Статья:

Сравнительное изучение особенностей навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3-4 уровня с дизартрией и моторной алалией

Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Будник Н.Ю. Сравнительное изучение особенностей навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3-4 уровня с дизартрией и моторной алалией // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 33(63). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/33(63).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Сравнительное изучение особенностей навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3-4 уровня с дизартрией и моторной алалией

Будник Наталья Юрьевна
студент, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск
Козырева Ольга Анатольевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск

 

Формирование грамматического строя речи занимает особое место в речевом развитии ребенка. Одной из важных составляющих грамматического строя речи является словообразование. При реализации дифференцированного логопедического взаимодействия с детьми с разными формами речевой патологии многими исследователями [1,4] отмечается наличие специфических особенностей в освоении грамматического строя. Поэтому изучение особенностей словообразования у детей с различными клиническими формами общего недоразвития речи приобретает особую актуальность.

Нами было проведено исследование, направленное на сравнение особенностей навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3-4 уровня, и такими речевыми патологиями как дизартрия и моторная алалия. Исследование проводилось с двумя группами участников:

Группа 1  - 10 человек, имеющих заключение «дизартрия» в возрасте от 5 лет до 6 лет (2 человека), в возрасте от 6 лет до 6,5 лет  (8 человек).

Группа 2 - 10 человек, имеющих заключение «моторная алалия» в возрасте от 5 лет до 6 лет (10 человек).

Обследование проводилось на основе диагностического комплекса Серебряковой Н.В[3]. Критерии оценивания были адаптированы по методике Мазановой Е.В[2].

Комплекс включал в себя пять заданий: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование названий детёнышей; образование глаголов с помощью приставок; образование относительных прилагательных от существительных; образование притяжательных прилагательных от существительных. 

В экспериментальных группах результаты исследования свидетельствуют о значительных нарушениях семантического и морфологического уровня словообразовательных процессов. Во всех заданиях испытуемые в экспериментальных группах испытывали трудности. Наибольшие трудности в экспериментальных группах возникли в образовании приставочных глаголов, относительных прилагательных от существительных и в образовании притяжательных прилагательных от существительных. Словообразовательный компонент языковой системы у детей с дизартрией сформирован значительно лучше, чем у детей с моторной алалией. Словообразовательные процессы у детей с моторной алалией находятся на низком уровне.

Из полученных результатов констатирующего эксперимента мы разделили детей на две группы (рис 1).

 

Рисунок 1. Распределение испытуемых в зависимости от сформированности словообразовательных навыков

 

В первую группу с относительно благоприятной перспективой, входят 60% (6чел.) детей из экспериментальной группы 1 (дизартрия, ОНР 3-4 уровня). Вторая группа с менее благоприятной перспективой состоит: из 40% (4 чел.) детей экспериментальной группы 1 (дизартрия, ОНР 3-4 уровня) и из 100% (10 чел.)  детей экспериментальной группы 2 (моторная алалия, ОНР 3 уровня).  

В группе с относительно благоприятной перспективой дети не справились с заданиями: 

  • образование глаголов с помощью приставок: замещение менее частотных приставок более частотными, осуществляли неправильный выбор приставки либо не использовали их;
  • образование относительных прилагательных от существительных: ошибки в употреблении словообразовательных моделей с менее продуктивным суффиксом –н;
  • образование притяжательных прилагательных от существительных: замена или наложение суффиксов, употребление слов в начальной форме.

В группе с менее благоприятной перспективой развития дети не справились с такими заданиями как: 

  • образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: использовали фрагменты слов, контурных слов, отказывались называть, использовали основное именя существительного вместо уменьшительного;
  • образование названий детенышей животных: отраженное воспроизведение формы слова за экспериментатором, отказ назвать, замена названий детенышей животных называнием слов с уменьшительно- ласкательным суффиксом –чк –чек; ненормативное использование уменьшительно-ласкательных суффиксов –очк, -к, -ик.
  • образование глаголов с помощью приставок: осуществляли неправильный выбор приставки либо не использовали их; замена глагола существительным или другой частью речи.
  • образование относительных прилагательных от существительных: использование фрагментов слов, контурных слов; ошибки в употреблении словообразовательных моделей с менее продуктивным суффиксом –н, отказ назвать.
  • образование притяжательных прилагательных от существительных: замена суффиксов; наложение суффиксов; повторение заданного слова.  

Наибольшие трудности в обеих группах возникли в образовании приставочных глаголов, относительных прилагательных от существительных и притяжательных прилагательных от существительных.

Таким образом, из результатов нашего исследования, мы можем сделать вывод о том, что у детей с общим недоразвитием речи при моторной алалии и дизартрии обнаружены специфические ошибки в образовании притяжательных прилагательных от существительных, в образовании глаголов с помощью приставок и в образовании относительных прилагательных от существительных.

Словообразовательный компонент языковой системы у детей с дизартрией сформирован значительно лучше, чем у детей с моторной алалией. Словообразовательные процессы у детей с моторной алалией находятся на низком уровне. У детей с моторной алалией степень выраженности нарушения выше, чем у детей с дизартрией. У детей с дизартрией преобладают не грубые аграмматизмы, а у детей с моторной алалией преобладают грубые аграмматизмы не только на уровне говорения, но и выраженные трудности на уровне понимания грамматических элементов

 

Список литературы:
1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб., 2001г 
2. Е. В. Мазанова: Обследование речи детей 5 – 6 лет с ОНР. Речевая карта для проведения обследования в старшей группе ДОУ (М.: Издательство Гном)2014- с.40
3. Н. В. Серебрякова, Л. С Соломаха. Схема обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 
4. Туманова Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №6. - М., 2003. - с. 58