями необходимо расширить рамки сотрудничества и организовать данное взаимодействие в неформальной обстановке с применением инновационных форм:

1. Интерактивные игры.

2. Социально – педагогический тренинг.

3. Мастер-классы.

4. Организация работы семейных клубов по интересам.

5. Дискуссионные встречи являются активными формами общения в целях активизации воспитательных возможностей родителей. Это, например, «круглый стол», «вечер вопросов и ответов»; практикумы и тренинги, помогающие родителям осуществлять коррекцию собственных взглядов на воспитание и способов общения с ребенком.

Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью. Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи. Такие интервенции известны под другими названиями — «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п.

Мастер - класс – это неформальное объединение родителей с детьми и педагога, и поэтому, именно мастер-класс позволяет воспитателю сформировать у них интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами в комфортной, непринужденной обстановке.

Одной из особенностей технологии организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй,  является использование мини-тренингов. Групповые методы работы с родителями интересней, чем индивидуальные, поскольку родители получают бесценный опыт. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как объективно посмотреть на свое поведение.

Успешному взаимодействию с родителями способствуют также эмоционально насыщенные формы общения с ними: совместный досуг взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и т. п. Процесс взаимодействия детского сада с родителями организуется через разнообразные контактные и бесконтактные традиционные и нетрадиционные формы работы с ними, причем наибольшую популярность приобретают бесконтактные нетрадиционные формы, такие как: общение через социальные сети («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook», «Linkedin» и т.д.), электронную почту родителей и воспитателей, а также сайт ДОО.

Одной из главных и наиболее распространенных форм взаимодействия ДОО с семьей являются родительские собрания, которые позволяют разным членам семьи быть в курсе будней детского сада, деятельности детей, их результатов и достижений. Каждый папа и мама, бабушка и дедушка, посещающие родительские собрания, с уверенность могут сказать, что именно здесь они часто узнают новые интересные сведения о своем сыне (дочери), внуке (внучке). Диалог между педагогом и родителями порождает новый смысл родительского собрания - собрание-встреча партнеров. Мы считаем, что такое собрание не может проводиться формально, оно имеет ресурс стать событием для семьи и ДОО. Встреча – это событие-переживание, проживание нескольких часов вместе, полезного времени действия; объединение равных; признание множественности истин; открытость целевых установок; удивление и ободрение; поиск ответов на вопросы; опыт взаимодействия; возможность критически отнестись к ситуации и к себе.

Большим потенциалом во взаимодействии ДОУ и семьи обладает родительский клуб. Данное сообщество создается на добровольной основе для создания условий для вовлечения родителей в социальное пространство ДОУ. Основные формы работы родительского клуба – это коллективные мероприятия.

Для решения глобальных запросов родителей нами выделены массовые формы работы с привлечением сторонних специалистов (медиков, учителей, работников отдела внутренних дел и др.): родительские собрания, родительские конференции, практикумы, круглые столы. Также к массовым формам работы можно отнести досуговые мероприятия: праздничные концерты, спортивные мероприятия. Дифференцированный подход к запросам родителей позволит осуществить взаимодействие в малых группах и индивидуальные формы работы: психолого-педагогические тренинги, дискуссии, беседы. Взаимодействие в малой группе и индивидуальные беседы позволят решить проблемы родителей в вопросах домашнего воспитания. Такие как, детское упрямство, застенчивость, капризы, агрессивность.

Малые группы будут также эффективны в реализации творческих проектов – маминых мастер-классов по прикладному искусству (рукоделию), которые могут быть проведены в форме посиделок или прогулок. Родители, по запросу, имеют возможность пребывания в группе со своим ребенком, что может практиковаться в «Дни открытых дверей». Данная форма работы нова, но может дать положительные результаты, так как родители слабо представляют специфику работы педагога в течение дня [1, с.14].

Такие дни помогут родителям «открыть» своего ребенка с новой стороны, ведь многие родители недооценивают возможности своего ребенка. Информационные стенды и памятки помогут родителям лучше ориентироваться в особенностях развития ребенка на разных возрастных этапах, получить экспресс-консультации по воспитанию и развитию детей, познакомиться с видами деятельности в ДОУ.

Таким образом, мы предполагаем, что родительский клуб является эффективной формой взаимодействия педагогов и родителей. Результатом работы клуба можно считать обогащение двустороннего педагогического опыта, раскрытие воспитательного потенциала семьи и, как следствие, полноценное развитие подрастающего поколения.

 

Список литературы:
1. Арнаутова Е.П. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. Беседы психолога о возрастных особенностях детей // Школьная Пресса. – 2009. Вып.1. [Электронный ресурс]. URL: https://eknigi.org/dlja_detej/145183-v-pomoshhvospitatelyam-dou-v-rabotes.html#sel ( дата обращения: 01.02.2018).
2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных  образовательных  учреждений. – М., 2002. – 120 с.
3. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: методические рекомендации. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 112 с.
1. 4. Тонкова Ю.М., Веретенникова Н.Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы  международной  научной   конференции (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71-74.