Современные формы взаимодействия с семьями в ДОУ
Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
I Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Современные формы взаимодействия с семьями в ДОУ
Семья – это естественная и наиболее благоприятная среда для развития ребенка, где он учится познавать, радоваться, сочувствовать, перенимает социальный опыт. Молодая семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Она является одновременно социальной группой и общественным институтом. Молодая семья является своеобразной моделью общества, всех его социальных связей и отношений. В российском законодательстве к молодым отнесены семьи, находящиеся в браке до 3-х лет после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брак), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ставят перед педагогами задачу обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Одним из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования является создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Проблема организации взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении всегда была актуальной и сложной для педагогов. Актуальность ее обусловлена тем, что на современном этапе развития общества семейное воспитание признается приоритетным. Поэтому сотрудничество и взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей становится необходимым. Оно позволит придерживаться единых требований к ребенку, касающихся воспитания и развития его психических качеств, нравственного развития и др. [2, с.80]. Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались многие ученые. В своих работах учеными предлагаются современные формы и методы плодотворного сотрудничества до школьного учреждения и семьи, раскрывается значимость самовоспитания и саморазвития педагогов и родителей.
Основная трудность организации педагогического взаимодействия с родителями процесса заключаются в том, что стороны по-разному оценивают процесс воспитания и обучения в детском саду и место в нем ребенка [3, с.13].
Для педагогов важна организация жизнедеятельности воспитанников группы: соблюдение режима дня, следование образовательной программе, качественное усвоение воспитательных и образовательных моментов воспитанниками. Родители же занимают противоположную позицию и рассматривают ситуацию пребывания ребенка в детском саду с точки зрения комфортности, то есть, как ребенок чувствует себя в течение дня, успешен ли он в группе сверстников, как понимает и усваивает программу. Таким образом, педагог и родитель оказываются на разных полюсах – с одной стороны, коллективное воспитание и обучение, а с другой стороны, необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку и удовлетворение заинтересованности родителей в качестве предлагаемых ДОУ услуг.
Термин "сотрудничество" рассматривают как обозначение общения «на равных», «лицом к лицу» педагогов и родителей. Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова в своих исследованиях обозначают взаимодействие ДОУ и семьи как «сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей» [4,с.71]. Спецификой такого общения является непривелигированность позиций. Никто не имеет права контролировать, указывать, оценивать действия другого. С другой стороны, есть возможность советовать и рекомендовать.
Современные родители достаточно образованы, имеют широкий доступ к информации различного характера посредством интернета и СМИ, в том числе, в области педагогики и психологии. Но, к сожалению, уровень образованности, эрудированности и общей осведомленности не позволяют нам говорить о высоком уровне педагогической культуры. Это говорит о том, что родители, несмотря на высокий уровень информированности, не умеют знания совместить с практикой воспитания своих детей.
На основании вышесказанного мы делаем вывод, что работа дошкольного образовательного учреждения должна быть нацелена на актуализацию проблемы воспитания и обучения детей дошкольного возраста в глазах родителей с целью полноценного и своевременного развития ребенка. И так как родители являются основными заказчиками услуг ДОУ, воспитатели должны учитывать интересы и запросы той или иной семьи. Именно поэтому на первый план выходит использование нетрадиционных форм и методов работы с семьей, они позволят учесть запросы и потребности родителей и помогут сформировать их активную позицию по отношению к воспитанию своих детей [3, с.27].
Для более эффективной работы с родителями необходимо расширить рамки сотрудничества и организовать данное взаимодействие в неформальной обстановке с применением инновационных форм:
1. Интерактивные игры.
2. Социально – педагогический тренинг.
3. Мастер-классы.
4. Организация работы семейных клубов по интересам.
5. Дискуссионные встречи являются активными формами общения в целях активизации воспитательных возможностей родителей. Это, например, «круглый стол», «вечер вопросов и ответов»; практикумы и тренинги, помогающие родителям осуществлять коррекцию собственных взглядов на воспитание и способов общения с ребенком.
Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью. Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи. Такие интервенции известны под другими названиями — «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п.
Мастер - класс – это неформальное объединение родителей с детьми и педагога, и поэтому, именно мастер-класс позволяет воспитателю сформировать у них интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами в комфортной, непринужденной обстановке.
Одной из особенностей технологии организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, является использование мини-тренингов. Групповые методы работы с родителями интересней, чем индивидуальные, поскольку родители получают бесценный опыт. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как объективно посмотреть на свое поведение.
Успешному взаимодействию с родителями способствуют также эмоционально насыщенные формы общения с ними: совместный досуг взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и т. п. Процесс взаимодействия детского сада с родителями организуется через разнообразные контактные и бесконтактные традиционные и нетрадиционные формы работы с ними, причем наибольшую популярность приобретают бесконтактные нетрадиционные формы, такие как: общение через социальные сети («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook», «Linkedin» и т.д.), электронную почту родителей и воспитателей, а также сайт ДОО.
Одной из главных и наиболее распространенных форм взаимодействия ДОО с семьей являются родительские собрания, которые позволяют разным членам семьи быть в курсе будней детского сада, деятельности детей, их результатов и достижений. Каждый папа и мама, бабушка и дедушка, посещающие родительские собрания, с уверенность могут сказать, что именно здесь они часто узнают новые интересные сведения о своем сыне (дочери), внуке (внучке). Диалог между педагогом и родителями порождает новый смысл родительского собрания - собрание-встреча партнеров. Мы считаем, что такое собрание не может проводиться формально, оно имеет ресурс стать событием для семьи и ДОО. Встреча – это событие-переживание, проживание нескольких часов вместе, полезного времени действия; объединение равных; признание множественности истин; открытость целевых установок; удивление и ободрение; поиск ответов на вопросы; опыт взаимодействия; возможность критически отнестись к ситуации и к себе.
Большим потенциалом во взаимодействии ДОУ и семьи обладает родительский клуб. Данное сообщество создается на добровольной основе для создания условий для вовлечения родителей в социальное пространство ДОУ. Основные формы работы родительского клуба – это коллективные мероприятия.
Для решения глобальных запросов родителей нами выделены массовые формы работы с привлечением сторонних специалистов (медиков, учителей, работников отдела внутренних дел и др.): родительские собрания, родительские конференции, практикумы, круглые столы. Также к массовым формам работы можно отнести досуговые мероприятия: праздничные концерты, спортивные мероприятия. Дифференцированный подход к запросам родителей позволит осуществить взаимодействие в малых группах и индивидуальные формы работы: психолого-педагогические тренинги, дискуссии, беседы. Взаимодействие в малой группе и индивидуальные беседы позволят решить проблемы родителей в вопросах домашнего воспитания. Такие как, детское упрямство, застенчивость, капризы, агрессивность.
Малые группы будут также эффективны в реализации творческих проектов – маминых мастер-классов по прикладному искусству (рукоделию), которые могут быть проведены в форме посиделок или прогулок. Родители, по запросу, имеют возможность пребывания в группе со своим ребенком, что может практиковаться в «Дни открытых дверей». Данная форма работы нова, но может дать положительные результаты, так как родители слабо представляют специфику работы педагога в течение дня [1, с.14].
Такие дни помогут родителям «открыть» своего ребенка с новой стороны, ведь многие родители недооценивают возможности своего ребенка. Информационные стенды и памятки помогут родителям лучше ориентироваться в особенностях развития ребенка на разных возрастных этапах, получить экспресс-консультации по воспитанию и развитию детей, познакомиться с видами деятельности в ДОУ.
Таким образом, мы предполагаем, что родительский клуб является эффективной формой взаимодействия педагогов и родителей. Результатом работы клуба можно считать обогащение двустороннего педагогического опыта, раскрытие воспитательного потенциала семьи и, как следствие, полноценное развитие подрастающего поколения.