Статья:

Оценка физического развития детей дошкольного возраста в ходе занятий фитбол-гимнастикой

Конференция: CXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Сумарокова О.А. Оценка физического развития детей дошкольного возраста в ходе занятий фитбол-гимнастикой // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(111). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(111).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценка физического развития детей дошкольного возраста в ходе занятий фитбол-гимнастикой

Сумарокова Ольга Алексеевна
студент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

Под физическим развитием понимается процесс изменения и формирования естественных морфологических и функциональных свойств организма, таких как вес, окружность грудной клетки, рост, жизненная емкость легких, в течение всей его жизни. [1,с.102]

Объектами исследования являются группа из 24 детей возрастом от 6 до 7 лет дошкольной группы.

Во время проведения занятий физической культурой группа делится на две подгруппы, по 12 человек, которые занимаются в зависимости от расписания занятий. Одна группа занимается по определенной детским садом программе занятий физической культурой – контрольная группа, другая группа, помимо занятий по плану, дополнительно занимается фитбол-гимнастикой – экспериментальная группа. В группе процесс изучения физической активности предусматривал проведение физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с программой воспитания и обучения детей в детском саду. Кроме существующего внутреннего плана, предусмотренному программой детского сада,  была разработана специализированная физкультурно-оздоровительная работа, которая включала дополнительно проведение занятий фитбол-гимнастикой один раз в неделю.

Для оценки физического развития необходимо изучить состояние основных физиологических характеристик детей группы дошкольного возраста. Поэтому, для правильной оценки физического развития, были проведены следующие измерения: правильное измерение веса и роста ребенка дошкольного возраста, расчет индекса массы тела, использование индексов для формульного расчета соотношений показателей, интерпретация полученных данных с учетом графиков и таблиц, с учетом возраста и половой принадлежности. [3]

Для мониторинга состояния физического развития нами были проведены соответствующие измерения в начале и в конце эксперимента у двух, сформированных нами, групп – контрольной и экспериментальной. Измерения проводились с помощью существующих индексов. Индекс массы тела рассчитывается формульно, при использовании значений веса и роста. Для этого используется существующий Индекс Кетле. Для дополнительного анализа физического развития были использованы также индекс Пинье, Эрисмана, а также оценка экскурсии грудной клетки (ЭГК). [2,с. 67]

Анализ полученных диаграмм по индексу Кетле (рисунок 1) показал, что в начале эксперимента и в контрольной, и в экспериментальной группе был подавляющий процент детей дошкольного возраста с присутствием выраженного дефицита массы тела. И в той, и в другой группе наблюдается положительная динамика. В контрольной группе на начало исследования присутствуют дети, у которых наблюдается присутствие избыточной массы тела. Но, следует отметить, что в контрольной группе, хоть и наблюдается присутствие положительно динамики изменения индекса Кетле, все же больший процент детей дошкольного возраста с недостаточной массой тела – 58%. Нормальная масса тела всего лишь у 17% детей дошкольного возраста контрольной группы. В экспериментальной группе на момент начала исследования больший процент детей дошкольного возраста имеют выраженный дефицит массы тела – 67%. Процент детей с недостаточной массой тела  - 25%. Меньший процент детей имеют нормальную массу тела – 8%. На момент окончания исследования картина меняется. В контрольной группе детей с выраженным дефицитом массы тела – 33%, что значительно меньше момента начала исследования. Больший процент детей имеют недостаточную массу тела – 50% - что говорит о улучшении показателя и общего состояния ребенка дошкольного возраста. 17% детей имеют нормальную массу тела. В экспериментальной группе результаты, в сравнении с контрольной группой, имеют лучшую динамику, так как на момент окончания исследования дети в большем проценте имеют нормальную массу тела – 67%. 25% детей имеют недостаточную массу тела, и всего 8% - выраженный дефицит массы тела.

 

Рисунок 1. Диаграммы, отражающие динамику показателя индекса Кетле в контрольной и экспериментальной группе на момент начала и конца исследования

 

Анализ полученных диаграмм по индексу Пинье (рисунок 2) показал, что, опять же, заметно присутствие положительной динамики роста показателей. В контрольной группе, в начале эксперимента, 59% детей дошкольного возраста имеют очень слабое состояние телосложения. Всего один ребенок, что составляет 8%, имеет крепкое телосложение, но, все-таки, большее количество детей остаются со слабым и средним телосложением. В экспериментальной группе, на начальном этапе исследования, примерное равное количество детей – 42% - имеют слабое и очень слабое телосложение. 16% детей дошкольного возраста экспериментальной группы имеют среднее телосложение. На конец эксперимента, ситуация меняется в лучшую сторону, это касается и контрольной, и экспериментальной групп. В контрольной группе очень слабое телосложение имеют 17% детей, когда больший процент приходится на детей со слабым телосложением – 50%. Наблюдается появление гармоничного телосложения, которое имеют 8% детей контрольной группы. Также 8% детей имеют крепкое телосложение. В экспериментальной группе на момент окончания исследования, 42% приходится на детей со средним телосложением. 33% имеют слабое телосложение, 25% - гармоничное. Это определенно показывает улучшение результатов при занятиях оздоровительной гимнастикой.

 

Рисунок 2. Диаграммы, отражающие динамику показателя индекса Пинье в контрольной и экспериментальной группе на момент начала и конца исследования

 

Диаграммы, представленные на рисунках 3 и 4, построены по индексу Эрисмана, который показывает степень развития грудной клетки. При анализе данных по полученным показателям при расчете индекса Эрмана, необходимо было разделить группы по половому признаку. Таким образом, на начало исследования, в контрольной группе среди юношей 50% детей дошкольного возраста имели хорошую степень развития грудной клетки, 25% детей – среднюю степень развития грудной клетки, 25% детей – недостаточную степень развития. В экспериментальной группе 50% детей дошкольного возраста имели хорошую степень развития грудной клетки, 33% детей – среднюю степень и 16,7% детей – недостаточную степень развития грудной клетки. На момент окончания проведения исследования наблюдается положительная динамика, так как в контрольной группе отсутствовала недостаточная степень развития грудной клетки, 25% детей имели среднюю степень развития и большее количество – 75% детей – показали хорошую степень развития. В экспериментальной группе динамика высокая, так как 83% детей имели хорошую степень развития грудной клетки, 16,7% детей – среднюю степень.

 

Рисунок 3. Диаграммы показателя индекса Эрисмана среди юношей в контрольной и экспериментальной группах на момент начала и конца исследования

 

Рисунок 4. Диаграммы, отражающие динамику показателя индекса Эрисмана среди девушек в контрольной и экспериментальной группах на момент начала и на конец исследования

 

На рисунке 5 представлены диаграммы, составленные для анализа показателя экскурсии грудной клетки, отражающего степень ее развития. Стоит отметить, что ни в одной группе не было отмечено хорошей степени развития экскурсии. Но была отмечена положительная динамика показателя на момент начала и на конец исследования. В контрольной группе, в начале исследования, 58% детей дошкольного возраста имели недостаточную степень развития экскурсии грудной клетки, 42% детей характеризовались наличием средней степени развитости экскурсии грудной клетки. В экспериментальной группе ситуация была хуже, так как подавляющий процент детей, а конкретнее 92%, имели недостаточную степень развития экскурсии грудной клетки. И только 8,3% - среднюю степень. На момент окончания исследования в контрольной группе 58% детей дошкольного возраста имели среднюю степень развития экскурсии грудной клетки и 42% - недостаточную степень. В экспериментальной группе проявилась значительная положительная динамика, так как 58% детей дошкольного возраста имели недостаточную степень развития экскурсии грудной клетки, тогда как процент детей со средней степенью развития увеличился и составил 42%.

В целом, проводя общий анализ всех показателей, можно сделать вывод, что и в контрольной, и в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика по всем показателям, без исключения. Что говорит о бесспорном благотворном влиянии физической культуры на организм человека. Экспериментальная группа, которая помимо основных занятий посещала занятия по фитбол-гимнастике, характеризуется большей положительной динамикой, чем контрольная.

Проводя мониторинг физического развития, мы пришли к выводу, что у детей дошкольного возраста, исследуемых в рамках данного эксперимента, очень низкое физическое развитие. О чем свидетельствуют рассчитанные индексы. При анализе полученных данных видно, что и в контрольной, и в экспериментальной группе присутствует положительная динамика. Но в экспериментальной группе результаты выше и темпы роста быстрее, чем в контрольной. Таким образом, можно сделать вывод, что занятия оздоровительной гимнастикой показали, что применение фитбол-гимнастики значительно влияет на общее состояние организма, на основные показатели физического развития, профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также на физическое развитие, эмоциональное состояние и состояние здоровья в целом.

 

Рисунок 5. Диаграммы, отражающие динамику показателя экскурсии грудной клетки в контрольной и экспериментальной группе на момент начала и на конец исследования

 

Список литературы: 
1. Власенко Н.Э. Фитбол – гимнастика  в физическом воспитании детей дошкольного возраста (теория, методика, практика) [Текст]   - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», - 2015. – 112 с.
2. Екжанова, Е.А. Особенности организации физического воспитания в дошкольных учреждениях  [Текст]   / Е.А. Екжанова // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. – 2007. -№7. – С. 66-69.
3. Stodwood [Электронный ресурс]: –  Электрон. дан. - Режим доступа:     https://studwood.ru/1137892/pedagogika/istoriya_vozniknoveniya_fitbol_gimnastiki_otlichitelnye_svoystva_fitbolov, свободный (Дата обращения: 20.05.2019). -  Загл. с экрана.