Сравнительное изучение особенностей навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3-4 уровня с дизартрией и моторной алалией
Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Сравнительное изучение особенностей навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3-4 уровня с дизартрией и моторной алалией
Формирование грамматического строя речи занимает особое место в речевом развитии ребенка. Одной из важных составляющих грамматического строя речи является словообразование. При реализации дифференцированного логопедического взаимодействия с детьми с разными формами речевой патологии многими исследователями [1,4] отмечается наличие специфических особенностей в освоении грамматического строя. Поэтому изучение особенностей словообразования у детей с различными клиническими формами общего недоразвития речи приобретает особую актуальность.
Нами было проведено исследование, направленное на сравнение особенностей навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3-4 уровня, и такими речевыми патологиями как дизартрия и моторная алалия. Исследование проводилось с двумя группами участников:
Группа 1 - 10 человек, имеющих заключение «дизартрия» в возрасте от 5 лет до 6 лет (2 человека), в возрасте от 6 лет до 6,5 лет (8 человек).
Группа 2 - 10 человек, имеющих заключение «моторная алалия» в возрасте от 5 лет до 6 лет (10 человек).
Обследование проводилось на основе диагностического комплекса Серебряковой Н.В[3]. Критерии оценивания были адаптированы по методике Мазановой Е.В[2].
Комплекс включал в себя пять заданий: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование названий детёнышей; образование глаголов с помощью приставок; образование относительных прилагательных от существительных; образование притяжательных прилагательных от существительных.
В экспериментальных группах результаты исследования свидетельствуют о значительных нарушениях семантического и морфологического уровня словообразовательных процессов. Во всех заданиях испытуемые в экспериментальных группах испытывали трудности. Наибольшие трудности в экспериментальных группах возникли в образовании приставочных глаголов, относительных прилагательных от существительных и в образовании притяжательных прилагательных от существительных. Словообразовательный компонент языковой системы у детей с дизартрией сформирован значительно лучше, чем у детей с моторной алалией. Словообразовательные процессы у детей с моторной алалией находятся на низком уровне.
Из полученных результатов констатирующего эксперимента мы разделили детей на две группы (рис 1).
Рисунок 1. Распределение испытуемых в зависимости от сформированности словообразовательных навыков
В первую группу с относительно благоприятной перспективой, входят 60% (6чел.) детей из экспериментальной группы 1 (дизартрия, ОНР 3-4 уровня). Вторая группа с менее благоприятной перспективой состоит: из 40% (4 чел.) детей экспериментальной группы 1 (дизартрия, ОНР 3-4 уровня) и из 100% (10 чел.) детей экспериментальной группы 2 (моторная алалия, ОНР 3 уровня).
В группе с относительно благоприятной перспективой дети не справились с заданиями:
- образование глаголов с помощью приставок: замещение менее частотных приставок более частотными, осуществляли неправильный выбор приставки либо не использовали их;
- образование относительных прилагательных от существительных: ошибки в употреблении словообразовательных моделей с менее продуктивным суффиксом –н;
- образование притяжательных прилагательных от существительных: замена или наложение суффиксов, употребление слов в начальной форме.
В группе с менее благоприятной перспективой развития дети не справились с такими заданиями как:
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: использовали фрагменты слов, контурных слов, отказывались называть, использовали основное именя существительного вместо уменьшительного;
- образование названий детенышей животных: отраженное воспроизведение формы слова за экспериментатором, отказ назвать, замена названий детенышей животных называнием слов с уменьшительно- ласкательным суффиксом –чк –чек; ненормативное использование уменьшительно-ласкательных суффиксов –очк, -к, -ик.
- образование глаголов с помощью приставок: осуществляли неправильный выбор приставки либо не использовали их; замена глагола существительным или другой частью речи.
- образование относительных прилагательных от существительных: использование фрагментов слов, контурных слов; ошибки в употреблении словообразовательных моделей с менее продуктивным суффиксом –н, отказ назвать.
- образование притяжательных прилагательных от существительных: замена суффиксов; наложение суффиксов; повторение заданного слова.
Наибольшие трудности в обеих группах возникли в образовании приставочных глаголов, относительных прилагательных от существительных и притяжательных прилагательных от существительных.
Таким образом, из результатов нашего исследования, мы можем сделать вывод о том, что у детей с общим недоразвитием речи при моторной алалии и дизартрии обнаружены специфические ошибки в образовании притяжательных прилагательных от существительных, в образовании глаголов с помощью приставок и в образовании относительных прилагательных от существительных.
Словообразовательный компонент языковой системы у детей с дизартрией сформирован значительно лучше, чем у детей с моторной алалией. Словообразовательные процессы у детей с моторной алалией находятся на низком уровне. У детей с моторной алалией степень выраженности нарушения выше, чем у детей с дизартрией. У детей с дизартрией преобладают не грубые аграмматизмы, а у детей с моторной алалией преобладают грубые аграмматизмы не только на уровне говорения, но и выраженные трудности на уровне понимания грамматических элементов